Рязанцева Г.В.,
учитель-логопед МБДОУ «Чертковский д/с № 2», пос. Чертково Ростовской обл.
Цель: развитие речи в коммуникативно-познавательной деятельности.
Задачи:
- упражнять в дифференциации и автоматизации звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, в звуковом анализе, определении позиции звука в словах;
- развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, логическое мышление, мелкую и артикуляционную моторику;
- закреплять навыки чтения и письма.
Оборудование: плоскостные цветы с бабочками на развитие воздушной струи, куклы-гномики Свистелкин и Шипелкин и их звуковые домики, игрушечная лягушка, «слоговой цветок», картинки с изображением животных, в названии которых есть звуки [с], [ш], кроссворд, призы в корзинке — ириски, аудиопроигрыватель, аудиозапись звуков леса, картонные буквы.
* * *
I. Вводная часть
Логопед. Ребята, к нам пришла наша подруга — Лягушка. Она приглашает вас совершить путешествие в Волшебный город звуков. Вы согласны?
Дети. Да.
Логопед. В этой стране вы встретитесь с шипящими и свистящими звуками. Вам придется преодолеть препятствия, помочь ее жителям. Не испугаетесь трудностей? Но для начала нам нужно потренировать свои язычки.
Дети садятся на скамейку.
Артикуляционная гимнастика
Открываем ротик — дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин Язычок.
На губу лопаткой лег.
Дети высовывают «широкий» язык и кладут его на нижнюю губу.
Надоели превращенья:
Лижет Язычок варенье.
Облизывают верхнюю и нижнюю губу.
Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка.
Цокают язычком, как лошадка.
II. Основная часть
Логопед. Ребята, на чем бы вы хотели отправиться в путешествие?
Дети отвечают.
Логопед. Давайте поплывем на лодке. Берем весла и в путь! Упражнение «В лодке» Логопед Ла-ла-ла — лодка весело плыла. Ло-ло-ло — поднимаем мы весло.
Дети повторяют чистоговорку. Логопед включает запись со звуками леса.
Логопед. В этой стране все умеют разговаривать. Возьмите в руки цветы и послушайте, что они шепчут: «Бабочки собрали так много нектара, что не могут взлететь. Поможем им?» Упражнение на дыхание «Сдуй бабочку с цветка» Дети дуют на цветочек. Упражнение на развитие мелкой моторики «Лес»
Логопед. Какая чудесная полянка, сколько здесь цветов, насекомых, деревьев! Покажите, какие у деревьев ветки. Подул теплый ветер — зашелестели листья: ш-ш-ш.
Дети быстро двигают пальцами.
Логопед. Подул холодный ветер — закачались сосны: с-с-с.
Дети покачиваются и машут руками.
Логопед. Посмотрите, кто это ползет?
Дети. Змея!
Логопед. Давайте вспомним песенку змеи. Ша-ша-ша — наша змейка хороша. Шу-шу-шу — змейку я в руках ношу. Ши-ши-ши — я и змейка — малыши. Са-са-са — укусила в нос оса! Сы-сы-сы — не боюсь я злой осы! Су-су-су — я осу в руке несу!
Дети повторяют чистоговорки.
Логопед. Ребята, впереди нас ждет город Звуковичков. Но сначала нам нужно пройти через болото по звуковой дорожке: надо наступать на кочки только с гласными звуками и называть их.
Дети друг за другом шагают по выложенным на полу буквам — «кочкам».
Логопед. Вот мы и в городе Звуков.
Дети садятся на свои места.
Логопед. В нем живут гномики. У них случилась беда: когда они гуляли, потеряли ключик от своего дома и не могут открыть замок. Поможем гномикам?
Пальчиковая игра «Замок»
Дети складывают пальцы «в замок».
Логопед. Мы «в замочек» пальцы сложили, постучали в дверь и вошли в домик. Дети стучат «замочками» об стол. У гномиков есть имена — Свистелкин и Шипелкин. Упражнение «Найдите домик гномиков»
Логопед. На главной площади этого города растет необыкновенный цветок — «слоговой». Соединим слоги и прочитаем волшебные слова со слогами [ша] и [са]. Дети читают слова. Что случилось? Не хватает нескольких лепестков? Ах, вот оно что! Злая прожорливая гусеница съела лепестки с шипящими и свистящими звуками. Давайте их найдем и прочитаем недостающие слова!
Дети выполняют задание.
Логопед. Ребята, скажите, почему мы, когда были на лесной полянке, не видели зверей?
Дети отвечают.
Логопед. Когда они узнали, что вы добрые и никого не обидете, решили вам показаться. Переверните картинки, которые лежат у вас на столе, и рассмотрите животных. Назовите их.
Дети выполняют задания.
Логопед. Давайте вместе с ними сделаем зарядку.
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Дети идут большими шагами, как медведь, на носочках, как зайцы, кладут руки на пояс и произносят звук [ф]: так пыхтит ежик.
Логопед. Ребята, звери тоже хотят подружиться с гномиками, но не знают, где чей домик. Давайте их расселим. Звери, в названии которых есть звук [c], пойдут в домик к Свистелкину, а в названии которых есть звук [ш] — к Шипелкину.
Затем дети по очереди называют изображенное животное, выделяют звуки [с] и [ш] и определяют их место в слове.
Логопед. Гномики и зверята подружились, им вместе весело! Они вас благодарят и приготовили подарок-сюрприз. Чтобы его получить, нужно отгадать загадки и заполнить клеточки кроссворда.
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! А зовут ее — … ( лиса).
Эта милая лошадка, Будто школьная тетрадка — Как ее красива шерстка: Разрисована в полоску. (Зебра)
Любит ягоды и спит в берлоге. (Медведь)
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось)
С бородой, а не старик. С рогами, а не бык. Доят, а не корова. (Коза)
Он, как маленькая лошадь, Он упрямый, но хороший. (Ослик)
Дети отгадывают загадки и заполняют клеточки кроссворда. Получается ключевое слово «ириски».
Гимнастика для глаз
Дети сидят за столами и выполняют движения по тексту.
Логопед.
Проведем, друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Вправо дружно посмотрели,
Влево взгляд перевели,
Глазки все повеселели —
Ну, ребята, молодцы!
Снизу вверх и сверху вниз
Заскользили глазки.
Нужно нам их всем беречь
И не просто — с лаской!
Логопед раздает детям подарки — конфеты ириски.
III. Заключительная часть
Логопед. Вот и закончилось наше путешествие. С какими звуками вы встретились, что было интересного?