Матвеева С.Н., учитель-дефектолог ГБОУ РОЦ № 20, Москва
На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей.
В начале урока задачи игры — организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна помогать усвоению темы, в конце — она может носить поисковый характер.
При объяснении нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.
При закреплении материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров. Мы, готовясь к уроку, подбираем по теме игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую. В их ходе дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Дидактическая (обучающая) игра — вид деятельности, в ходе которой дети учатся. Это эффективное средство воспитания действенной активности школьников, активизирующее психические процессы, вызывающее у учащихся живой интерес к процессу познания:
- в игре тренируется память, что помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулируется умственная деятельность, развиваются внимание и познавательный интерес к предмету;
- увеличивается работоспособность учащихся;
- преодолевается пассивность учеников.
Двойственный характер дидактической игры — учебная направленность и игровая форма — повышают интерес ребенка, эффективность овладения конкретным учебным материалом.
В дидактической игре есть дидактическая задача, игровые действия и правила.
Игры, которые мы используем на уроках грамоты и математики в начальной школе, можно использовать с детьми с интеллектуальной недостаточностью, двигательными нарушениями. Приведем некоторые из них.
Игра «Дождик»
Задачи:
- учить группировать, систематизировать буквы по обозначению ими различных звуков, давать последним характеристику;
- развивать речь, логическое мышление.
Оборудование: гласные и согласные буквы, зонтики, вырезанные из бумаги.
***
Педагог. Идет дождь, буквы намокли — спрячем их от дождя под красными и синими зонтиками.
Команда девочек помогает собрать гласные буквы (красного цвета), а команда мальчиков — согласные буквы (синего цвета).
Игра «Чудесный мешочек»
Задача: закреплять умение выделять звук в словах.
Оборудование: мешочек из ткани, различные предметы, муляжи овощей.
***
Дети произносят первый звук в названии предмета (муляжей), который достают из мешочка (помидор, кабачок и т.д.). Затем придумывают предложение со словом-названием предмета: «Я купил в магазине кабачок» и т.д.
Игра «Птичий рынок»
Задачи:
- развивать звукобуквенный анализ;
- учить правильно произносить звук.
Оборудование: игрушки животных.
***
Перед детьми — игрушки животных. Дети могут «купить» животное, если придумают ему кличку и назовут первый звук в этом слове, или если придуманная кличка будет начинаться с определенного звука.
Например: «Придумай кличку собаки на звук [т’]» (Тяпа, Тёпа и др.).
Игра «Цифровой кубик»
Задача: знакомить с понятиями «длинный», «короткий».
Оборудование: кубик с цифрами, стаканчик (коробочка), фишки (цветные пробки).
* * *
Дети по очереди бросают кубик, на гранях которого расположены цифры. В свой стаканчик ребенок опускает такое количество фишек или пробок, которое соответствует цифре на верхней грани кубика.
Через некоторое время игра прерывается. Из фишек (пробок) каждый ребенок выкладывает «бусы». Дети сравнивают, чьи «бусы» длиннее.
Игра «Веселый счет»
Оборудование: карточки с цифрами.
Задачи:
- учить соотносить числа и движения;
- развивать зрительное восприятие, общую моторику.
***
Педагог показывает цифры в пределах 10 или пример (2+1), а дети выполняют столько же движений: «Столько раз ногою топнем, столько раз руками хлопнем, мы закроем глаза, кивнем, поднимем руки».
Игра «Убираем цифры (буквы)»
Задача: закреплять прямой и обратный счет, знание цифр от 1 до 10.
Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 10.
***
Нужно убирать цифры по заданию: сначала цифру 4; затем цифру 1 и т.д., пока не останется одна цифра. Педагог спрашивает ребенка, какая у него цифра осталась.
Если учащийся справился с заданием, его нужно похвалить.
Организуя жизнь детей в игре, педагог формирует не только игровые, но и реальные отношения, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры.
Таким образом, при правильном руководстве учащимися игра становится школой воспитания.
Дидактические игры помогают сделать любой учебный процесс увлекательным, вызывают у учеников глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний.
В играх дети с ОВЗ наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступные им анализ и синтез, делают обобщения.
Предлагаемые игры можно использовать не только в школе, но и и дома.