«Логопед — это не профессия,
а образ жизни»
Люция Ивановна Артющик —
почетный работник общего образования РФ,
учитель-логопед МОУ «Центр ПМСС» г. Петрозаводска,
старший преподаватель кафедры физического
и психического здоровья ребенка ФГБОУ ВПО «Карельская
государственная педагогическая академия»
...Никогда не поздно задать себе
вопрос: делом ли я занимаюсь?
М. Горький
Уважаемая Люция Ивановна, расскажите немного о себе.
Родилась в г. Ошмяны, в западной Белоруссии, в семье польских крестьян. С 1984 г. живу в Карелии, в г. Петрозаводске.
В свободное время, которого очень мало, выращиваю комнатные цветы с красивыми листьями и фиалки, вышиваю крестиком, а летом сажаю цветы на даче. Собрала коллекцию картин с цветочным сюжетом, написанных карельскими художниками.
Люция Ивановна, зайдя на сайт «Центра ПМСС» г. Петрозаводска, обратила внимание на Ваш послужной список. Как Вы все успеваете? И как получилось, что Вы стали работать с детьми, имеющими проблемы в развитии?
Видимо, как и у многих — случайно. В детстве думала, что стану учителем иностранных языков (об этом мечтали мои родители), а стала учителем-логопедом. Просто очень хотелось помочь детям с проблемами в развитии. По окончании школы, не поступив в институт иностранных языков, работала помощником воспитателя в детском саду для глухих детей. А потом — обучение в Минском педагогическом институте им. М. Горького на дефектологическом факультете. Окончив его, стала работать логопедом во вспомогательной школе-интернате.
Вот, значит, откуда все началось?
Да, и это было делом случая. Подруги из детского сада учились на дефектологическом факультете, много интересного рассказывали об учебе, преподавателях. И уговорили меня поступать туда. Начала учиться и так увлеклась, что и сейчас не жалею об этом.
После учебы работала в специализированных учреждениях разного вида: во вспомогательной школе, диагностических классах, на дошкольном логопункте. При этом всегда получала удовольствие от того, что делала. Знаете, есть люди, которые ходят на нелюбимую работу, сидят в своих кабинетах и считают дни до выходных или отпуска. Так вот это не про меня — я просто всегда летела на работу, так мне все нравилось. В общем, получилось по принципу: утром летишь на работу на крыльях, вечером бежишь домой напевая.
Возвращаясь домой, остаетесь педагогом?
Ну что вы, нет, конечно! Дома я становлюсь просто любящей и заботливой мамой и бабушкой. У меня двое взрослых детей — сын и дочка и два прекрасных внука.
Профессия логопеда — это искусство или ремесло? Какова доля универсальных методик и личных находок?
Это искусство. Универсальная методика одна — работать, работать и работать. И... любить детей.
Кто же такой логопед?
У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» получился настолько ярким и запоминающимся, что стал чуть ли не визитной карточкой логопедов.
Логопеды работают в школах и детских садах как педагоги коррекционного обучения. В поликлиниках логопед уже врач. Я думаю, что логопед, а правильнее сказать учитель-логопед — это педагог, сочетающий профессии актера, музыканта, дизайнера, психолога. Скорее это не профессия, а образ жизни.
Сидит перед тобой (хотя чаще носится белкой в поисках колеса) маленький человечек лет двух-трех, смотрит на тебя, а вот сказать ничего не может. В короткий срок научить его развернутой речи, да еще и с правильным звукопроизношением, — нелегкая задача.
Учитель-логопед должен уметь каждое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребенок захотел говорить красиво и правильно.
Создавая условия для овладения речью, не забываю о привлекательной окружающей обстановке, каждый предмет в которой несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребенка к диалогу.
Бесспорно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомленности об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, творческой активности и инициативы.
В своей работе стараюсь помочь, приласкать, посочувствовать, потому что самая большая ценность на Земле — это дети.
Учитель-логопед непременно должен быть увлеченным, иметь за душой что-то свое, особенное. Все занятия начинаю с улыбки. И нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, улыбку, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребенка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов.
Думаю, многие согласятся со мной, что самое главное в педагогической деятельности — личность учителя, его человеческие качества, потому что черствый, грубый педагог не сможет добиться хороших результатов. И наоборот, добрый и внимательный воспитывает одним своим присутствием.
Мой педагогический принцип — помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в учебной деятельности. Дети приходят ко мне маленькими, доверчивыми, с широко открытыми глазами, в которых я вижу живой интерес, желание узнать нечто новое, неизведанное. Главное — чтобы этот интерес не угасал.
За что я люблю свою профессию? За то, что она дает мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня.
Несмотря на длительный стаж работы, вы с таким увлечением говорите о своей работе...
Да ведь это как ребенок для любой женщины, которого надо кормить, холить, лелеять, растить. Вот и я к своей работе отношусь точно так же, с любовью ращу ее, ухаживаю за ней. Да, наверное заметно, как я отношусь к своей профессии: ведь даже внук объясняет плохо говорящим детям, что бабушка поможет им овладеть речью.
А каковы Ваши планы на будущее?
Они очень просты и понятны: чтобы в семье все было хорошо и все были здоровы, а наш Центр развивался дальше. Есть много задумок и очень хотелось бы, чтобы они непременно осуществились.
Беседовала О.А. Степанова