Анашкина Н.В., старший воспитатель ГБОУ д/с № 955, Москва
Одной из наиболее важных и глобальных проблем современности является проблема сохранения здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, поэтому не случайно, что именно она и является приоритетной в программе модернизации российского образования.
Помочь родителям вырастить здорового ребенка — вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детского сада. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей нет. Одним из средств достижения обозначенной цели становится здоровьесберегающая деятельность, направленная на реализацию указанных мер по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, без которой немыслим педагогический процесс современного детского сада. Любая же педагогическая система не существует без семьи. Сотрудникам детского сада важно найти такую форму общения с семьей воспитанников, при которой будет осуществлен поиск взаимопонимания.
Оптимальной формой такой помощи родителям в Центре игровой поддержки ребенка, открытым на базе ГБОУ д/с № 955 СВАО Москвы, стало создание группы раннего развития в режиме кратковременного пребывания для детей раннего возраста вместе с родителями. По своему содержанию игровая поддержка ребенка охватывает все стороны развития малыша — физическое, умственное, личностное, художественное, социальное.
Игра — это особый вид активности ребенка, позволяющей ему в безопасной ситуации наращивать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать навыки. Игра относится к основным источникам радости, поэтому игровая деятельность у детей — ведущая. Партнер по игре — наиболее авторитетный взрослый, он же одновременно и объект привязанности. Ведущая роль в работе с детьми раннего возраста принадлежит совместной деятельности взрослого и ребенка, где решается большинство развивающих задач. Взаимодействуя со своим малышом на игровых сеансах, родители с помощью специалистов понимают, что ранний возраст — это период сенситивного развития и накопления опыта для создания базы для дальнейшего развития их ребенка.
В Центре игровой поддержки основной формой взаимодействия специалистов с детьми и родителями являются групповые игровые сеансы, которые имеют определенную структуру, позволяющую обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего времени занятия, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку. Игры в Центре — это не просто веселые развлечения вместе с мамой, но и забота о правильном развитии опорно-двигательной системы, мелкой и крупной моторики с использованием спортивного инвентаря. Это также и первые шаги в мир художественного творчества, развития речи и любознательности, воображения. Даже папы и бабушки смело подключаются ко всем играм, соревнованиям и получают море положительных эмоций от первых успехов своих карапузов.
Игровой сеанс в нашем детском саду объединяет несколько видов деятельности детей единой темой и имеет определенный алгоритм (меняются лишь игры внутри). Для детей раннего возраста важно следовать этому алгоритму. Это имеет большое значение для успешной социализации ребенка и помогает в снижении его тревожности. Знакомый алгоритм помогает малышам легко переходить от одного вида деятельности к другому, чередуя активный отдых с продуктивной деятельностью.
Структура группового игрового сеанса представлена следующими блоками.
1. Приветствие.
2. «Вы и ваш малыш — диалог любви» — игры, способствующие развитию взаимодействия между ребенком и взрослым.
3. «Весь мир в ладонях» — игры и упражнения, развивающие и нормализующие движения руки и пальцев руки (мелкая моторика).
4. «Меняющийся мир» — игры, развивающие зрительное восприятие, внимание, память.
5. «Шаг за шагом» — игры и упражнения, развивающие движения и нормализующие двигательную активность (общая моторика).
6. «На пороге речи» — игры, стимулирующие и развивающие звуковую активность, предпосылки понимания речи, ее развитие; игры на развитие элементарных математических представлений, сенсорное развитие.
7. «Вслед за звуком» — игры, способствующие развитию слухового восприятия.
8. «В окружении предметов» — игры, развивающие предметные действия и конструктивный праксис.
9. Продуктивная деятельность
10. Релаксация. Прощание.
Содержание и методы работы специалистов в ЦИПР имеют свою специфику. Каждому специалисту отводится роль консультанта, обучающего родителей некоторым специальным приемам взаимодействия с ребенком. Специалисты демонстрируют модель взаимодействия с малышом и показывают это на практике для родителей. Можно очень хорошо видеть, как меняются родители наших воспитанников от сеанса к сеансу. Они усваивают и начинают применять на собственной практике способы взаимодействия с ребенком, демонстрируемые специалистом-консультантом на занятии. Так, мамы становятся нашими активными помощниками и партнерами.
Взаимодействие с детьми, посещающими ЦИПР, основывается на их индивидуальных особенностях и опирается на следующие принципы:
— необходимо не воздействовать на ребенка, а взаимодействовать с ним, помогать ему занять активную позицию;
— встраивать обучение малыша в повседневную жизнь семьи;
— учитывать в работе закономерности и последовательность развития детей;
— учитывать индивидуальные особенности ребенка и опираться в работе на его сильные стороны;
— видеть, слышать ребенка и работать с ним;
— руководствоваться принципом системного непрерывного подхода к формированию навыков во всех сферах развития ребенка, комплексного подхода при подборе видов деятельности.
Обучение родителей способам взаимодействия с ребенком при помощи различных видов игровых и здоровьесберегающих технологий дает им широкие возможности применять полученный опыт в условиях семьи, растить своего малыша любознательным, сильным, ловким, здоровым.