Виноградова А.А., заведующий;
Федорова А.Д., заместитель заведующего, детский сад № 205 «Новоград», г. Чебоксары, Чувашская Республика
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» программа воспитания становится частью основной образовательной программы дошкольного образования, а в процесс воспитания детей в ДОО в качестве его основы включаются конституционные и национальные ценности российского общества.
В свою очередь, и ФГОС ДО, в соответствии с которым в последние годы строится работа педагогов, внес в дошкольное воспитание некоторые коррективы. Во-первых, новым для современного детского сада стал сам факт обязательности организации предметной среды, поддерживающей детскую инициативу, самостоятельность и любознательность. Во-вторых, стандарт требует рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
В стремительно меняющемся
мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Однако реальное внедрение заложенных в вышеуказанных документах идей во многом зависит от готовности и способности педагога к их воплощению. Зачастую педагоги останавливаются в своем развитии, не стремятся к самосовершенствованию, что проявляется поначалу в пассивности, усталости, пресыщенности впечатлениями, непониманием педагогических идеалов и заканчивается педагогической несостоятельностью.
Отсюда возникает противоречие между стандартами системы образования, ожиданиями общества и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от него нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил.
Поэтому сегодня перед администрацией дошкольных организаций стоят следующие задачи: обеспечение оптимального вхождения работников дошкольного образования в систему ценностей современного дошкольного образования, мотивация педагогов к обновлению профессиональных компетенций в сфере реализации программы воспитания.
Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Для достижения поставленной цели запланирована и реализуется следующая система работы.
Одно из направлений — ознакомление педагогов с современными тенденциями дошкольного образования, изучение и анализ законодательных и нормативных правовых документов. С целью определения стратегии развития детского сада на создание модели воспитательно-образовательного процесса на основе современных подходов проводятся такие мероприятия, как консультации, семинары, работа с документами, использование интернет-ресурсов, круглые столы в форме вопрос-ответ. В каждой группе оформлена папка с законодательными документами, памятками. Используются формы, способствующие совершенствованию когнитивных компетенций педагогов.
Еще одним из направлений можно считать использование интерактивных методов методической работы с целью активизации деятельности воспитателей. Ведется работа по организации заседаний совета педагогов для выполнения его основного предназначения — реализации функций органа самоуправления. Наибольшие трудности здесь связаны с недостаточным осознанием педагогов значимости каждого участника в принятии основополагающих для реализации решений педагогического процесса детского сада.
Следовательно, необходимо использовать вариативные формы проведения совета педагогов и других форм методической работы, предполагающие презентацию той или иной проблемы, ее дальнейшее совместное обсуждение, вынесение коллегиального решения методом выбора предложения каждого. Например, кейс-метод, методы обучения активному мышлению:
«Шесть шляп мышления», «Ярмарка педагогических идей», «Суд», мозговой штурм, деловая игра и т.д. В связи с тем, что педагоги пассивны в высказываниях, испытывают дискомфорт при публичном выступлении, с целью развития коммуникативной культуры, повышения их само- оценки используются психологические тренинговые упражнения в начале мероприятий, в конце проводится рефлексия для выявления впечатлений и пожеланий педагогов.
Следующее направление — работа по организации постоянного самообразования воспитателей и специалистов. Самостоятельное изучение информации, ее систематизация и выделение главного в виде консультаций и памяток для педагогов, родителей, мастер-класса, открытого просмотра развивают самостоятельность и инициативу педагогов, позволяют им увидеть практическую творческую реализацию теоретических положений в практике определенного детского сада. С педагогами организуется работа по созданию педагогических проектов по интересующим их проблемам воспитания и развития детей раннего возраста в соответствии со спецификой деятельности детского сада. Конечно, и здесь существуют трудности с представлением некоторых воспитателей о нецелесообразности и невостребованности педагогических разработок.
Следовательно, планируется организовывать презентации педагогического опыта с открытым просмотром совместной деятельности с детьми, либо с проведением мастер-классов для педагогов и родителей, что позволит другим педагогам ознакомиться с новыми для них приемами работы по определенному направлению.
Следует отметить и такое направление, где особое значение уделяется мониторингу профессиональной компетентности педагогов для выявления их педагогического опыта по определенным вопросам, затруднений и пожеланий. На основе результатов мониторинга планируется групповая и индивидуальная методическая работа, а также разработка и использование таких форм работы с педагогами, как ролевые игры, которые позволили бы им на какое-либо время принять позицию каждого участника педагогического процесса: ребенка, родителя, воспитателя, старшего воспитателя, заведующего, чтобы улучшить взаимопонимание в педагогическом коллективе.
Еще одно направление работы — внедрение рабочих программ воспитания в педагогический процесс ДОО. Нами создана внутренняя школа «Инноватор», в рамках которой запланированы встречи педагогов по поэтапному внедрению программ воспитания в работу: обсуждение документа, обновление форм заполнения планов воспитательно-образовательной работы, планов и форм взаимодействия с семьями, совместный поиск решения профессиональных проблем.
Итак, современный педагог дошкольного образования должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он должен быть направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Мы должны учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности.
В связи с этим еще раз подчеркнем актуальность и значимость формирования у педагогов готовности к обновлению профессиональных компетенций, чтобы, как сказал А.Г. Асмолов, в нашем дошкольном учреждении не случилась «драма отставания воспитателей от детей».