Полицына С.А.,
заместитель заведующего по ВМР детского сада № 5
«Буратино», г. Великий Устюг Вологодской обл.
В творчестве дошкольники растут, взрослеют, познают мир, раскрывают свои возможности и таланты, делают удивительные открытия. В связи с этим ключевая роль детского сада заключается в создании условий для формирования гармоничной, эстетически развитой личности, обладающей творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Исходя из современных тенденций развития дошкольного образования, детскому саду необходимо проанализировать свой потенциал, возможности и создать условия для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
В первую очередь важно создание механизмов подготовки, поддержки и сопровождения профессионального роста педагогических кадров по данному направлению.
Изучение различных принципов ФГОС ДО мы осуществляли с помощью практических заданий по художественно-эстетическому развитию в ходе методических мероприятий. Например, проводили консультацию-практикум «Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как средство качественного изменения содержания образования», цель которой — повышение уровня квалификации педагогов по вопросам реализации дифференцированного и индивидуального подхода в организации образовательного процесса с учетом психологических и физиологических особенностей детей как фактора, повышающего качество обучения и воспитания. В ходе мероприятия раскрывалось значение индивидуального подхода, а в практической части воспитатели по подгруппам выполняли предложенные задания.
- Приведите примеры дифференциации заданий по уровню сложности в ходе занятий по лепке.
- Приведите примеры дифференциации заданий по степени самостоятельности в ходе занятия по художественному труду.
- Приведите примеры дифференциации заданий по уровню творчества в ходе музыкального занятия.
- Предложите варианты пособий, которые могут использовать дети в конце занятия по изодеятельности для самооценки своей работы.
Практическая деятельность педагогов была результативна, поскольку строилась на знаниях методик и технологий, с которыми они познакомились в теоретической части мероприятия.
Для решения актуальных проблем организации совместной и самостоятельной художественной творческой деятельности была создана проблемная группа для поиска новых форм и методов в работе с детьми по художественно-эстетическому развитию. Проблемная группа реализовала предложение создать альбомы с репродукциями картин «Дети», «Что любят делать дети», «Космос в картинах А. Леонова», «Все работы хороши», «Художники Великого Устюга» и т.д. Эти альбомы рекомендовано вносить на Полочку красоты, предложенную программой «Радуга». Интересная современная идея — создание мобиля: воздушной конструкции на темы «Осень», «Зима», «Аквариум», «Цирк» — очень понравилась и сразу же была использована в практике всеми воспитателями. Создание панорамных композиций детьми позволило воспитателям объединять несколько работ, выполненных в разных техниках.
Использование дидактических игр на основе почтовых открыток для игровой мотивации в ходе занятий в творческой мастерской обогатило вечернюю совместную с воспитателем творческую деятельность детей.
Для организации самостоятельной работы дошкольников в центрах изодеятельности были предложены различные современные материалы и методика работы с раскрасками, которые подбираются педагогом в соответствии с изучаемой темой и возрастом. Если в младшей группе это чашка с цветком, то в подготовительной к школе — силуэт чашки, на котором ребенок сам придумывает украшение.
Результаты работы проблемной группы представлены в ходе круглого стола «Творчество и фантазия». Его задачи — сформировать атмосферу творчества, положительное отношение к инновационным преобразованиям и стимулировать профессиональное развитие педагогов через изучение педагогического опыта, его развитие и распространение.
Освоение проектного метода повышает профессиональную компетентность педагогов по художественно-эстетическому воспитанию. Творческие проекты стали уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию. Это комплексная деятельность, участники которой дети, воспитатели. В ходе проектов происходит интеграция между общими способами решения образовательных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Проект «Цветы для Деда Мороза», предложенный докт. пед. наук И.А. Лыковой, стал одним из самых продуктивных, реализованных в нашем детском саду. В ходе его реализации были разработаны различные игровые ситуации, представлены цветы из различных материалов, в том числе из фольги. Затем на основе этого проекта воспитатели создали проект «Серебряная сказка», задача которого ― вызвать интерес к экспериментированию с фольгой — уникальным материалом, сочетающим свойства бумаги и металла. Дети поставили перед собой цель: изучить свойства фольги и изготовить различные изделия из нее. Педагоги осуществляли дифференцированный подход к детям, учитывая полоролевые интересы: девочки изготовили цветы для Снежной королевы, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Ювелирный салон» (корону, украшения: кольца, браслеты, цепочки); мальчики мастерили ледяные скульптуры, щиты, мечи.
Для развития у каждого воспитанника творческих способностей, заложенных природой, педагог должен разбираться в изобразительном искусстве, детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Эффективная форма работы в этом направлении — мастер-классы, в ходе которых воспитатели осваивают различные технологии, например «Живой натюрморт» И.А. Лыковой и методы работы с различными материалами: фольгой, одноразовыми тарелками, различными видами бумаги и техниками работы с ней и т.д.
Мастер-классы показали, что воспитатели настроены на обновление, в этой устремленности видна тенденция становления нового образа педагога, стремящегося овладеть педагогической техникой и практическими художественными умениями.
Таким образом, методические мероприятия активизируют деятельность педагогов с учетом требований Стандарта, совершенствуют практические навыки профессиональной деятельности, закрепляют умение работать с литературой.
Современная образовательная среда неотделима от инновационных форм работы, это обусловлено социальным заказом, предполагающим максимальное раскрытие личностных качеств каждого дошкольника. Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Для создания развивающей среды в группах проводился конкурс «Условия реализации индивидуального и дифференцированного подхода в предметно-пространственной среде группы».
Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды — это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» используемые в настоящее время образовательные технологии. Организованная личностно ориентированная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей инициативности, самостоятельности, творчества. В результате конкурса развивающая среда групп пополнилась такими пособиями по художестенно-эстетическому развитию, как портфолио ребенка с его лучшими работами по изодеятельности. Вымпелы, медали, жетоны разного цвета используются воспитателями для формирования у детей навыков само- и взаимооценивания, в том числе и в ходе занятий эстетического цикла.
Положительный момент — использование индивидуальных выставок не только рисунков, но и поделок детей из бумаги, конструктора «Конструируем вместе с папой», различных материалов. Это развивает творческие способности, повышает самооценку и вызывает у других детей желание заниматься разнообразной творческой деятельностью.
Шире стало использоваться коллекционирование детей: коллекции открыток позволяют знакомиться с таким видом изобразительного искусства, как графика, небольших фигурок различных персонажей — скульптура, мини-музей одного образа помогает ребенку понять, как разные художники видят и передают образ Деда Мороза, Снегурочки и т.д.
Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
Для развития художественно-творческих способностей детей используем возможности социума, к работе привлекаем центр народно-обрядовой культуры «Лад». Дети посещают выставки и мастер-классы в музее-заповеднике. В ходе рассматривания картин великоустюгских художников мы воспитываем в ребенке эмоциональное и осознанное отношение к искусству, умение почувствовать различные эмоциональные состояния, отраженные в произведении искусства, чтобы оно воодушевляло, побуждало к детским открытиям.
Дошкольники активно участвуют в различных выставках, проходящих в городе, например: «Новый год в пчелином царстве», «День Победы», «Сувениры для Деда Мороза», «Пластилиновая сказка».
Следующее направление в работе по художественно-эстетическому воспитанию — взаимодействие с родителями. В детском саду проводятся различные активные формы работы, способствующие вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс. Например, веселые соревнования «Радужный калейдоскоп», совместное изготовление детьми и родителями мобиля «Зимушка-зима», рукавичек для кукольного театра.
В ходе работы клуба «Заботливые родители» всегда присутствует блок продуктивной деятельности, в которой участвуют и дети и родители. Например, на занятиях клуба по теме «Веснянка» изготовляли жаворонков из ткани и соленого теста, по темам: «Путешествие в сказку» — рисовали веселых человечков, «Новогодний карнавал» — придумывали карнавальные маски, «Новогодний праздник» — изготавливали елочные игрушки.
Ежегодно мы проводим различные творческие конкурсы с участием родителей, которые стали доброй традицией детского сада перед Новым годом: «С днем рождения — Дед Мороз», «Новогодняя гирлянда», «Рождественский теремок», «Елочная игрушка», «Зимний букет». За участие в конкурсах на новогодних утренниках вручаются грамоты. Наступает очень трогательный и торжественный момент, когда дети и родители получают грамоты и призы от Деда Мороза.
Дошкольный возраст — период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно развиваем у него воображение и способности. Следовательно, воспитатель должен сам быть увлеченным человеком. Раскрытию, развитию способностей сотрудников детского сада способствуют творческие выставки для педагогов: «Выставка осенних букетов», панно «Мой любимый сказочный герой».
Воспитатели детского сада накопили интересный опыт работы, который постоянно транслируется на районном и областном уровнях.
Ежегодно на базе нашего сада проводится Школа передового педагогического опыта по теме «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов г. Великий Устюг и Великоустюгского района.
Воспитатели активно участвуют на Булдаковских педагогических чтениях: «Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения» и «Педагогические технологии в образовательной практике».
Ориентация педагогического процесса на развитие способностей, широкое приобщение детей к изобразительной деятельности, реализацию творческого потенциала каждого ребенка в современных условиях становится более значимой. Именно ребенок, его интересы, психологическое благополучие, творчество должно быть в центре внимания педагога.
Таким образом, чем более разнообразны условия, в которых проводится работа с детьми по изобразительной деятельности, чем богаче содержание, формы, методы и приемы этой работы, тем успешнее будет развиваться детское художественное творчество.