Середина Елена Валерьевна,
учитель-логопед, заведующий отделением социальной реабилитации МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», пгт Ивня Ивнянского р-на Белгородской обл.
Уважаемая Елена Валерьевна, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы стали заведующим отделением социальной реабилитации?
В 1999 г. после окончания Белгородского педагогического колледжа по специальности «Дошкольное воспитание», специализация «Логопедия», я устроилась в Ивнянский детский дом Белгородской области. Работала сначала библиотекарем, затем воспитателем и учителем-логопедом. В 1997 г. произошла реорганизация нашего учреждения. На базе детского дома открыли МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». В 2008 г. директор центра В.В. Доморацкий предложил мне стать заведующим отделением социальной реабилитации. В 2009 г. я поступила в Белгородский государственный национальный исследовательский университет, после успешного окончания которого получила квалификацию «Учитель-логопед» по специальности «Логопедия».
Какие услуги оказывает Ваш центр, в чем его специфика?
Основные задачи нашего социально-реабилитационного центра: профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социальная реабилитация детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации, предупреждение социального сиротства и семейного неблагополучия, а также обеспечение защиты права ребенка жить и воспитываться в кровной семье. В учреждении временно находятся дети от 3 до 18 лет.
Несовершеннолетним воспитанникам и их семьям предоставляются социально-бытовые, медицинские, психологические, педагогические, трудовые, правовые, срочные социальные услуги. В учреждении функционируют структурные подразделения: приемное отделение; отделение ранней профилактики семейного неблагополучия, семейного устройства и постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; отделение социальной реабилитации. На базе последнего открыта группа дневного пребывания детей.
Наш реабилитационный центр взаимодействует с субъектами системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими социально ориентированными общественными организациями.
Специалисты учреждения разрабатывают и реализуют индивидуальные программы социальной реабилитации воспитанников и их семей. Проводится патронажное наблюдение семей воспитанников социально-реабилитационного центра и семей выбывших воспитанников. В центре функционирует выездная мобильная бригада социальной помощи, создана служба социально-психолого-педагогической поддержки родителей «Школа для родителей», ведется работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с применением метода «Сеть социальных контактов». На базе учреждения функционирует консультационный пункт по подготовке и сопровождению приемных родителей, а также служба «Телефон доверия» по оказанию помощи семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Какие реабилитационные программы реализуются в Вашем учреждении? Какие здоровьесберегающие технологии Вы используете в практической работе?
Несовершеннолетние пребывают в нашем учреждении временно — до 6 мес. Задача каждого педагога — за этот короткий период реабилитации дать как можно больше знаний воспитанникам. Коррекционный педагог оказывает квалифицированную помощь каждому воспитаннику, страдающему нарушениями речи. Из 10 поступивших в центр дошкольников 8 имеют речевые нарушения устной речи, из 10 детей младшего школьного возраста у 6 наблюдаются те или иные нарушения письменной речи.
Результат логопедической работы в реабилитационном центре во многом зависит от грамотно построенной логопедической реабилитации каждого воспитанника с речевыми нарушениями. Наше учреждение работает в круглосуточном режиме, в любой момент может понадобиться помощь ребенку и его семье, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Учитель-логопед оказывает следующие социально-педагогические услуги: логопедическое обследование, которое проводится с каждым воспитанником при его поступлении в учреждение, коррекционно-развивающие занятия, консультирование детей с проблемами в развитии речи, а также их родителей и родственников. С учетом особенностей речевых нарушений детей создаются и подбираются программы логопедической реабилитации для каждого ребенка, разрабатываются и апробируются новые эффективные приемы и методы работы с детьми.
Применяется компьютерная программа «БОС-здоровье» по инновационной методике А.А. Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся», электронная версия пособия Г.В. Чиркиной, Е.Н. Российской «Произношение. Мир звуков», образовательная кинезиологическая программа «BRAIN GYM» и др. Коррекция и развитие речи осуществляются в тесном контакте с воспитателями и специалистами центра. Учитель-логопед знакомит специалистов с методами и приемами коррекционно-развивающей работы, консультирует по вопросам логопедической деятельности.
Логопед оказывает бесплатное консультирование и логопедическую помощь всем гражданам, обратившимся в учреждение, независимо от того, находится ребенок в центре или нет. Проводимая консультативная и просветительская работа с населением, людьми ближайшего окружения воспитанников, кандидатами в приемные семьи реализуется через участие педагога в работе консультативного пункта, «Телефона доверия», консультативного пункта по подготовке и сопровождению приемных родителей.
Для совершенствования профессиональной деятельности необходимо изучить организационную и практическую стороны деятельности логопедов, участвовать в методических объединениях, семинарах, вебинарах, проходить курсы повышения квалификации.
Расскажите, пожалуйста, о видах реабилитации воспитанников.
Социальную реабилитацию несовершеннолетних воспитанников оказывают педагоги с большим стажем и опытом. В отделении работают 18 педагогов: воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по труду, учитель-логопед, социальный педагог, библиотекарь.
Специалисты отделения социальной реабилитации осуществляют комплексную воспитательно-реабилитационную деятельность. Педагоги реализуют программы по духовно-нравственному, гражданско-правовому, спортивно-оздоровительному, трудовому, патриотическому и семейному воспитанию, развитию музыкальных способностей воспитанников. В отделении создана теплая, добрая атмосфера. Мы организуем досуг детей, различные мероприятия как в центре, так и за его пределами. Специалисты отделения проводят занятия по интересам воспитанников в 14 направлениях. У детей есть возможность проявить свои таланты, найти новые увлечения.
Из года в год воспитанники центра активно участвуют в областных, районных конкурсах и викторинах, всероссийских интернет-конкурсах.
Педагоги отделения постоянно совершенствуют свои профессиональные навыки. Они своевременно проходят курсы повышения квалификации, используют в работе новые информационные технологии, электронные пособия, нетрадиционные методы коррекционного воздействия: музыко-, арт-терапию. Применяются агро-, трудотерапия и другие методы коррекционного воздействия.
Конечно, только благодаря совместной работе всех специалистов с несовершеннолетними воспитанниками можно добиться положительных успехов в социальной реабилитации детей.
Сейчас наблюдаются низкий уровень развития словаря детей, несформированность грамматического строя речи и представлений об окружающем мире. Как решается эта проблема в Вашем центре?
Конечно, один из значимых факторов успешности речевого общения детей с недоразвитием речи — сформированность лексики и грамматического строя речи. Практика коррекционных педагогов показывает, что нарушение данных систем языка существенно затрудняет общение ребенка, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, следовательно, и на подготовку к школьному обучению. Развитие словаря и грамматического строя речи связано со всей воспитательно-реабилитационной работой с детьми. Словарный запас обогащается в процессе ознакомления с окружающим миром во всех видах детской деятельности, повседневной жизни и общении. Задачи каждого педагога — помогать ребенку в расширении круга общения с другими людьми, освоении способов поведения, осознании значимости общения, обеспечивать единый процесс социализации и индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Особое внимание специалисты нашего учреждения уделяют формированию глагольного словаря дошкольников, так как он служит основой фразовой речи. Глагольный словарь у детей ничтожно мал по сравнению с предметным словарем. Учитель-логопед разработал систему его формирования.
Что Вы пожелаете коллегам и читателям журнала?
Я желаю моим дорогим коллегам успехов в их непростой деятельности. В нашей сфере работают преданные своему делу люди; благодаря любви к детям, желанию им помочь у нас все получится. Стремитесь пополнять знания и применять новые технологии, повышать квалификацию, делиться друг с другом опытом работы. Я желаю всем крепкого здоровья и семейного благополучия, ведь это основа счастливой жизни!
Спасибо за интересное интервью!
Беседовала С.Ю. Танцюра