Гость номера — Ефросинина Любовь Александровна

У нас в гостях

кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ,
отличник народного просвещения,
ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО,
автор курса литературного чтения УМК «Начальная школа XXI в.»

Ефросинина Любовь Александровна

Любовь Александровна, расскажите, пожалуйста, о себе.

Окончив педучилище, а затем институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения», была учителем-экспериментатором Института содержания и методов обучения РАО, прошла путь от младшего до ведущего научного сотрудника этого же института, где работаю и сейчас. Всегда тесно сотрудничаю с учителями, экспериментальными школами. Являясь членом Международной академии педагогического образования, участвую в ее работе, изучаю опыт обучения чтению в странах Европы. Ведь главная гордость любого ученого — его учебники и публикации. У меня есть семья: муж, дочь, сын и трое внуков. Это мое богатство.

Почему Вы выбрали литературное чтение как проблему своего научного и творческого поиска?

Судьба свела меня с доктором педагогических наук Н.Н. Светловской, которая всю жизнь занимается формированием читательской деятельности у младших школьников. Я изучала детскую литературу, историю классного и внеклассного чтения в школах России, вела экспериментальную и научную работу по проблеме литературного развития младших школьников. Я старалась найти ответы на вопросы: чему учить? Как учить? Зачем? В результате многолетней работы нашла ответы на эти ключевые вопросы, которые в свое время поставил перед педагогами К.Д. Ушинский.

С учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников было отобрано содержание — произведения детских писателей и доступные произведения классической отечественной и зарубежной литературы. Исходя из задач литературного развития, я разработала методику обучения литературному чтению и определила параметры уровней обученности. Литературное чтение — не только обучение умению читать, но и нравственно-эстетическое развитие, духовно-нравственное воспитание. Результат работы — предметная линия учебников по литературному чтению с 1-го по 4-й класс. Учебники входят в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ, а также в УМК «Начальная школа XXI в.». По ним учатся дети во многих регионах России. По ним учатся мои внуки. Я очень горжусь моими учебными пособиями «Учимся читать» по литературному чтению и прописями «Учимся писать», которые с 1998 г. издает «ТЦ Сфера».

Чем, на Ваш взгляд, современный дошкольник отличается от своего сверстника 70—80 гг. XX в.?

Дошкольники XXI в. имеют более комфортные условия для роста и развития. Но все они обладают своими индивидуальными особенностями и возможностями. Занимаясь проблемой преемственности между до­школьным и начальным образованием, я в течение 15 лет веду экс­периментальную работу по этой проблеме в Прогимназии № 1644 Москвы и в гимназии «Сан» г. Пензы, в структуре которых есть детский сад. Изучая историю вопроса, программы, пособия для дошкольников и особенности их развития, мы определили основные направления интегрированной программы гуманитарного образования в детском саду, созданной на основе базовых программ. Ее цель — сохранить все лучшее, что было наработано в российском дошкольном образовании, и выстроить новые подходы в осуществлении гуманитарного развития детей дошкольного возраста, решая важнейшие задачи — развитие русской литературной речи и основных видов речевой деятельности (слушание и говорение). Важнейшее направление в реализации программы — дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого дошкольника.

Есть ли различия в предпочтениях литературных произведений для чтения у современных детей и их сверстников в прошлом столетии?

Анализ программ и пособий прошлого века показал, что в круг знакомства дошкольников с литературой вводились трудные для детей данного возраста произведения. Например, некоторые авторы пособий включают в них произведения философской направленности и глубокого духовно-нравственного смысла (Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок», А. Куприн «Слон», П. Ершов «Конек-Горбунок», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», К. Паустовский «Теплый хлеб»), которые трудны для восприятия и понимания дошкольника. Важно не только отобрать произведение, но и экспериментально проверить на отдельных группах детей, чтобы не страдали дошкольники всей России. У нас уже есть наработки и подготовлены новые пособия: «Литература для маленьких», «Литература для до­школьников». Мы вводим интегрированные занятия, на которых дети будут слушать литературные произведения, говорить, играть, постигать основы грамоты, развивать руку. Я надеюсь, что скоро мы сможем предложить практикам до­школьных учреждений наши пособия, построенные на основе системно-деятельностного подхода.

Насколько читательские вкусы родителей влияют на предпочтения детей? Какую роль сыграли Ваши родители?

Хотелось, чтобы современный родитель читал ребенку, играл с ним, говорил о героях произведения, учил слушать художественное слово. Это все возможно сделать, если дети будут слушать произведения, написанные для них и содержащие полноценные иллюстрации. В моей семье царил культ книги. Я любила красочные книги, которые своими иллюстрациями «разговаривали» со мной. А в мир литературы меня ввела мой учитель — Крюкова Александра Павловна. Литература — храм, куда нас постепенно вводят родители, воспитатели и учителя, которые учат воспринимать художественное слово.

Какие новые подходы Вы видите в обучении дошкольников?

Современный дошкольник — человек XXI в. — интересный, любознательный и очень доверчивый. Мы должны дать ему то, что соответствует его возрастным особенностям и индивидуальным возможностям. Весь процесс должен строиться на игровой деятельности, имеющей в основе научные методы и развивающее содержание. Очень хотелось уйти от занятий, которые копируют школьные уроки. Сегодня мы можем предложить нашу интегрированную программу, которая включает до пяти направлений дошкольного образования. Назрела необходимость создания доступных по форме и содержанию пособий для дошкольников. В 2000 г. вышло мое первое пособие «Буковка». Многолетний экс­перимент помог выстроить систему для всех возрастных групп, начиная с 3 лет.

Что Вы пожелаете нашим читателям и пользователям?

Я очень люблю ваш журнал, читаю его. Воспитатели и руководители экспериментальных площадок используют материалы журнала в работе. Хочу пожелать читателям бережно и с любовью относиться к дошкольникам, вводить их в мир литературы через доверительный диалог и игровую деятельность, закладывая основы читательской культуры и компетентности, развивая литературную русскую речь. Для правильного построения работы с детьми, работникам ДОУ нужно постоянно знакомиться с новыми направлениями в организации развивающей среды для детей. В этом им очень помогает ваш журнал. Авторскому коллективу журнала хочу пожелать чаще писать об экспериментальной работе в ДОУ, чтобы результатами этой работы могли пользоваться воспитатели-практики.

Беседовала Е.В. Боякова

Прочитано 2850 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868