* По материалам пятой встречи Клуба «Мастерская детства».
(часть 2)
Цветкова Т.В.,
канд. пед. наук, основатель и руководитель издательства «Творческий Центр Сфера», создатель Клуба «Мастерская детства», член-корреспондент МАНПО, Москва
Аннотация. Статья продолжает тему обоснования вреда и пользы носимых технологических устройств (гаджетов) для всех сторон личности ребёнка**. В этой части будут раскрыты следующие вопросы: система использования гаджетов детьми; причины «залипания» в гаджетах и приёмы их устранения; средства формирования грамотного использования девайсов.
** См. журнал «Управление ДОУ» №2, 2025.
Ключевые слова:польза и вред гаджетов, система влияния гаджетов на детей, «Мастерская детства», система использования гаджетов, причины «залипания» в гаджетах и приёмы их устранения.
Система использования гаджетов детьми
Материалы большей части изученных мною источников отвечают на вопрос, как помочь детям, которые уже больны и зависимы от гаджетов, рекомендуя направлять к психологам или психоневрологам. Мне же в моём исследовании было важно найти ответ на вопрос, что сделать, чтобы таких детей становилось как можно меньше.
И поверьте, что мы, взрослые, можем им в этом помочь.
Мы, взрослые, самостоятельно управляем своей жизнью: проходим большой путь в достижении поставленных целей, пошагово решая необходимые задачи, принимаем ответственность за себя и окружающих. И мы впервые в своей жизни столкнулись с технологическим переходом такого масштаба. Но мы встретились с ним в осознанном возрасте, а дети воспринимают носимые устройства как данность, оставаясь детьми. Поэтому, чтобы не потерять их и сохранить им здоровье, нам необходимо создать систему взаимодействия с технологическими устройствами и обучать этому детей с раннего возраста. И это возможно сделать следующим образом.
Во-первых, определив систему влияния носимых технологических устройств (смартфон, планшет, ноутбук):
— как престижный аксессуар;
— устройство и систему общения и взаимодействия (телефонная связь, социальные сети);
— способ доступа к информации (поисковые системы, СМИ, библиотеки);
— систему воздействия (поступление незапрошенной и невостребованной информации);
— устройство сопровождающего контроля (биллинг, трекинг, местонахождение, портрет потребности пользователя, анализ базы запросов и предпочтений, контроль телефонной книги и перекрёстных звонков, сохранение, учёт и архивирование номеров);
— средство платежа (привязывание телефонного номера к счёту в банке);
— удостоверяющий документ (электронный документооборот, штрих-коды и QR-коды как система оплаты, привязывание внешности пользователя к счёту в банке, сопровождающие смс-уведомления).
Во-вторых, если мы установили, что причина растерянности и разброса мнений по поводу гаджетов в гипербыстрой технической революции и стремительном технологическом прогрессе, то давайте объясним это детям. Мы (взрослые) были к нему не готовы. Они тоже к нему не готовы, так как наблюдая гаджеты с рождения, не воспринимают их как опасность, не знают, что новые средства производства уже породили новые производственные отношения и в одном поколении сменили систему общения и взаимоотношений людей друг с другом.
Кстати, похожее явление мы переживаем уже не первый раз: подобное наблюдалось с появлением телевидения, изобретением автомобиля. Масса людей погибла на дорогах, прежде чем были приняты правила дорожного движения. Поэтому и сейчас нужно просто сформулировать и принять правила. И это главный вопрос для родителей сегодня, так как правила семьи вы можете принять сами. А утвердив их, неукоснительно им следовать.
И кстати, правила уже прописаны в СанПиН и федеральном государственном стандарте. Так как правила уже есть, надо просто обратить на них внимание, адаптировав их к своей собственной семье. Если правила станут нормой, то у большинства будет так, как у всех, а не так, как сейчас: кто-то вообще запрещает гаджеты, считая их врагом, а кто-то даёт, и всё — пользуйтесь, как хотите.
В нашей «Мастерской детства» выработаны и приняты правила, которые я назвала «Система использования гаджетов детьми (правила электронной гигиены нашего времени)». Возможно, они противоречат мнению какой-то части родителей и отчасти сегодняшней реальности. Но на самом деле правила, которые я предлагаю, опираются на серьёзный научный фундамент и выводы из личного опыта работы, накопленного за десять с лишним лет.
Правила привязаны к возрастным этапам развития ребёнка, чтобы было понятно, в каком возрасте и каким образом мы даём ребёнку гаджет и какие правила при этом должны быть.
Первый этап (от рождения до 3 лет)
Первый этап — первоначальное знакомство. До 3 лет девайс не нужно давать ребёнку вообще! Можно показать ему телефон как предмет окружающего мира, так же, как и другие предметы — книгу, чашку и т.д.
Наша задача — показать ребёнку картину реального мира, а девайс — его частью. Ребёнку необходимо объяснить, что по телефону можно пообщаться с родными и близкими: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сёстрами и братьями. Но важно внушить ребёнку, что телефон — это предмет взрослого, он не для ребёнка.
Родители и взрослые в присутствии малыша могут работать, говорить по телефону, но не «зависать» в нём.
Это правило — взрослые в присутствии малыша не «зависают» в телефонах! А занимаются другими делами. Не нужно никаких запретов! Мы вообще ничего не будем запрещать! Запреты — это путь в никуда. Представляете, кто-то для нас создал вот эту пирамиду, матрицу, в которой мы все находимся. И если мы будем запрещать, мы там же и останемся. Нам нужно построить свою систему, построить свой храм, свой дом, свою «Мастерскую детства» и уже в ней выстраивать это пространство по своим законам. Не бороться с гаджетами, а выстроить свою собственную систему электронной гигиены нашего времени.
До 3 лет гаджет ребёнку не нужен совсем. Ведь ведущие виды деятельности до года — это личностное общение с близкими, манипулятивная деятельность, а в раннем возрасте, с года, — предметная.
Замена традиционной детской деятельности гаджетами чревата пропуском сензитивных периодов развития. Недостаточность необходимых ребёнку активностей негативно сказывается на развитии его мозга. Более того, научные исследования показали, что именно в этом возрасте использование девайсов наносит наибольший вред ребёнку, так как может возникнуть дофаминовая (наркотическая) зависимость*.
* Ознакомьтесь, например, с книгой психиатра и исследователя головного мозга Манфреда Шпитцера «Антимозг: цифровые технологии и мозг» (М., 2014).
Важное правило, которое я рекомендую принять в каждой семье, — нельзя использовать гаджет во время еды! Причём никому — ни взрослому, ни ребёнку! Дома, в гостях, ресторане по правилам этикета нельзя даже класть гаджет на стол во время еды. На столе гаджетов не должно быть вообще — это очень важно!
Второй этап (от 3 до 5 лет)
В младшем дошкольном возрасте нужно сформировать общее представление о девайсах. Ребёнку показываются телефон, компьютер и обязательно даются общие пояснения, как ими пользоваться. Ничего страшного не случится, если он подойдёт, подвигает мышкой, это всё допустимо. Главное — соблюдать правило личного пользования гаджета: у ребёнка не должно быть личного гаджета, он его получает только из рук родителя и на определённое время.
Время использования гаджетов в день (по СанПиН): ребёнком 3–4 лет — 10–15 минут, 4–5 лет — 15–20 минут.
Всё, что смотрит ребёнок — развивающие приложения или мультфильмы, — выбирают сами родители.
Третий и четвёртый этапы (от 5 до 7, от 7 до 11 лет)
Старший дошкольный возраст, где как раз идёт ознакомление с миром девайсов (первоначальные навыки пользования).
Ребёнку необходимо рассказать о компьютере и электронной почте, смартфонах, о том, как нужно играть, правилах в играх и др. Важно донести до ребёнка, что есть мир реальный (настоящий), а есть — виртуальный, и они очень разные. Нужно рассказать, как в этом мире вообще жить, как эти миры различать.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте зачастую родители дают детям гаджеты без разбора, не понимая, что они вредят ребёнку. И это самая большая беда!
Правила для детей до 11 лет должны быть аналогичны правилам второго этапа. Но добавляется ещё одно правило — приложения и игры устанавливаются только по разрешению родителей и на гаджет родителя. Иными словами, ребёнок может попросить: «Установи мне вот такую-то игру». Взрослый должен её проверить и принять решение, устанавливать или нет.
Я рекомендую давать ребёнку не смартфон, все-таки это рабочий инструмент родителя, а планшет или ноутбук, у него экран больше, что важно для сохранения зрения ребенка.
И еще одно очень важное правило — до 11 лет вообще не нужно покупать и дарить личные гаджеты! Давайте ребёнку до 11 лет только свой девайс. А для связи с вами ребёнку достаточно приобрести обыкновенный кнопочный телефон, доступный для любого бюджета. Правило простое — ребёнок может получить личный гаджет только после 11 лет. Причем даже в этом случае нужно соблюдать правило, что играть в гаджет ребёнок может только после того, как выполнит домашнее задание. И по-другому быть не может — об этом вы договариваетесь, прописываете и неукоснительно соблюдаете.
Гигиенические правила рекомендуют, что непрерывное экранное время в этом возрасте не должно превышать 40 минут. Это очень важно, иначе очень сильно портится зрение. После использования гаджета нужно делать перерыв минимум на 10 минут, сделать глазную гимнастику, двигательные упражнения (разминку) и так далее.
Наушники детям лучше давать только с 11 лет, так как их использование в дошкольном возрасте наносит непоправимый вред слуху. Школьникам можно пользоваться наушниками не более часа в день, причём громкость шума допустима не более 60%.
Что еще важно. Если вы покупаете ребёнку после 11 лет личный смартфон, то обязательно подключите в нём функцию родительского контроля. Он должен быть обязательно! Для этого достаточно установить любое приложение, ограничивающее срок использования общего экранного времени до 2 часов в день и ставящее полный запрет на использование в ночное время.
Пятый этап (с 11 лет)
С 11 лет уже можно регистрироваться в социальных сетях, делать различные вещи с девайсами, поэтому очень важно, чтобы ребёнок знал правила пользования любыми бытовыми гаджетами, интернетом и правила общения в социальных сетях.
Правила использования гаджетов обобщены в таблице 1.
Таблица 1
Система использования гаджетов детьми
(правила «электронной гигиены» нашего времени)*
* Курсивом в таблице выделены правила для всех возрастов.
Этап/возраст | Что делать/правила |
1. Первоначальное знакомство (до 3 лет) |
Гаджеты — предметы окружающего мира, ребёнок должен знать, как они называются и зачем нужны. Это — предметы для взрослых и вообще не даются ребёнку. Родители и взрослые в присутствии ребёнка сами не «зависают» в смартфонах. Нельзя использовать гаджет во время еды! Никому и нигде! |
2. Формирование общих представлений (3–5 лет) |
Ребёнку дают общие пояснения, что такое гаджеты и как ими пользоваться; разъясняют первоначальные навыки работы с планшетом или ноутбуком. Правила: Время пользования гаджетом для ребёнка: |
3. Формирование понятийного аппарата и правил обращения с девайсами (5–7 лет) |
Ребёнка знакомят с гаджетами подробнее, читают книги об этом, рассматривают наглядные пособия. Девайс может даваться ребёнку для какой-то деятельности (в основном познавательной). Правила К правилам второго этапа добавляется: 4) гаджет даётся ребёнку и во время занятий для какой-то деятельности (в основном познавательной). Время пользования гаджетом для ребёнка 5–7 лет — до 30 мин |
4. Получение навыков обращения с девайсами под присмотром взрослого (7–11 лет) |
Цели применения интернета расширяются: больше использования в учебных целях, игры становятся серьёзнее. Ребёнка знакомят с правилами безопасного пользования смартфоном, компьютером, интернетом, общения в социальных сетях. Правила пополняются: 1) ребёнок пользуется только гаджетом родителей по их разрешению, свой ЛИЧНЫЙ гаджет ребенок может получить только после 11 лет; 2) гаджет ребёнку выдается после выполнения всех домашних заданий; 3) непрерывное экранное время не должно превышать 40 мин, после этого необходим перерыв 10 мин; 4) в перерывах делать упражнения для глаз и разминку; 5) время непрерывного использования наушников не более часа, на громкости 60% от максимальной; 6) ребёнок знает и выполняет правила безопасного пользования смартфоном, компьютером, интернетом, общения в социальных сетях. Время пользования гаджетом: не больше часа в день |
5. Самостоятельное использование девайсов в обучении и отдыхе, планирование своей деятельности (11–18 лет) |
Возможность регистрации собственного аккаунта в соцсетях и ведение его. Возможны игры с групповым взаимодействием в Сети. Возможность получения собственного гаджета, но под родительским контролем. Более широкое использование гаджетов в учебных целях. Правила К пунктам 2–6 четвёртого этапа добавляются: 1) на всех гаджетах ребёнка устанавливается приложение «Родительский контроль»; 2) на период ночного отдыха гаджеты выключаются с помощью программы. Время пользования гаджетом: не больше двух часов в день |
Если вы решите, что личный телефон ребёнку нужен с первого класса, то приобретите самый простой, кнопочный, его будет достаточно для связи. Если же вы дадите ребёнку смартфон с доступом в интернет даже с часовым ограничением, всё равно вы не будете иметь понятия, что будет делать ребёнок в Сети! По сути дела, вы отдадите воспитание ребёнка непонятно кому. А теперь скажите: в смартфон, то есть в интернет, кто вложил всё это неконтролируемое наполнение? Представьте себе некоего человека или организацию, наполнивших этот смартфон каким-то содержанием. Кто это? И какую они преследуют цель, выкладывая информацию в интернет? Задумайтесь! Задумайтесь об этом!
Давая ребёнку смартфон, вы толкаете его в море бесконтрольной информации сомнительного качества! Задумайтесь о том, что вы делаете! Это очень опасно — отправлять ребёнка одного в этот придуманный, искусственно созданный кем-то, зачастую враждебный мир. И происходит это только из-за отсутствия родительской осознанности. Но как только взрослый человек осознает, что гаджет — это лишь система передачи информации детям, всё встанет на свои места и начнут создаваться безопасные системы использования гаджетов, где гаджет — друг, а не враг.
В любом случае нужно искать компромисс. И если у вашего ребёнка уже есть смартфон, примите вместе с ним правила. Если у всех одноклассников смартфоны, поговорите с родителями, объясните им риски бесконтрольного пользования смартфоном. В любом случае надо договариваться. Помните, что мы ничего не запрещаем, мы просто строим свой дом. Дом своей семьи, своей школы, своего детского сообщества.
Я посмотрела много видео о компьютерной зависимости. Зафиксированы случаи, когда ребёнок с ножом кидается на родителей. Врагу не пожелаешь быть родителем такого ребёнка. Это психическое заболевание! Это беда! И зачем нам это нужно? Зачем мы своими руками будем губить ребёнка? Мы желаем своему ребёнку совсем другого будущего!
Важно понимать, где гаджет уместен, а где он совсем не нужен, и что он не может заменить нашу жизнь! Он может лишь помочь в определённых видах деятельности, например в познавательно-исследовательской или прослушивании музыки. А вот в самообслуживании, конструировании, изобразительной деятельности гаджет не поможет.
Можно предположить, что гаджет хорош в игровой деятельности. Да, игр много, но обратите внимание: ведущая игровая деятельность дошкольников — это сюжетно-ролевая игра, и с 5 лет — это ведущий вид деятельности. Вспомните и назовите, какая есть сюжетно-ролевая игра в гаджетах? В данном случае гаджеты могут заполнить только небольшую толику потребности в игре.
Причины «залипания» детей в гаджетах и как их устранить
Почему же взрослые, наверняка понимая вред гаджетов, дают их ребёнку?
Первая причина — ребёнок балуется, мешает, или маме вообще не до ребёнка, или что-то ещё. И мама даёт гаджет, чтобы ребёнок не мешал ей.
Вторая причина — в иллюзии полезности гаджетов. Типа малыш умный, он занят делом. Но это не так. Я это доказала, рассмотрев пользу и вред всем сторонам личности в первой части статьи*. Слишком мало ведущих видов деятельности, где можно гаджет использовать.
* См. стр. 37–42, «Управление ДОУ», №2, 2025.
Третья причина — недостаток общения с родителем. Ребёнок «залипает» в гаджетах, потому что ему одиноко.
Четвёртая — нереализованная потребность в игре, отсутствие других увлечений, недостаток общения со сверстниками, желание быть как все, желание получить радость.
Это лишь часть причин. В таблице 2 собраны причины и способы их устранения.
Таблица 2
Причины «залипания» детей в гаджетах
Причины | Решение |
Мама даёт гаджет, так как ребёнок балуется, мешает ей делать свои дела. С гаджетом интересно и весело. У ребенка формируется зависимость от этих развлечений |
См. правила «электронной гигиены» нашего времени, когда и на какое время давать гаджет. Родители же не разрешают включать газ или «пробовать на вкус» уксус! Проблема в кажущейся полезности гаджетов: малыш умный, занят делом. Но ребёнок не готов самостоятельно овладевать гаджетом, игры надоедают, хочется «полазить» по разным сайтам |
Недостаток общения с родителями |
Добавьте себя в жизнь ваших детей. Если ребёнок «зависает» в гаджетах, значит, в его жизни нет взрослого. Больше времени проводите вместе, больше общайтесь, занимайтесь полезными делами: семейные дни, интересные занятия |
Нереализованная потребность в игре — взрослый не предлагает другую игру | Играйте с ребёнком, организуйте игры, научите играть. Предложите игру аналогичную игре в гаджете: давай спрячем что-то и будем искать. Если в гаджете игра агрессивная — организуйте бой подушками в детской |
Если он играет в поиск | Играйте в игры-путешествия, сходите в лес, музей, на экскурсию |
Желание играть в разные игры — эмоциональная разгрузка | Альтернатива — дети самостоятельно снимают и монтируют ролики. Например, как делаются поделки (см. видео из «Мастерской детства») |
Отсутствие других увлечений | При правильно организованном воспитании предпочтения ребёнка должны быть понятны уже до школы. Помимо школы организуйте дополнительное образование ребёнка: студии, кружки, школы искусств и спортивные и т.д. |
Недостаток общения со сверстниками | Организуйте это общение: центры развития в дошкольном возрасте, школы, студии, кружки, дополнительное образование, досуг |
Желание быть как все | «Все» тоже должны увлекаться другим, жить полной жизнью: играть на скрипке, рисовать, плавать, гулять, путешествовать и т.д. Круг общения ребёнка важен |
Желание получить радость от процесса игры, выигрыша и победы | Не обесценивайте этот процесс, показывайте другие виды получения таких эмоций. Новые места, путешествия, знакомства. Создавайте другие условия для победы и выигрыша |
Завершу данную тему «непедагогичными» пожеланиями на основе собственного опыта:
2) разъясняйте ребёнку технологические возможности носимых электронных устройств и их применения;
3) настаивайте, что работа с гаджетом — это не только получение полезной и нужной для развития информации, но и зависимость, угроза, возможная опасность;
4) ограничивайте время использования ребёнком гаджета, разъясняя ему, что это предоплаченная услуга; не уставайте ему это объяснять и договариваться с ним;
5) хвалите ребёнка за умное использование гаджетов, за его правильные интересы, намерения и стремления;
6) устраивайте соревнования, кто быстрее найдёт в интернете нужный познавательный контент, выполнит перевод с другого языка и т.д.;
7) как можно дольше оттягивайте наступление момента, когда вы не сможете влиять на способ использования гаджета вашим ребёнком;
8) терпения вам, настойчивости и любви!
Надеюсь, что эти советы вам помогут. Вы задумаетесь и измените что-то к лучшему в своей семье, не запрещая, а договариваясь друг с другом.
Средства формирования грамотного использования гаджетов
Выбор взрослого человека — учиться и развиваться. Взрослый человек не думает, что «само рассосётся», что «все так делают, и мне так можно, и пусть дальше так будет».
Важно принять правила и сделать гаджет другом. В этом вам помогут средства формирования грамотного поведения в использовании девайсов — методические и наглядные пособия, детские книги, фильмы, например:
— «Путешествие в Цифроград: знакомимся с компьютером» (Т.А. Шорыгина);
— «Сказки-подсказки. Компьютерные сказки. Беседы с детьми о компьютерных технологиях» (Т.В. Шипошина, Н.В. Иванова);
— «Беседы об изобретениях и открытиях» (Т.А. Шорыгина);
— «Правила информационной безопасности для детей 5–11 лет»: комплект из 4 образовательных плакатов формата А3 с текстом на обороте (правила безопасного пользования мобильным телефоном, правила безопасного пользования компьютером, правила безопасного пользования интернетом, правила безопасного общения в социальных сетях).
Надеюсь, что осознанным педагогам и родителям, конечно же, не всё равно, поэтому они выберут путь учиться и развиваться. Необходимо, чтобы осознанности становилось больше и родители детей группы или класса, в котором обучается ваш ребёнок, разделяли с вами ценности и правила. Это очень важно!
Задумайтесь об этом и начните управлять своей жизнью сами, не позволяйте кому-то управлять вашей жизнью через гаджеты.
По QR-коду можно скачать инфографику «Система использования гаджетов детьми» и «Причины «залипания» детей в гаджетах» и использовать ее в своей работе с родителями и педагогами.
Видеозапись встречи можно посмотреть здесь:https://tc-sfera.getcourse.ru/pl/teach/control/lesson/view?id=316583099&editMode=0