Серебрякова Юлия Витальевна,
учитель-дефектолог высшей категории
ГАУ «Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой», Москва
Добрый день, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
В 2009 г. я окончила отделение специальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета им. В.И Ленина и получила квалификацию «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии». Педагогический стаж в коррекционной педагогике более 7 лет. В настоящее время работаю в Научно-практическом реабилитационном центре медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой в детском отделении «Служба ранней помощи».
Что повлияло на Ваш выбор будущей профессии?
С выбором профессии я определилась достаточно рано. Знала, что буду работать с детьми, предполагала, что это будет неким образом связано с медициной, поскольку моя мама более 30 лет проработала в детской городской поликлинике медицинской сестрой в отделении педиатрии. А, как известно, дефектология — наука на стыке педагогики, психологии и медицины.
Расскажите, пожалуйста, об учреждении, в котором Вы работаете.
Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И Швецовой возглавляет д-р мед. наук, профессор, член-корр. МАМ, врач высшей категории С.А. Воловец. Актуальность создания центра медико-социальной реабилитации обусловлена ростом числа травматических поражений опорно-двигательного аппарата. Все чаще в результате подобных травм инвалидами становятся социально активные люди трудоспособного возраста. Стоит также отметить, что, по данным Московского городского регистра лиц с ограничениями жизнедеятельности, отмечается тенденция к увеличению числа детей-инвалидов. Так, если в 2008 г. в Москве насчитывалось 26 819 детей-инвалидов, то в первом полугодии 2016 г. — их уже более 36 тыс.
Уникальность Центра обусловлена внедрением принципа интегративной реабилитации, сочетающей в себе медицинскую помощь, поддержание жизненно важных функций и психолого-социальную адаптацию. Важные задачи нашего учреждения — защита прав пациентов и их семей, обеспечение им равных возможностей, полной социальной интеграции.
Каковы направления работы Службы ранней помощи? С какой категорией детей Вы работаете?
В нашем учреждении под руководством С.А. Воловец, которая является председателем наблюдательного совета Московской городской ассоциации специалистов ранней помощи по профилактике детской инвалидности, была организована Служба ранней помощи — длительной семейно-ориентированной медико-социально и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям. Мы занимаемся детьми 1—4 лет, проживающих в Москве. Преимущественно это воспитанники с ДЦП различной формы и степени выраженности, нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиозы, кривошеи). Есть дети с генетическими и хромосомными синдромами, расстройствами аутистического спектра, со сложной структурой дефекта. У большинства воспитанников наблюдается задержка психоречевого развития разной степени: от темповой до грубой.
Какие программы и методики Вы используете в своей работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ?
Образовательно-реабилитационная работа проводится комплексно с каждым ребенком и опирается на семейно-центрированный подход. Комплексная программа работы с детьми раннего возраста с ОВЗ на данный момент находится в стадии создания.
Наши дети, как правило, имеют сложную структуру дефекта, множественные нарушения развития. Поэтому коррекционно-развивающее воздействие носит комплексный характер и подразумевает использование множество методик для развития компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка. Как известно, в дошкольном возрасте ведущая деятельность — игровая, именно поэтому наши занятия проходят в игровой форме с применением таких методик, как логические блоки Дьенеша, кубики Зайцева, «Нумикон». Мы используем элементы образовательной системы М. Монтессори, АВВА-терапии, современные технические средства и др. Положительные результаты отмечаются при применении нетрадиционных приемов воздействия — локальной гипертермии, песко-, сказкотерапии, игр с природными материалами.
Как реализуется взаимодействие медицинского и педагогического персонала в Вашем учреждении?
В нашем Центре очень тесно осуществляется междисциплинарное взаимодействие. Первоначально семья с ребенком приглашается на медико-психолого-педагогический консилиум. По результатам медицинского обследования и психолого-педагогической диагностики специалисты составляют комплексную индивидуальную программу реабилитации ребенка. Медицинская реабилитация состоит из ряда лечебно-оздоровительных процедур (ЛФК, массаж, тепло- и водолечение, физиотерапевтические процедуры; тренажеры, способствующие восстановлению или развитию двигательных функций). Психолого-педагогическая реабилитация включает в себя коррекционно-развивающие занятия, промежуточную диагностику, оценку применяемых методик. Актуальность поставленных задач детально обсуждается с родителем (или законным представителем), и они реализуются на каждом этапе комплексного реабилитационного маршрута ребенка в рамках междисциплинарного взаимодействия.
Необходимо отметить, что медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, имеет свое продолжение и реализуется в рамках одной из существующих форм реабилитации нашего центра — дистанционной.
Каковы особенности проведения занятий в Вашем Центре?
Коррекционно-развивающие занятия в нашем Центре проводятся в нескольких формах: в виде индивидуальных занятий и малыми подгруппами. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его образовательных потребностей. В работе с детьми с ДЦП в зависимости от формы и степени выраженности нарушения, которые могут проявляться в разных степенях, как незначительной (лишь общей моторной неловкости и нарушении координации), так и до полного обездвижения, используются специальные технические средства: ортопедические стулья, вертикализаторы, фиксаторы, манжеты-утяжелители, подвесные установки. Практический инструментарий также подлежит доработкам и модификациям и подбирается буквально под каждого ребенка с учетом особенностей его возможностей.
Один из девизов нашего центра «Вместе мы можем больше». Родители — непосредственные участники коррекционно-развивающего процесса. Они присутствуют на каждом занятии, могут наблюдать и учиться педагогическим приемам и методам воздействия, повышать свою педагогическую компетентность, чтобы усвоенные навыки и умения ребенком на занятии закреплялись и расширялись в домашних условиях для переноса их в повседневную жизнь.
Какие трудности в речевом плане испытывают Ваши маленькие «ученики»?
Особенности нарушений речи наших маленьких пациентов и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Доречевой период ребенка с церебральным параличом отличается от того же периода у нормально развивающегося воспитанника. Обычно доречевой период при ДЦП затягивается на 2—3 года и более. Патологические тонические рефлексы отрицательно влияют на мышечный тонус артикуляционного аппарата, тем самым ограничивая движения языка, затрудняя голосообразование, произвольное открывание рта. Все это задерживает или делает невозможным формирование голосовой активности и грубо нарушает звукопроизносительную сторону речи. У наших детей, как правило, крайне низкий активный словарь. Воспитанники с сохранным интеллектом компенсируют отсутствие речи невербальными средствами коммуникации — жесты, действия, мимика. Фразовая речь при благоприятном прогнозе формируется лишь к дошкольному возрасту.
На базе Вашего Центра реализуется проект «Школа для родителей». В чем его значимость?
В марте 2017 г. в нашем Центре состоялось первое заседание Школы для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, созданной на базе отделения медико-социальной реабилитации детей. Основные ее задачи: обучение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ техникам и методам непрерывной реабилитации в повседневной жизни, оказание всесторонней помощи в адаптации, социализации и успешной интеграции в общество таких детей и членов их семей.
Заседание проходило в формате круглого стола, в котором принимали участие родители детей-инвалидов, администрация Центра, специалисты детского отделения. На встрече обсуждались вопросы организации работы Школы, был намечен план работы. Родители смогли высказать наболевшие проблемы, обменяться опытом и информацией, предложить темы для дальнейшего обсуждения.
Какими качествами должен обладать дефектолог, работающий с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ?
Необходимо непрерывно повышать квалификацию, иметь представление об актуальных проблемах социальной сферы, ориентироваться в нормативно-правовой базе, современных педагогических технологиях продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, владеть знаниями о возрастных этапах и особенностях развития ребенка, осуществлять комплексный подход в оказании психолого-педагогического сопровождения семьям, имеющим ребенка с нарушениями в развитии.
Беседовала С.Ю. Танцюра