У нас в гостях
Кандидат юридических наук, член-корреспондент
Академии профессионального образования, профессор
кафедры государственного и гражданского права
Московского государственного университета культуры
и искусств, Генеральный директор Международного
центра сертификации результатов интеллектуальной
деятельности (МЦС РИДО), член Подкомитета
по формированию и развитию кадрового потенциала
в области управления интеллектуальной
собственностью Комитета ТПП РФ
по интеллектуальной собственности
Булат Маратович Асфандиаров
Расскажите, пожалуйста, о сфере Вашей профессиональной деятельности. Почему в море юридических проблем Вы выбрали именно авторское право?
В начале 80-х гг. прошлого века началась глобальная компьютеризация всех стран, соответственно, появилось повальное увлечение программированием. Профессия программиста стала не только массовой, но и престижной. Начали продавать бытовые компьютеры, а для них стали разрабатываться доступные для всех желающих языки программирования типа Бейсик. Это привело к тому, что программы для ЭВМ применялись повсеместно — от компьютерных игр до управления сложной техникой. Естественно, появилось и мошенничество компьютерными программами — копирование и продажа чужих программ, создание низкокачественных программ и т.п. Так возникла обоснованная необходимость официально идентифицировать и саму компьютерную разработку, и программиста, создавшего конкретную программу для ЭВМ.
Предлагались разные методы и способы реализации идентификации программы для ЭВМ и ее программиста, были дискуссии по этому поводу, однако в конечном итоге был выбран авторско-правовой способ защиты компьютерного обеспечения, что и было внесено в Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений. Тем самым компьютерные произведения были приравнены к литературным, а программисты как авторы приравнялись по своему правовому положению к писателям.
В СССР этим вопросам также уделялось серьезное внимание, и в Государственном комитете СССР по вычислительной технике и информатике была создана группа специалистов, в задачи которой входила разработка нормативно-методического обеспечения внедрения компьютерных программ. В 1992 г. был принят Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», а в 1993 г. — Закон РФ «Об авторском праве». С этого и начинается авторско-правовая охрана компьютерных произведений у нас в стране. Было создано Российское агент¬ство по правовой охране программ для ЭВМ и баз данных (РосАПО), где я был в числе разработчиков и руководителей.
Насколько сегодня актуальны вопросы авторского права в образовании?
На самом деле отношения в области авторского права в образовании в нашей стране складываются непросто.
С одной стороны, никто не отрицает, что современные социально-экомические отношения в развитых странах основаны на широком использовании новейших результатов творческой деятельности. Более того, только те страны, которые создали государственный механизм поддержки творческой деятельности и эффективного использования этих результатов в производстве товаров, работ и услуг, возглавляют список экономически развитых стран. С другой стороны, очевидно, что система образования современной страны должна готовить выпускников, которые не только могут заниматься творчеством в той или иной области (с этим у нас в стране всегда было хорошо), но и уметь юридически правильно и экономически эффективно реализовать свои разработки заинтересованным лицам, к которым относятся государственные и негосударственные юридические лица, индивидуальные предприниматели и т.д.
В настоящее время вопросы авторского права в нашей стране актуальны как никогда, но если внимательно изучить новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», становится очевидным, что законодатели в очередной раз оставили без внимания те предложения, которые разрабатывались экспертами и неоднократно вносились в соответствующие органы. К сожалению, новый закон не содержит правил об образовании в области создания и правовой охраны результатов творческой деятельности.
Какие документы регулируют авторское право?
Говоря о регулировании отношений авторским правом, следует руководствоваться тем, что с 1 января 2008 г. действует один документ — четвертая часть Гражданского кодекса РФ, в котором объединены все ранее действовавшие законы, регулирующие отношения по созданию и использованию результатов творческой деятельности — и авторское, и патентное право, смежные права и др. Нормы, регулирующие отношения в области авторского права, содержатся в гл. 70 ГК РФ. Однако следует иметь ввиду, что знание и использование только указанной главы при регулировании творческой деятельности недостаточно и необходимо использование других нормативных правовых актов. Если отношения по поводу результатов творческой деятельности возникают в процессе трудовых отношений, необходимо дополнительно руководствоваться Трудовым кодексом РФ (ТК РФ), если они возникают в образовательной организации, нужно руководствоваться Федеральным законом «Об образовании в РФ» и т.д. Если же возникает то или иное нарушение авторских прав, может возникнуть необходимость привлечения правонарушителя к юридической ответственности. В этом случае в зависимости от правонарушения и его последствий помимо ГК РФ используют нормы Административного кодекса или Уголовного кодекса РФ. Если же появляется необходимость судебного разбирательства в связи с правонарушением, нужно в зависимости от его последствий руководствоваться Гражданско-процессуальным или Уголовно-процессуальными кодексами РФ. Как видите, регулирование авторско-правовых отношений требует немалых профессиональных юридических знаний, и это одна из причин неразвитости их регулирования.
Что включает в себя понятие «интеллектуальная собственность»? Что такое объекты и виды интеллектуальной собственности?
Из ст. 1225 ГК РФ следует, что под интеллектуальной собственностью российский законодатель понимает «Результаты творческой деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана». Буквальное прочтение дает основание предполагать, что любые результаты творческой деятельности могут быть отнесены к интеллектуальной собственности, однако в указанном определении есть оговорка — «которым предоставляется правовая охрана». Отсюда следует, что для выяснения, является ли ваш результат интеллектуальной собственностью, необходимо убедиться: этому результату законом предоставляется правовая охрана. Ответ на этот вопрос находим в той же статье 1225 ГК РФ «Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», в которой перечислены 18 объектов интеллектуальной собственности, включая произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ и базы данных. Что делать, если созданный результат творческой деятельности не включен в указанный в ст. 1225 перечень объектов интеллектуальной собственности? Постараться так оформить полученный результат, чтобы он соответствовал критериям объектов интеллектуальной собственности, указанным в ГК РФ. А если самостоятельно не удается это сделать, обращайтесь к нам — подскажем.
Объекты авторского права, как результаты творческой деятельности, охраняются автор¬ским правом, перечислены в ст. 1259 ГК РФ и включают литературные, драматические, музыкально-драматические и сценарные, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения с текстом или без текста, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства. Иными словами, все творческое, что создается во время учебного процесса преподавателями или обучающимися, может охраняться авторским правом.
Сразу же отметим, что ст. 1259 ГК РФ указывает и на результаты творческой деятельности, которые не являются объектами авторского права. К ним относятся материалы законодательного, административного или судебного характера, произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер и др.
Что такое служебное произведение. Может ли администрация детского сада без ведома автора опубликовать его? Положен ли гонорар, если это произведение написано в рамках должностных обязанностей?
Согласно ст. 1295 ГК РФ произведение, созданное в соответствии с установленными для работника трудовыми обязанностями, является служебным произведением, и все права его использования принадлежат работодателю. Правда, в этой статье есть оговорка — «если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное». На практике редко встречаются случаи заключения авторского договора между работодателем и работником или же включение в трудовой контракт положений об авторских правах работника в случае создания произведения при выполнении служебного задания, поэтому работодатель фактически полностью и на законных основаниях использует произведение любым не противоречащим закону способом и считает при этом, что автор получает зарплату, и других обязательств у работодателя перед работником нет. Поэтому администрация детского сада, если она является работодателем автора, может опубликовать произведение без его ведома. С гонораром в этом случае положение сложнее. Если в течение 3 лет со дня, когда работодатель получил служебное произведение, он начнет использовать его или передаст это право другому лицу, у работника возникает право на гонорар, даже если эта обязанность является должност¬ной. Но поскольку по закону размер вознаграждения опять определяется договором между автором и работодателем, а работодатель не заинтересован в заключении такого договора, закон отправляет автора в этом случае за разрешением спора в суд.
Должно ли учреждение публиковать служебное произведение за свой счет? А что делать, если средства на это не выделяются? Произведение должно пылиться в ящике? Может автор его опубликовать по собственной инициативе и получить гонорар? Может ли автор публиковать служебное произведение за свой счет?
Согласно ст. 1295 ГК РФ работодатель (учреждение, организация и т.д.) выступает правообладателем произведения, созданного по служебному заданию, и его судьба полностью находится в его руках, включая вопросы опубликования произведения, тиражирования, распространения и т.д. Так уж получается, что образовательные организации благодаря творческой деятельности своих сотрудников получают права на такое количество произведений, на опубликование которых им не выделяется необходимых финансовых средств, вследствие чего многим произведениям приходится «пылиться» в ящиках неопределенное время. Тем самым авторы лишаются возможности в распространении своих достижений, обсуждении проблемных вопросов своей научной деятельности и, в конечном итоге, в своем научном росте и профессиональном признании. Что можно посоветовать авторам в этом случае? Опубликовать такое произведение по своей инициативе и даже получить за это гонорар возможно, однако следует помнить, что в этом случае автор нарушает исключительное право правообладателя и несет ответственность за нарушение исключительного права на произведение по ст. 1301 ГК РФ.
При этом правообладатель вправе по своему усмотрению требовать от нарушителя выплаты компенсации:
— в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда;
— в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Кроме того, суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.
Как видите, последствия от подобной инициативы могут быть очень серьезными для автора, о чем свидетельствует в том числе и судебная практика. Однако выход есть, и состоит он в заключении договора, в котором предусматривается и желание автора оплатить тираж (или его часть), и обязательства работодателя в отношении автора (например, передача автору части тиража). Единственное пожелание — в составлении и заключении договора должен участвовать юрист, специализирующийся в авторском праве.
Воспитатель детского сада публикует конспект занятия. Это произведение находится в собственности организации или воспитателя? Могут ли возникнуть санкции, если воспитатель опубликовал составленный им конспект без согласия администрации?
Воспитатели, работающие в детском саду, выполняют свои должностные обязанности в соответствии с планом работы дошкольной организации. Мне представляется, что, разрабатывая свои конспекты, воспитатель не только руководствуется планом работы детского сада, но и по установленным правилам согласовывает свои разработки с управомоченными работниками детского сада. Поэтому если у воспитателя есть желание опубликовать свою работу и подписать ее как воспитатель такого-то детского сада, он должен согласовать свой конспект с руководством. В этом случае конспект становится произведением, выполненным по служебному заданию со всеми вытекающими последствиями. Закон позволяет автору создавать свои произведения и помимо служебного задания в инициативном порядке, но для того чтобы использовать такое произведение в служебной деятельности, я рекомендую автору заключить с администрацией соответствующий авторский договор, в котором фиксируются обязательства, права, ответственность сторон и порядок использования произведения. В противном случае санкции к воспитателю со стороны правомерны, и следует помнить об этом.
Есть ли утвержденная государством форма документа, подтверждающая авторское право, право интеллектуальной собственности, авторское свидетельство на изобретение или что-то еще?
В соответствии со ст. 1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей в виде депонирования, опубликования и т.п. Авторское право на произведение возникает автоматически в силу создания его автором, независимо от назначения, достоинства или размера. Поэтому утвержденной государством формы документа, подтверждающего право автора или иного правообладателя на произведение, не существует. В законе сделано исключение только для компьютерных произведений, называемых программами для ЭВМ и базами данных, которые в соответствии со ст. 1262 ГК РФ могут быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности с выдачей свидетельства о государственной регистрации. Обращаю внимание, что такая регистрация добровольна и производится по желанию правообладателя.
Тем не менее на практике для автора или иного правообладателя возникает необходимость иметь документ, который бы подтверждал такие важные для заключения сделки в отношении произведения, как факт его создания, указание на авторов и правообладателя, описание и т.п. Такие услуги по негосударственной регистрации в настоящее время осуществляют многие организации в нашей стране, США, Японии и др. В частности, такую регистрацию более 10 лет осуществляет Международный центр сертификации результатов интеллектуальной деятельности, генеральным директором которого я являюсь.
Существует ли интеллектуальная собственность у детей? Например, публикуется каталог выставки детского рисунка.
Обсуждая отношение детей к интеллектуальной собственности, следует помнить, что человек обладает правоспособностью в соответствии со ст. 17 ГК РФ с момента своего рождения, т.е. он может быть собственником любого объекта гражданского права — вещей, имущества, интеллектуальной собственности и т.д. Поэтому у ребенка может быть право интеллектуальной собственности как по факту создания произведения, так и по иным основаниям (наследование, дарение и т.д.). Другое дело, что у человека есть другая характеристика, называемая дееспособностью. Дееспособность — это способность человека приобретать права и нести юридические обязанности. Дееспособность меняется с возрастом человека и становится полной при достижении совершеннолетия, т.е. 18 лет.
До достижения ребенком совершеннолетия он может быть автором с любого возраста, а вот распоряжаться своими авторскими правами он сможет только с 18 лет. До этого возраста распоряжаться его правом интеллектуальной собственности могут его законные представители — родители, опекуны или органы опеки. Соответственно, вопрос о помещении детского рисунка в каталог выставки, как и размещение его на официальной выставке, следует решать с указанными законными представителями путем заключения договора.
Реально ли простому, незнаменитому человеку (педагогу) защитить свои авторские права? Какое значение имеет знак копирайта? Является ли копирайт свидетельством регистрации интеллектуальной собственности? Если стоит копирайт, является ли учебник или статья объектом интеллектуальной собственности?
Создатели авторского права приложили немало сил в XIX в., чтобы авторско-правовой механизм защищал права автора независимо ни от достоинства произведения, ни от громкого имени, ни от статуса. Основное правило авторского права — предоставление авторско-правовой защиты произведению по факту его создания без выполнения каких-либо формальностей в виде госрегистрации, депонирования и т.п. Автор закончил произведение, поставил точку, и с этого момента произведение находится под охраной авторского права, кем бы он ни был и где бы ни жил: в нашей стране или за рубежом. Для стран, входящих в Бернский союз, такое положение гарантируется Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений 1886 г. с последующими дополнениями. Для оповещения остального мира о том, что данное произведение охраняется авторским правом, автор или иной правообладатель может использовать знак охраны авторского права, который по аналогии с аналогичным знаком за рубежом называется «Копирайт», что в переводе означает право на копирование. Знак охраны авторским правом состоит из трех элементов.
1. Латинской буквы «C» в окружности.
2. Имени автора или правообладателя для физических лиц или наименования правообладателя для юридических лиц.
3. Года первого опубликования произведения.
Такое обозначение может выглядеть следующим образом (реальный пример):
© ГБОУ СПО Москва, Педагогический колледж № 10, 2013
и размещается на оборотной стороне титульного листа экземпляра, подготовленного для печати.
Смысловая нагрузка знака охраны авторским правом (копирайта) состоит в том, чтобы оповестить всех заинтересованных лиц о том, что произведение, на котором помещен этот знак, охраняется авторским правом. Никакого отношения к регистрации авторского права этот знак не имеет. Более того, встречаются далеко не единичные случаи, когда автор обнаруживает свое опубликованное произведение, на котором помещен знак охраны авторского права с указанием имени или наименования неизвестного автору лица. Такое явление в законе получило название «контрафакция», т.е. незаконное использование произведения, и, как любое правонарушение, служит основанием для привлечения нарушителя авторского права к ответственности.
Учебник, статья или другое произведение является объектом интеллектуальной собственности, если удовлетворяет требованиям, установленным в гл. 70 ГК РФ, независимо от того, помещен на произведение знак охраны авторского права или нет. Что касается защиты нарушенного авторского права, то это юридическая техника, к которой лучше привлекать юристов.
Существуют ли установленные минимальные или максимальные размеры гонорара за публикацию авторского произведения?
Правительством РФ утверждено постановление от 21.03.1994 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» с изменениями в соответствии с решениями Верховного Суда РФ от 06.09.2007 и 18.06.2012.
Данным постановлением установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, вознаграждения за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат и воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства. К сожалению, по остальным видам использования произведений минимальные ставки авторского вознаграждения на сегодняшний день еще не установлены.
Тем не менее в любом случае, независимо от того, утверждена минимальная ставка авторского вознаграждения или нет, конкретный размер, порядок и сроки его выплаты устанавливаются сторонами при заключении договора между пользователем произведения и его автором, как указано в данном постановлении. Естественно, максимальные размеры гонораров за использование произведения не устанавливаются и решаются сторонами при заключении договора на использование произведения.
Если статья напечатана в журнале или сборнике — можно считать, что это уже законный способ авторского свидетельства? Обязательно ли наличие копирайта или ISBN?
К сожалению, статья в журнале может быть напечатана как самим автором, так и лицом, присвоившим авторство статьи. Такие случаи в моей практике встречались, причем в весьма солидных изданиях, поэтому опубликование статьи в журнале или сборнике есть не более чем доведение до широкой публики сведений о статье, включая имя автора. Объясняется это наличием презумпции авторства в соответствии со ст. 1257 ГК РФ, в которой указано, что автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения. Лицо, которое не согласно с таким указанием, может опровергнуть презумпцию авторства в претензионном или судебном порядке, если предоставит необходимые доказательства. Такие случаи на практике не так уж редки.
Что касается указания знака охраны авторского права на произведении, на мой взгляд, это нужно делать обязательно, потому что с этого обозначения начинается деятельность автора по защите авторских прав.
В отношении ISBN необходимо иметь в виду, что в издательской деятельности существует определенный порядок установки этого индекса, и в тех случаях, когда издательства не выдерживают соблюдение установленных требований, индекс ISBN на издании не проставляется.