* По материалам пятой встречи Клуба «Мастерская детства».
Цветкова Т.В.,
канд. пед. наук, основатель и руководитель издательства «Творческий Центр Сфера», создатель Клуба «Мастерская детства», член-корреспондент МАНПО, Москва
Аннотация. В статье сделано обоснование вреда и пользы носимых технологических устройств (гаджетов) для всех сторон личности ребёнка, определена система влияния гаджетов на человека. Предложена система взаимодействия детей с гаджетами в соответствии с возрастными периодами развития ребёнка.
Ключевые слова: что такое гаджет, польза и вред гаджетов для детей, система влияния на детей, грани личности человека, «Мастерская детства», система использования гаджетов, причины «залипания» в гаджетах и приёмы их устранения.
Что такое гаджеты?
Представьте, что вы читаете русскую сказку, в которой главному герою, находящемуся за тридевять земель от родного края, необходимо донести весточку (сообщение) друзьям, невесте, царю и пр. Как это возможно сделать? Всё очень просто — волшебник / Баба-яга даром раздаёт каждому серебряное блюдечко с наливным яблочком или зеркальце («свет мой, зеркальце, скажи…»), посмотрев в которое, можно узнать, что в мире делается…
…А ещё в нём можно бесплатно слушать музыку, читать книги, получать сообщения… Утром человек просыпается, пьёт чай, слушает музыку, а потому ему приходит сообщение, что пора начинать трудиться или убрать в доме. Вот таким «зеркальцем» и стали для нас гаджеты в настоящей реальности. Задумаемся над этим! И главное — задумаемся, волшебство гаджета несет добро или зло.
Давайте сразу с вами договоримся, что гаджеты (носимые устройства) есть, и их нужно принять как данность. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, составляющей технического прогресса. Наиболее распространённые виды гаджетов — ноутбуки, планшеты, смартфоны, смарт-часы и шагомеры, подключенные к телефону или компьютеру, следящие за вашим перемещением по вашему согласию.
Все это технический прогресс. И это хорошо. Почему? Потому что технический прогресс сопровождает намерения человека и, применяемый правильно, своевременно и с осторожностью, служит ему, помогая в личном развитии. Мы не живём ради прогресса и не работаем ради прогресса, прогресс для нас — лишь инструмент. Он должен рассматриваться человеком как высвобождение времени для труда, разговора, творчества и созерцания. Но сегодня мы порой забываем, что цель этого прогресса, наших побуждений и созданных нами носимых устройств — это мы сами. А мы иногда принимаем ложную точку зрения, что ради самого прогресса мы с вами и работаем.
Слово «гаджет» происходит от английского gadget и означает принадлежность чего-то к чему-то. Фактически это какое-то особое техническое приспособление, наделённое повышенной функциональностью и портативностью для индивидуального использования.
Русский язык дает в данном случае очень «говорящую» подсказку: «Ну и ГАД же ты!». Это, конечно же, шутка, но в каждой шутке есть доля правды. Задумаемся над этим!
Как справиться с нарастающими изменениями и сопровождающим прогрессом без ущерба для себя и для детей? Как носимое устройство превратить в друга?
Различные источники информации, изученные мною по теме, показывают разброс мнений экспертов и учёных до диаметрально противоположных. Кто-то говорит, что нельзя запрещать и ограничивать доступ к гаджетам: нужно выдать ребёнку планшет, смартфон, и пусть сидит сколько хочет. Другие, наоборот, настаивают на полном запрете электронных устройств и требуют даже не показывать их детям. Причём это высказывания уважаемых людей, имеющих учёные степени кандидатов и докторов наук!
И в этом противостоянии предлагаю найти золотую середину.
Во время подготовки ко встрече в «Мастерской детства» я ознакомилась с большим количеством книг, статей, видеоматериалов в Сети, различных программ, изучила гигиенические требования СанПиН, приказы надзорных и регулирующих органов. Моя задача — выстроить систему разумного использования детьми электронных носимых устройств (гаджетов) с опорой на изученный материал.
Предложенный мною вариант системы — это сопровождающее основание. Именно его вы можете «пристроить» к своей жизни или написать собственное обоснование, комфортное для вас и которое создаст в вашей организации или семье условия для развития вас и вашего ребёнка.
Но всё же надеюсь, что моя система использования гаджетов будет принята на государственном уровне. А пока спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Польза и вред гаджетов для всех граней личности
Проанализировав полученную из разных источников информацию, я распределила её на два больших раздела:
Давайте определим, в чём же польза и вред носимых устройств для каждой стороны личности ребёнка. (О невидимых гранях развития личности я говорю на вводном уроке Клуба «Мастерская детства».) Напомню, что личность человека имеет четыре грани и они хорошо коррелируются с ФГОС ДО. Это:
— дух (побуждающее развитие, основа для взаимодействия) — социально-коммуникативное развитие;
— душа (чувства и восприятие) — художественно-эстетическое развитие;
— разум (интеллект) — познавательно-речевое развитие;
— тело — физическое развитие.
Их «огранка» — обязательное условие воспитания, просвещения и образования наших детей. И нам обязательно необходимо обеспечить ребёнку развитие всех сторон его личности.
Первая грань нашей личности — дух (социально-коммуникативное развитие). Есть ли здесь плюсы? Прежде всего это быстрое, доступное объединение и взаимодействие людей (сейчас эти слова подменили словом «коммуникация»): можно созвониться, списаться с кем угодно, даже если человек далеко. В компьютерных играх ребёнок получает подтверждение, что он победитель, что он хороший. А ещё в игре воспитывается воля. Если ребёнок научится регулировать своё поведение, то есть сначала сделал уроки, потом час поиграл (и ничто не может этот порядок нарушить), потом пошёл гулять с друзьями и т.д., то это просто отлично. Это и есть управление технологиями. Я настойчиво доношу мысль, что мы должны опомниться и начать технологиями управлять, воспринимая их как систему, служащую человеку.
Но и минусы здесь тоже очень существенные. Нет никакой ответственности у создателей информационного содержания, которое через носимые устройства транслируется нашим детям: убил ты в игре человека или ещё кого-то — ну и что, ну убил и убил, обманул и обманул. Не воспитывается характер, не воспитывается воля, но взращивается равнодушие. И самое главное — нет выполнения своего предназначения. Иными словами, в этих играх человек не становится личностью, он становится пустышкой-марионеткой, ведь он всё время идёт к цели, поставленной не им. Развлечение становится главенствующим.
Следующая грань личности — душа, отвечающая за чувства и восприятие. Во ФГОС ДО — это художественно-эстетическое направление развития ребёнка. Душа «любит» музыку, петь, танцевать, рисовать. Эта грань мощно развивается у ребёнка до 7 лет. Он просто купается в эмоциях и чувствах. Напомню, что цель развития этой грани — воспитать в ребёнке способность любить.
Какие плюсы можно получить от использования гаджетов?
Если скучно, если устал, ребёнок садится играть. Да, душа радуется, если она выиграла в игре. Это её потребность — поиграть в планшете или телефоне, получить положительные эмоции. Ребёнок победитель, ему очень хорошо, то есть душе с гаджетом хорошо! Можно послушать музыку, можно посмотреть видео об искусстве… Если вышеуказанное содержание взрослыми отобрано и осмыслено, получение этих знаний через гаджеты играет наиболее положительную роль. Вот сколько плюсов! Как раз в развитии души ребёнка гаджет играет наиболее положительную роль.
Но в чём же вред?
Непроверенное содержание источников информации портит ребёнку эстетическое восприятие и не формирует его вкус. Мелькающие картинки вредят психике и мешают сосредоточению в понимании восприятия его картины мира. Чувства выхолащиваются, эмоции становятся ненастоящими. Почему это происходит? Нужно знать и помнить, что эмоции — это реакции. А частая смена реакций и реактивное сознание могут быть опасны для ребёнка, так как не проводят его к самоосознанию, не дают ему времени размышлять и действовать осознанно. Восприятия и мышление нарушаются, что и приводит ребёнка к нестабильности и разрозненному сознанию, которое мы сегодня называем «клиповым мышлением».
Следующей грани — разуму (по ФГОС ДО — познавательному и речевому развитию) польза от гаджетов большая. Можно посмотреть, послушать, прочитать содержательно-познавательный контент. Доступны различные программы и игры, формирующие нужные навыки и умения у ребёнка. Главное опять же — отбор содержания. Это плюсы.
Главный вред гаджетов для познавательного развития — пассивное восприятие. Знания в принципе не усваиваются. Это как жвачка — жуёшь, жуёшь, а в желудке пусто, ничего там не появляется. Это пассивная информация, этакий сёрфинг по волнам интернета: что-то схватил здесь, что-то там — а пользы может не быть никакой. Контролируйте это! Чтобы ребёнок не просто «тупил», и чтобы у него развивался мозг, определяйте для него цели, задачи и параметры. Если цели, задачи и параметры вами не определены, знаниевый эффект ребёнка от использования гаджетов снижается до нуля.
Если взрослый пассивен и глубина влияния гаджетов им не осознана, то положительного воздействия не происходит. Это порождает пустое времяпрепровождение, потому что не появляется связки «задача и решение», а следовательно, нет перехода к педагогическим техникам: знания (что-то узнал), умения (потом что-то попробовал сделать) и навык (уже умеешь что-то делать). Вот этой связки при использовании гаджетов и нет, но и она возможна.
Примеры таких связок есть — это игры. Например, ребёнок играет на компьютере в футбол, но, чтобы пройти на следующий уровень, ему нужно пойти и поиграть в футбол на настоящем поле с настоящими игроками. Запомните этот пример и применяйте в диалоге с детьми.
Главный вред от гаджетов познавательному развитию в том, что не формируется реальная картина мира. Например, ребёнок подходит к окну и пытается увеличить картинку, которая за окном. Он не понимает, что это стекло, а за окном — просто пейзаж. Ребёнок не понимает, как вообще устроен реальный мир! Ему кажется, что настоящий мир — в этом небольшом устройстве. Это очень опасно с точки зрения безопасности ребёнка.
Наибольший вред использование гаджетов приносит речевому развитию. У ребёнка нет общения и тактильного соприкосновения с другим человеком, речь не развивается совсем, ребёнок не говорит. Страдают и вербалика (словесное общение), и невербалика (передача информации без слов, через мимику, жесты, тон, позу и другие сигналы).
Польза гаджетов для речевого развития — есть программы, развивающие речь: составление слов, кроссворды, словари. Но и здесь таится большая опасность, особенно при обучении иностранному языку. К сожалению, многие современные мамы пытаются начать обучение ребёнка иностранным языкам очень рано. А ведь сначала нужно сформировать родную речь и только потом давать второй язык. Некоторые дети просто замолкают. Таких случаев я видела много.
Грани личности — физическому развитию — гаджеты наносят наибольший вред. С этим согласны все. Недостаток движения и необходимых видов деятельности ведёт к недоразвитию всех физических систем ребёнка, наносится вред здоровью по всем направлениям без исключения, происходит замыкание человека в самом себе.
Но и здесь можно найти положительный момент. В чём же польза от гаджетов телу и здоровью?
Гаджет становится другом, если мы используем приложения, помогающие контролировать параметры здоровья и тела, или программы с онлайн-тренировками, обучающие новым движениям и т.п. А польза в следующем. Обращаясь к приложению, вы получаете «секретаря» или помощника, который упорядочивает и направляет вашу жизнь согласно вашим целям.
Итак, подведём итог роли гаджетов для всех граней личности.
Польза от применения гаджетов:
— доступна почти любая (кем-то размещенная) информация: книги, тексты, видео-, аудиоматериалы — всё под рукой;
— удобная онлайн-коммуникация;
— есть разные приложения для развлечения и развития мозга, памяти, изучения языков, стимулирования познавательной и творческой деятельности.
Вред от использования гаджетов:
— бесконтрольное времяпрепровождение в ущерб нужной и полезной деятельности и общению, творческому развитию ребёнка;
— получаемое огромное количество информации непредсказуемого качества (потребление контента сопровождается рекламой, которая точно не нужна);
— проживание чужой жизни в ущерб и взамен своей (тратятся силы, энергия ни на что, на пустоту);
— формирование негативных (отрицательных) качеств личности и черт характера.
Обозначим главные критерии!
Когда гаджет друг — я владею гаджетом, и он мой помощник.
Когда гаджет враг — гаджет владеет мной, мешает мне жить реальной наполненной жизнью.
Система пользы и вреда гаджетов представлена в форме составленной мной таблицы.
Важно вот ещё о чём знать взрослым и объяснять это детям. Гаджет — это помощник, организатор, секретарь, записная книжка, распорядок дня и навигатор. Единственный недостаток всех перечисленных положительных возможностей в том, что вся размещённая и заявленная в нём информация переходит в открытый доступ и может быть использована против своего владельца. Но заявленные сервисы настолько удобны, что в момент пользования ими большинство не задумывается о возможных последствиях (шантаж, давление, вторжение в частную жизнь, сопровождающая и скрытая реклама, контроль местонахождения, принудительное управление движением, вовлечение в опасные и ненужные сообщества и мероприятия).
Мы разобрали тему пользы и вреда постоянно носимых нами электронных устройств (гаджетов), обосновали плюсы и минусы по направлениям развития личности (в соответствии с ФГОС ДО) и, главное, — определили критерии, когда устройство может называться другом, а когда оно является настоящим врагом.
В продолжение темы (в следующем номере журнала) я более подробно расскажу о безопасной системе использования гаджетов детьми, а также о причинах «залипания» в гаджетах и о том, как решить и победить эту проблему.
(Продолжение следует.)