Здравствуйте, дорогие читатели! В последние годы интенсивно оказывается поддержка родителей, дети которых имеют тяжелые нервно-психические заболевания, ментальные расстройства. Постепенно идет дестигматизация общества к таким понятиям, как «опека», «усыновление», «ребенок-сирота», «инвалид». Происходит, хоть и медленно, адаптация среды к маломобильным детям. Уменьшается порочная практика, когда в роддоме уговаривали отказаться от ребенка с тяжелыми нервно-психическими расстройствами. Появилось и постепенно развивается ранее вмешательство, когда родителей поддерживают и обучают воспитывать особого ребенка специалисты-психологи: как играть с ним, создать безопасную и удобную среду, развивать.
Создаются детские центры, НКО, благотворительные фонды, помогающие родителям. Недавно возникла и развивается, хоть и неравномерно по стране, детская паллиативная помощь. Все это приводит к тому, что количество детских интернатов для детей-инвалидов с ментальными расстройствами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшается, но это не говорит о том, что таких детей стало меньше.
Ранее вся медицинская и педагогическая система помощи таким детям была практически внутри интернатов, где они жили. Теперь они остаются в семьях, но ни система здравоохранения (поликлиника), ни система образования еще не полностью готовы и компетентны работать с такими детьми. Для поддержки родителей необходимо и дальше развивать компетенцию специалистов здравоохранения и образования, например, обучая их альтернативной коммуникации и специальным психологическим подходам к помощи особым детям. Одна из мер поддержки — стационарные учреждения социальной защиты (в Москве — это Центры социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов (ЦСПР)), куда родители могут приводить ребенка как в садик, а утром и вечером забирать.
На страницах журнала хотелось бы продолжать эту важную тему, как помощь родителям и специалистам по работе с детьми с ОВЗ, адаптация таких детей в семье, в школе, в учреждениях социальной защиты, в дошкольных образовательных учреждениях.
Главный редактор Белов А.И.