Карташова Татьяна Геннадьевна, логопед
ЦССВ «Вера.Надежда.Любовь»
Москва
Мальчику Кириллу до трех лет ставили диагноз задержка психоречевого развития. После трех лет Ранний детский аутизм.
С трех до пяти лет с Кириллом занимался дефектолог развитием когнитивной сферы. Первый раз мы встретились, когда мальчику уже исполнилось 5 лет. На первый взгляд мальчик создавал впечатление обычного ребенка: ведет себя спокойно, слушается бабушку, отвечает на вопросы, выполняет невербальные задания соответствующие возрасту. Но это только на первый взгляд.
Мальчик никогда не смотрел в лицо, а если попросить «Посмотри на меня», смотрел не в лицо, а несколько мимо или словно сквозь. Не соблюдал дистанцию в общении со взрослым (при встрече говорил « ты пришла?! Ты принесла кубики?» , хватал сумку и начинал смотреть, что в ней). Никогда не здоровался и не прощался, пока его не попросят. Ел однообразную пищу. Не мог есть хлеб одновременно с супом (сначала съедал хлеб, а затем суп). Никогда не смеялся, улыбался только во время интересной для него деятельности. У Кирилла общее недоразвитие речи. Он посещал логопедический детский сад. Там не подчинялся правилам поведения, отказывался выполнять что-либо против его воли, на занятиях включался в деятельность с трудом или не включался совсем. По пути из детского сада требовал у бабушки ехать только на автобусе определенного вида. При попытке войти в другой автобус активно сопротивлялся, закатывал истерику, кричал. Любимая игрушка конструктор «Лего» с огромным количеством мелких деталей. Собирал сложные модели, пользуясь поэтапной схемой. Иногда придумывал свои модели( например, строил спальню детского сада с идеально выверенной симметрией расположения кроватей).
Моей задачей было подготовить ребенка к школе. Первоначально устраняли нарушение звукопроизношения и занимались развитием речи . Автоматизация звуков происходила дольше обычного. С трудом вызвался звук «р». Речь ограничивалась фразой. Речевая инициатива возникала редко, чаще говорил по требованию взрослого. Во время занятия часто и спонтанно произносил один и тот же звукокомплекс. Темп речи у Кирилла был замедленный, он как бы растягивал слова.
Сложнее всего осваивал понятие рода ,особенно средний род (путался в употреблении личных местоимений: он, она, оно ; в согласовании притяжательных местоимений «мой, моя, мое» со словами; при этом правильно согласовывал прилагательные с существительными в роде) Во время составления предложений по картинке никогда не называл одушевленные объекты и имена(например, «едет на машине на дачу», «упала и плачет») В лучшем случае говорил «Он чинит колесо». Одной из задач явилась научить сначала называть объект , а затем его действия. Сложнее всего оказалось научить Кирилла составлять связный рассказ по картинке, по серии картин , пересказывать самую простую сказку. Эту трудность до школы мы преодолеть не смогли. Легко и быстро научился читать и писать печатными буквами. На нелинованном листе идеально ровно чертил буквы ,соблюдая строчку. С первого раза запоминал написание слова и уже никогда не делал в нем ошибку. Научился записывать предложения под диктовку, но не мог повторить, что написал. По написанному или прочитанному предложению отвечал безошибочно на вопросы, требующие однословного ответа. Математические представления, необходимые для поступления в первый класс, освоил полноценно, но во время решения задач, говорил сразу ответ, не мог объяснить, как решил.
Во время занятий по формированию понятия слова, Кириллу предлагалась игра, в которой надо определить, где слово, а где бессмысленный набор звуков. Эти наборы звуков завораживали его («как ты интересно говоришь», «скажи так еще»).
Перед поступлением в школу Кирилл проходил тест «Векслера», по результатам которого был определен нормальный уровень интеллекта. Ему было рекомендовано обучение по общеобразовательной программе в малочисленном классе.
В школе Кирилл самые большие трудности испытывает в написании сочинения, изложения, условия математической задачи. Не может пересказать текст.