«Планов много!
Хватило бы времени и сил!»
Сапожникова Ольга Борисовна —
преподаватель, методист ГБОУ СПО Педагогического колледжа № 6, учитель-логопед высшей категории ЦРР «Умка», обладатель Гранта Москвы в области образования
Уважаемая Ольга Борисовна, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
В 1982 г. я закончила факультет дошкольной педагогики и психологии, а в 1992-м — дефектологический факультет (отделение «Логопедия») Московского государственного заочного педагогического института.
Начала свою трудовую деятельность воспитателем детского сада, позднее перешла на работу в Педагогическое училище № 6, где была выбрана секретарем комсомольской организации. Здесь стала пробовать себя в роли преподавателя по предмету «Практикум по логопедии». Параллельно с работой решила поступить на заочное обучение для получения второго высшего образования. В то время этот вуз представлял собой сильнейший коллектив профессионалов, которые делали акцент на подготовку практических специалистов. Главное — я училась у самых лучших педагогов и специалистов. Это и Т.А. Куликова, и Н.Ф. Прокина, бесподобная В.К. Воробьева, и энергичная и совершенно не меняющаяся с годами Т.Б. Филичева, и многие другие, о которых вспоминаю с теплом и благодарностью. Наряду с получением теоретического обоснования мы всегда разбирали реальные педагогические ситуации из опыта и преподавателей и студентов.
Почему, на Ваш взгляд, профессия логопеда является востребованной?
В воспитании и развитии человека особое место занимает его речевое развитие, уровень которого в последнее время снизился. Причин этому достаточно. Взрослые, и самое главное — родители, часто отмахиваются от настойчивых детских вопросов, просят ребенка не мешать или помолчать. Налицо дефицит общения у современных дошкольников.
Учитывая экономические реалии современного общества (работающие бабушки и родители), именно институты общественного воспитания должны заниматься развитием ребенка, а его речевым развитием — логопед, причем логопед детского сада. Ведь очень важно сэкономить детям время для игры, прогулки и общения.
С моей точки зрения, нынешние дети нуждаются в развитии фонематического слуха. Успешное и своевременное развитие речи, безусловно, соз¬даст предпосылки для нормального обучения ребенка в школе. С увеличением количества детей с различными нарушениями речи возникает большая нагрузка на логопеда и в школе и в ДОО, поэтому сокращать работу специалистов вряд ли разумно. Напротив, представляется правильным расширение сети учреждений и специалистов, способных помочь ребенку и его родителям в этом нелегком деле речевого развития.
Какими, по-Вашему, личностными и профессиональными качествами должен обладать современный логопед?
Как известно, слово «логопед» состоит из двух греческих корней «logos» и «paideo», что означает соответственно «слово» и «воспитываю, обучаю». Исходя из этого изначального значения надо и определять профессиональные и личные качества специалиста, которые, я думаю, не сильно изменились со времен Древней Греции. Современного логопеда должны отличать прекрасное владение речью, высокий уровень эрудиции, эмпатия как по отношению к детям, так и по отношению к взрослым, доброта, настойчивость и даже некоторое упорство. Для получения результата нужно сформировать у ребенка динамический стереотип, а для этого необходимы усилия и многократные тренировки! Не знаю, к какой категории качеств — профессиональных или личностных — следует отнести владение интерактивными техниками развития и взаимодействия с ребенком (песочные техники, сказко- и арт-терапевтические техники), знание современного информационного пространства сильно отличается от прежнего. Сейчас совсем другие герои, другие ценности! Я не оцениваю их, а просто замечаю, что упоминание, например, покемона или Золушки будет менее эффективным по сравнению с бакуганом и Лунтиком.
Охарактеризуйте, пожалуйста, практическую и научную деятельность Вашего колледжа.
Считаю, что мне повезло в жизни: могу реализовывать свои профессиональные навыки практически во всевозможных формах. В далеком 1991 г. в нашем, тогда уже Педагогическом, колледже была открыта специализация по подготовке воспитателей для детей с нарушениями речевого развития. Я стала преподавать свою любимую логопедию, методики работы, коррекционную педагогику. Менялись коды специальностей, названия предметов, учебные планы и программы и появился новый предмет «Специальное до¬школьное образование». Для нашего колледжа это стало закономерным решением. Поэтому мы решили выйти на более высокий уровень подготовки конкурентоспособного выпускника, владеющего инновационными техниками воспитания ребенка, инициативного и мотивированного.
Была усовершенствована методическая база преподавания новой специальности, учебные кабинеты преобразованы в практические лаборатории. Особенно яркими и практикоориентированными получились кабинеты раннего детства, театрализованной деятельности, интеллектуального развития и сенсорная комната.
Сейчас уже трудно посчитать, сколько наших выпускников, окончив высшие учебные заведения, работают в образовательных организациях логопедами! В течение ряда лет, проанализировав состояние речи студентов первого курса, администрация колледжа нашла возможным открыть для студентов логопункт, где я была логопедом. Некоторые наши студенты после учебного года занятий смогли значительно продвинуться в развитии речи, у других успехи были очень скромными. Однако считаю, что такое образование необходимо в любой образовательной организации. Вы наверняка замечали различия в образовательных системах России и других стран. При ознакомлении педагогов с опытом Израиля нам показалось интересным создание в этой стране своих логопункта и детского сада на базе крупнейшего колледжа им. Давида Элина. Мы загорелись этой идеей и после широкомасштабного ремонта, преобразовав учебную аудиторию в групповую комнату, 17 сентября 2012 г. открыли там ЦРР «Умка».
Открытие в здании колледжа группы с реальными детьми превзошло самые смелые ожидания. Мы можем теперь обсуждать педагогические ситуации (а иногда и создавать их) со студентами на реальных детях, организовывать практические занятия, учить искать и находить решения выхода из трудных педагогических ситуаций. Например, курс «Психолого-педагогической диагностики» был проведен на базе ЦРР, где я теперь работаю логопедом. Реализуя индивидуальный подход к детям, создавая личный маршрут развития, устраиваем консилиумы и обсуждаем планы, перспективы и успехи в развитии каждого ребенка. Среди нынешних воспитанников есть дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, моторной алалией, слабосоциализированные. Из зарубежного опыта видна немалая роль отца в воспитании ребенка, которую невозможно переоценить. Именно на базе ЦРР «Умка» мы организовали «Клуб ответственного отцовства». Зачастую отцы просто не умеют заниматься с ребенком. Вместе с группой преподавателей было организовано обучение простым приемам взаимодействия с детьми: показывали физические упражнения, учили развивать речь и психические процессы в игре. Было отрадно увидеть интерес не только у отцов, но и наших студентов, которым только предстоит стать папами!
В нашем колледже активно ведется работа по дополнительному образованию, в том числе по такому новому направлению в России, как психорефлексология, или коучинг. Содружество с ДОО Санкт-Петербурга научило наших преподавателей работать с использованием аппаратов биологической обратной связи (БОС) по различным направлениям. Кроме этого, именно в Питере мы нашли специалистов по использованию песочных, арт- и сказкотерапевтических техник в работе с детьми. Меня очень привлекла работа с песком, поэтому с удовольствием провожу курсы и семинары по использованию песочницы в работе (в том числе речевой) с детьми. Возможности этой интерактивной техники многократно и успешно опробованы в «Умке». По результатам своей практической работы, а также взаимодействия со студентами колледжа готовится пособие с конспектами разработанных занятий. В начале каждого года мы составляем график проведения семинаров, курсов и конференций и помещаем его на сайте колледжа — www.mpc6.ru
Так получилось, что мои бывшие студенты привлекли меня и к работе в вузах, где преподают сами. Это дает возможность познакомиться с новыми людьми, узнать особенности работы специалистов вдали от центра. Не перестаю удивляться пытливости наших педагогов, их умению отдаваться своей работе, буквально служить ей! Они готовы узнавать новое, применять, развивать! Это настоящие профессионалы своего дела, ведущие научные исследования, пишущие статьи, выступающие с опытом своей работы на конференциях. Пока есть такие педагоги, наше образование живо, несмотря на все уготованные ему изменения!
Какие трудности испытывает образование, на Ваш взгляд, в обучении детей с ОВЗ?
Профессия логопеда связана с категорией детей, имеющих ограниченные возможности здоровья различной степени, и требует большого терпения и понимания. Нацеленность на результат не всегда выражается материально и есть такое понятие, как «личное достижение», поэтому логопеды как раз и могут нести в общество понимание практической инклюзии нашего сосуществования: детей и взрослых, детей с нормативным развитием и ограниченными возможностями здоровья, разных национальностей.
Какие проекты будущего необходимы и почему?
Мне представляется перспективным переобучение работающих педагогов навыкам работы в условиях инклюзии детей с ОВЗ в среду сверстников. В прошлом учебном году мы начали этот проект и, надеюсь, продолжим.
Наши дети все время готовятся к учебе и совсем не готовятся к жизни. Невозможно защитить ребенка от всех опасностей, поэтому кажется перспективным обучение детей практическим навыкам поведения в экстремальных ситуациях. Уверена, что наша совместная работа с пожарными продолжится и мы сможем создать пособие по обучению детей поведению при возгорании. Еще хотелось бы создать программу детского коучинга. Планов много! Хватило бы времени и сил!
Беседовала С.Ю. Танцюра
При Педагогическом колледже № 6 в 2012 г. открыт Центр «Умка» для детей с ОВЗ, где проводятся обучающие практические занятия со студентами. (Примеч. ред.)