«Могу назвать себя
счастливым человеком!»
Феоктистова Светлана Васильевна —
канд. биол. наук, д-р психол. наук, профессор Академии педагогических и социальных наук, Москва
Светлана Васильевна, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
Я родилась и выросла в г. Уфе — столице Башкортостана. В 1966 г. поступила на биологический факультет Башкирского государственного университета. В советское время университеты в России имелись не во всех регионах, однако наука находилась на самом высоком уровне.
Чем Вы увлекались во время учебы в университете, что запомнилось из студенческих лет?
С первого курса занималась научной работой, была старостой научного кружка по физиологии высшей нервной деятельности (ВНД) человека и животных. На кафедре физиологии ВНД работали прекрасные преподаватели: А.С. Дмитриев, А.П. Ожигова, Д.И. Смирнов и др. К нам приходил Петр Кузьмич Анохин, которого мы слушали с глубоким почтением и уважением. Дипломную работу выполняла в лаборатории нейрофизиологии им. И.П. Павлова Академии наук СССР под руководством профессора Ю.Г. Краткина.
По окончании университета преподавала на кафедре педагогики и психологии БГПУ, затем училась в аспирантуре при кафедре анатомии и физиологии человека и животных МГПИ им. В.И. Ленина. В 1983 г. под руководством
д-ра биол. наук А.А. Гумин¬ского защитила кандидатскую диссертацию. Работая над ней, продолжала учиться у ведущих преподавателей кафедры: В.Н. Загорской, Н.Н. Леонтьевой, З.В. Любимовой, К.В. Мариновой, Н.П. Поповой.
Как складывалась Ваша практическая работа?
Параллельно с преподавательской деятельностью я постоянно работала в детских садах, школах, интернате для слепоглухих детей (в г. Загорске, ныне — Сергиев Посад). В интернате мы контактировали с детьми с нарушениями слуха и зрения. Большое впечатление произвела на нас глухая девочка Галя Колодкина, которая научилась говорить вибрационным способом (используя свои кинестетические ощущения) и довольно легко общалась с педагогами.
Поразило, с каким упорством и какой настойчивостью работали специалисты с детьми со сложной структурой нарушения слуха и зрения. Сколько нужно было профессионального опыта и глубины души, интуиции на занятиях, чтобы ребенок мог приобрести минимальные знания и навыки. Опыт преподавания и работы с детьми можно получить только через практику.
Кроме того, вместе с коллегами занималась диагностикой физического и психического развития детей и подростков, оценкой школьной готовности, прогнозированием успешной адаптации детей к обучению в школе. Многолетняя работа по этим проблемам привела к защите в 2002 г. докторской диссертации на тему «Психологические основы взаимодействия психологов и педагогов по обеспечению адаптации детей к школе».
Расскажите о своей научной работе.
В настоящее время продолжаю заниматься научной деятельностью, имею около ста работ, среди которых три монографии, учебник «Психология», учебные пособия. Руковожу научной работой аспирантов, кроме того, более 15 лет возглавляю секцию «Психофизиология и здоровье человека» Всероссийского конкурса юношеских научных работ им. В.И. Вернадского.
Вхожу в состав редакционной коллегии журнала «Исследовательская работа школьников», являюсь экспертом дискуссионного молодежного клуба «Государство — это ты!» при правительстве Москвы, выступаю на конференциях в России и за рубежом (Польша, Франция, Швейцария), имею членство в двух Диссертационных советах.
И конечно, занимаюсь любимой работой — преподаю в Российском новом университете на факультете психологии, читаю курсы «Психофизиология», «Патопсихология», «Нейропсихология» и др.
Могу назвать себя счастливым человеком, так как с радостью иду на работу и также с радостью — домой, где меня ждут шестеро внуков!
Ваши пожелания читателям.
Журнал «Логопед» держит высокую планку в реализации практического опыта логопедической работы, имеет высокий рейтинг не только среди преподавателей вузов, но и среди специалистов образовательных учреждений и студентов. В нем много полезной, актуальной информации, интервью с интересными людьми.
Желаю авторам и читателям журнала творческих успехов, положительных результатов в своей работе и личного счастья!
Беседовала С.Ю. Танцюра