Лебедева И.Н.,
канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
Юрченко Т.И.,
заведующий, детский сад № 83 Фрунзенского р-на, Санкт-Петербург
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы групп комбинированной направленности в детском саду с точки зрения ценностных ориентаций инклюзивного общества. Обсуждаются принципы, условия и опыт работы ДОО по организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова. Инклюзивное образование, группы комбинированной направленности, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, педагогические технологии.
Развитие инклюзивного образования сопряжено со становлением ценностей инклюзивного общества, готового принять особенности и возможности каждого человека. Меняющееся отношение к детям с нарушениями развития начинается с государственной образовательной политики и продолжается в сознании каждой семьи и каждого человека. Это актуализирует проблему для детских садов, которые являются одними из первых «социальных институтов», объединяющих детей, педагогов, родителей для поиска вариативных организационно-педагогических условий управления процессом включения ребенка с ОВЗ и его семьи в общеобразовательную среду [2; 8—10 и др.].
Пункт 1.2 ФГОС ДО декларирует принцип поддержки разнообразия, сохранения уникальности и самоценности детства, т.е. понимания его как значимого «самого по себе» периода. Эти представления определяют миссию групп комбинированной направленности в нашем детском саду как нормативно закрепленной структуры, позволяющей в инклюзивной практике сохранять самоценность детства дошкольников с особыми образовательными потребностями [1; 3; 9].
На основании современных теоретико-методологических подходов выделяются общие для всех детей с ОВЗ, специфичные для каждой категории детей и индивидуальные, т.е. обусловленные уникальными условиями, особые образовательные потребности (ООП) [2; 8; 10]. Мы разделяем подход к пониманию инклюзивного образования как специально организованного образовательного процесса, обеспечивающего включение и принятие детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников в общеобразовательном учреждении, дошкольное образование детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам и/или индивидуальным образовательным маршрутам с учетом их особых образовательных потребностей.
Сохранение самоценности детства ребенка с ОВЗ в нашей инклюзивной практике базируется на удовлетворении следующих общих особых образовательных потребностей:
— максимально раннее время начала психолого-педагогической помощи;
— реализация адаптированных образовательных программ;
— выбор специфических методов и средств коррекционно-педагогического воздействия;
— вариативность и разнообразие содержания организационных форм образования (обучения и воспитания);
— расширение границ образовательного пространства за счет средств социального партнерства с другими учреждениями;
— расширение круга лиц, участвующих в образовании, предполагающее укомплектованный штат и обязательное включение семьи в процесс реабилитации ребенка с предварительной подготовкой членов семьи силами квалифицированных специалистов.
Необходимость сочетания учета общих особых образовательных потребностей и специфичных, связанных с нозологической категорией детей с ОВЗ, определила ряд принципов работы коллектива ДОО и условия работы групп комбинированной направленности [4; 6].
Принципы психолого-педагогического сопровождения, на основании которых выстраивается дошкольная педагогическая система инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ в нашем учреждении, нацелены на реализацию фундаментальных положений отечественной педагогики и обеспечение практической реализации инновационных идей современного образования. Остановимся на кратком изложении этих принципов.
Принцип динамического характера психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ базируется на учете уровня достижений (актуального уровня развития) и верного определения зоны ближайшего развития по всем линиям психического развития и областям образовательной программы для каждого ребенка. Стратегия и тактика сопровождения предполагают:
— использование различных технологий мониторинга;
— современной методической и материально-технической базы;
— гибкой «подстройки» педагогических технологий под потребности и возможности каждого ребенка;
— использование полифункционального оборудования, доступного при любых особенностях сенсомоторного развития.
В рамках реализации данного принципа в нашей ДОО была разработана технология педагогической диагностики для воспитателей, реализующих разные образовательные программы с дошкольниками [4].
Принцип целенаправленности и целесообразности стратегии психолого-педагогического сопровождения предполагает ориентацию всей стратегии психолого-педагогического сопровождения на развитие у ребенка восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе (независимо от его индивидуальных особенностей). Мы считаем это значимым и для типично развивающихся детей. Этому способствует создание объединяющих детей форм деятельности и их взаимодействие «в едином смысловом поле» с распределением действий, позиций каждого партнера, взаимным доверием и открытостью.
Навыки кооперации сверстников вне зависимости от особенностей их развития, на основе познавательных, игровых, деловых интересов, полученные в дошкольном возрасте, на наш взгляд, станут фундаментом дальнейшего «включения» ребенка с ОВЗ в социум [1; 3; 11]. Реализация этого принципа в системе работы ДОО реализуется через профилактику появления депривационных социальных факторов развития, один из которых — исключение ребенка из коллектива сверстников, что необратимо влияет на процесс его социализации.
Полноценное инклюзивное образование предполагает, что максимальную пользу от него получает и ребенок с ОВЗ, и типично развивающийся дошкольник и их семьи. В коллективе ГБДОУ № 83 разработана и внедрена технология социально-коммуникативного и речевого развития детей в условиях групп комбинированной направленности для использования ее педагогами на основе взаимодействия разных специалистов: инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога [7].
Индивидуальные различия в темпах психического развития в дошкольном возрасте могут быть достаточно выраженными. Педагоги групп комбинированной направленности для сохранения самоценности детства должны понимать вариативность нормальных темпов развития и представлений об общности закономерностей психического развития для всех детей. Сложное взаимодействие биологических, генетических, социальных факторов, соматического здоровья ребенка определяет поступательный и неравномерный характер развития.
Этот принцип служит основополагающим в процессе определения прогноза развития для каждого ребенка. Мы верим в то, что нет необучаемых детей, и чрезвычайно важно создание благоприятной социальной среды для каждого ребенка. Для создания атмосферы общности интересов семьи и ДОО, оказания практической помощи семье и снятии затруднений в детско-родительских отношениях в ГБДОУ № 83 успешно функционирует практико-ориентированная программа (технология) сопровождения родителей детей групп комбинированной направленности «Песочная страна» [4].
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с особыми образовательными потребностями требует от команды педагогов максимальной готовности к изменению тактики и стратегии в создании гибкого образовательного пространства. Психофизиологические и поведенческие проявления как главные индикаторы благополучия ребенка в среде ДОО требуют от педагогов постоянной «руки на пульсе» возникающих изменений, готовности к оказанию своевременной адекватной коррекционно-развивающей поддержки и возможности педагогического проектирования образовательной среды, создающей пространство для ребенка, а не приспосабливающей его к имеющимся условиям.
Принцип вариативности характера взаимодействия взрослого и ребенка позволяет реализовывать потребность любого ребенка, в том числе и с ОВЗ, в признании его достижений, сохранении его эмоционального благополучия. В процессе инклюзивного дошкольного образования важно осознавать, что любой ребенок может познавать окружающий предметный, природный, социальный мир, но не всегда может использовать для этого способы, которыми пользуются типично развивающиеся (здоровые) сверстники [1; 2].
Мы хотим обратить внимание:
— на существующее противоречие между ростом востребованности инклюзивного дошкольного образования в обществе и кадровым дефицитом педагогов, обладающих профессиональными и личностными компетенциями, нужными в «детском саду для всех»;
— необходимость удовлетворения профессиональных запросов педагогов инклюзивного образования на повышение квалификации (в том числе с использованием технологий дистанционного обучения) и системный мониторинг профессиональных дефицитов;
— положительные изменения в практике инклюзивного образования, обусловленные целенаправленной государственной политикой в сфере защиты прав детей с ОВЗ.
Литература
1. Вечканова И.Г., Грызлова Л.Н., Каптилина Т.А. Организация совместного образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в группах различной направленности ДОУ комбинированного вида // Инклюзия и особый ребенок: система ценностей: Мат-лы XX Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства». СПб., 2013.
2. Гончарова Е.А., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии. Альманах института коррекционной педагогики. 2019. Альманах № 39. URL: .https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/children-with-special-educational-needs-in-the-system-of-concepts-of-cultural-historical-psychology (Дата обращения 22.05.2020).
3. Дети с ОВЗ в детском саду: особенности комплексного сопровождения: методические рекомендации для специалистов ранней помощи и лекотек / Под ред. Л.А. Головчиц, Н.В. Микляевой. М., 2019.
4. Лебедева И.Н. и др. Педагогическая диагностика достижений (с компьютерной программой «Елочка»): Учеб.-метод. пособие для педагогов / Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Л.Б. Баряевой, канд. пед. наук И.Н. Лебедевой. СПб., 2017.
5. Лебедева И.Н. и др. Практико-ориентированная программа (технология) сопровождения родителей детей групп комбинированной направленности «Песочная страна» / Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог-2019. Коллект. моногр. в рамках XV Междунар. науч.-практ. конф. «Психология образования: лучшие практики работы с детством» / Под ред. В.В. Рубцова, Ю.М. Забродина, И.В. Дубровиной, Е.С. Романовой. М., 2019.
6. Лебедева И.Н., Третьякова Н.В., Юрченко Т.И. Принципы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях групп комбинированной направленности // Специальное образование: методология, теория, практика. Сб. науч.-метод. тр. с междунар. участием. СПб., 2017.
7. Лебедева И.Н., Ушакова А.В., Юрченко Т.И. Социально-коммуникативное и речевое развитие дошкольников с ОВЗ в инклюзивном дошкольном образовании // Теория и практика специального и инклюзивного образования. СПб., 2019.
8. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах института коррекционной педагогики. 2019. Альманах № 36. URL: .https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities. (Дата обращения 10.04.2020).
9. Микляева Н.В., Головчиц Л.А., Ромусик М.Н. Инклюзивная дошкольная группа. Метод. рекомендации по разработке индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ. М., 2018.
10. Соловьева Т.А. Новый подход к управлению результатами включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 4. С. 231—240.
11. Хаустов А.В. Артур Хаустов: для развития инклюзии необходимы три компонента: мотивация организации, командная работа и компетентность специалистов // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2019. № 6 (96). С. 8—15.