Молозаев Ю.А., педагог-организатор ГКУ ЦССВ «Юнона», Москва
Творчество — непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. Вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность — деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке. Занимаясь творчеством, человек изменяется, совершенствуется.
Коррекционная ритмика — комплекс специализированных занятий, на которых с помощью музыки, специальных психологических и двигательных упражнений у детей развиваются двигательные качества и умения, сосредоточенность на поставленной задаче, сила воли, стремление достичь поставленных целей, а также формируются нравственно-коммуникативные качества личности [1].
Цель коррекционной ритмики: всестороннее развитие ребенка, развитие творческих способностей, формирование умений двигаться под музыку, работать в коллективе сверстников.
Задачи занятий по коррекционной ритмике:
- учить детей выполнять основные виды движений (простые и более сложные в зависимости от возможностей учащихся), правильно и красиво двигаться, ориентироваться в пространстве;
- укреплять различные группы мышц;
- развивать чувство ритма, художественно-творческие способности (изображать игровые образы, придумывать танцевальные движения).
При организации занятий необходимо учитывать особенности психического и физического развития школьников с ментальными нарушениями, в числе которых:
- повышенная утомляемость;
- рассеянность внимания;
- нарушение координации движений;
- неразвитое чувство ритма и т.д.
Все движения с предметами и без них, танцы подбираются с учетом психического развития и возрастных особенностей детей.
Этапы занятия по коррекционной ритмике представлены ниже.
Первый этап — формирование представлений о движениях, упражнении, мотивация к их выполнению
Задачи данного этапа: нормализовать мышечный тонус и улучшать эмоциональное состояние детей. Для этого проводится разминка — упражнения на развитие основных видов движений; различные виды ходьбы, перестроения.
Кроме отработки основных видов движений дети учатся ориентироваться в пространстве. Во время двигательной разминки ребенок подготавливается к выполнению более сложных заданий. При выполнении основных видов движений учитывают возрастные особенности.
В начале занятия формируются представления об упражнениях. На данном этапе нужно объяснить и продемонстрировать их детям, которые должны повторить их, подражая педагогу.
Название упражнения, вводимого в занятие на первом этапе обучения, создает условия для формирования его образа, а также определенную ассоциацию, что активизирует работу центральной нервной системы.
Первые попытки воспитанников выполнить упражнение имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
Успех первого этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. Целесообразно повторить упражнение несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Второй этап — углубленное разучивание упражнений
Задачи данного этапа: уточнять двигательные действия, подводить детей к пониманию закономерностей движения, совершенствовать ритм, учить свободно и слитно выполнять упражнения.
На данном этапе уточняются и совершенствуются техника выполнения упражнений. Главное условие обучения — целостное выполнение последних. Количество повторений по сравнению с предыдущим этапом увеличивается.
На этапе углубленного разучивания дети приобретают опыт выполнения движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Это способствует развитию у учащихся умения самостоятельно выполнять выученные упражнения.
Третий этап — закрепление и совершенствование двигательных навыков
Данный этап характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.
Задачи данного этапа: совершенствовать качество выполнения упражнений, формировать у детей индивидуальный стиль [2].
Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным, лишь когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и творчество. Формирование первичных умений ритмико-двигательных навыков, умения правильно и красиво двигаться приносят учащимся истинную радость. При этом раздвигаются рамки видения мира, простые и привычные действия преображаются в танцевальные, помогающие выразить определенный художественный образ, который воплощается в том или ином виде музыкальной деятельности. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы.
Педагоги и родители отметили, что дети стали активнее, легко исполняют различные танцевальные композиции, фантазируют, придумывают элементы танца.
Заметно изменились и взаимоотношения детей. Они стали организованнее, общительнее, добрее друг к другу. Наблюдения показали, что старшие воспитанники стали организованнее, общительнее, добрее по отношению друг к другу.
Учащиеся приняли участие в различных конкурсах, фестивалях. Их выступления не остались незамеченными:
- в 2016 г. они заняли 2-е место в номинации «Музыкальное приветствие ветерану» в городском конкурсе, посвященном Дню Победы;
- в 2017 г. — 1-е место в городском конкурсе «Никулинская весна в Кузьминках» за танец «Легенда о шамане».
Результаты занятий по коррекционной ритмике:
- развиваются ловкость, точность и координация движений, пластичность и гибкость;
- творческие способности: потребность в самовыражении в движениях под музыку, умение импровизировать, творческое воображение и фантазия;
- чувство такта в процессе группового общения со взрослыми и детьми, умение сопереживать людям и животным;
- формируются коммуникативные умения;
- правильная осанка, красивая походка, умение ориентироваться в пространстве;
- совершенствуется умение вести себя в группе во время занятий.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Метод. рекомендации. М., 2011.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2005.