Тема номера
Представляем ДОО Московской Области
Содержание
Редакционный совет
Индекс
Учреждения и авторы, упоминаемые в номере
Учреждения:
- ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», г. Орехово-Зуево Московской обл.
- МАДОУ д/с № 12 «Березка», г. Реутов Московской обл.
- МАДОУ д/с № 63 «Лучик», г. Щелково Московской обл.
- МБДОУ д/с № 5 «Родничок», г. Луховицы Московской обл.
- МБДОУ д/с № 5 «Чебурашка», г. Коломна Московской обл.
- МБДОУ д/с № 17, г. Кубинка Одинцовского р-на Московской обл.
- МБДОУ д/с № 26 «Светлячок», г. Мытищи Московской обл.
- МБДОУ д/с № 52 «Котенок», г. Химки Московской обл.
- МДОУ ЦРР — д/с № 1, раб. пос. Богородское Сергиево-Посадского р-на Московской обл.
- МБДОУ ЦРР — д/с «Журавушка», го Королёв Московской обл.
- Московский областной центр дошкольного образования, г. Орехово-Зуево Московской обл.
- СП «Дошкольное образование» АНО «Школа “Президент”», Москва
- Центр дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», г. Орехово-Зуево Московской обл.
Авторы:
- Булавкина Елена Борисовна
- Гришина Галина Николаевна
- Деркаченко Нина Владимировна
- Ермолинская Елена Александровна
- Ефимова Анна Сергеевна
- Житнякова Наталия Юрьевна
- Земцова Елена Алексеевна
- Кудымовская Наталья Аркадьевна
- Кузнецова Юлия Валерьевна
- Лялина Наталья Вячеславовна
- Майборода Галина Антоновна
- Майер Алексей Александрович
- Макеева Светлана Васильевна
- Мареева Людмила Викторовна
- Михайлова Людмила Яковлевна
- Новоселова Ольга Анатольевна
- Панова Наталья Викторовна
- Перевезенцева Марина Николаевна
- Рузанова Сусанна Александровна
- Турбина Ольга Ивановна
- Шишенина Татьяна Борисовна
- Шлемко Анастасия Ивановна
- Юсупова Надия Геннадьевна
- Яковлева Элина Николаевна
Утро
Колонка редактора
- Парамонова М.Ю. Мира, счастья и любви всем детям!
На пути к обновлению
Юсупова Н.Г., Яковлева Э.Н. Ресурсы университета в развитии дошкольного образования в Московской области
Сформированная в течение многих десятилетий система дошкольного образования России в настоящее время претерпевает радикальные изменения. В каждом субъекте РФ происходят качественные перемены в дошкольном образовательном пространстве.
Московская область — динамично развивающийся регион с высокими темпами социально-экономического развития, занимающий лидирующие позиции среди субъектов РФ.
Подмосковье сегодня привлекательно для проживания и образования. Дошкольное образование — одно из приоритетных направлений развития региона. Уже сейчас система дошкольного образования Московской области — одна из самых передовых в России: она включает 2117 ДОО, в которых воспитывается 354 776 детей. И с каждым годом число воспитанников возрастает на несколько тысяч. Общий охват детей дошкольным образованием — 98%, это один из самых высоких показателей в Российской Федерации.
Правительство Московской области и ее Губернатор А.Ю. Воробьев, муниципальные образования Подмосковья ведут работу по повышению доступности и качества дошкольного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития региона.
По строительству новых детских садов Московская область является лидером. Ежегодно в строй вводятся более 100 ДОО. Однако масштабное строительство за счет бюджетных средств — не единственный путь решения проблемы с очередностью. Среди мер, направленных на обеспечение общедоступности дошкольного образования в регионе можно назвать развитие вариативных и альтернативных форм (открытие частных детских садов, семейных воспитательных групп).
Презентация
- Гришина Г.Н., Майер А.А. Взаимодействие Московского областного центра дошкольного образования с ДОО
Лялина Н.В., Булавкина Е.Б. Конкурсное движение как стимул профессионального роста педагогов
Одно из основных мероприятий реализации государственной программы «Развитие образования на 2013—2020 годы» — «Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей», которое направлено на повышение социального престижа и привлекательности педагогической профессии, уровня квалификации преподавательских кадров, стимулирование педагогов к повышению качества деятельности и непрерывному профессиональному развитию. Решение задачи повышения мотивации непрерывного профессионального развития, стимулирования творческой активности педагогов, создания условий для выявления и обмена лучшими практиками обеспечивается в Московской области системой профессиональных конкурсов по различным направлениям: «Воспитатель года», «Лучший детский сад», Конкурс региональных инновационных площадок, «Педагогический дебют» и др. Конкурсы позволяют позиционировать ДОО как успешные институты социализации ребенка, поддержки семьи, развития профессиональных сообществ и создания площадки для самореализации и достижения профессиональных успехов педагогов дошкольного образования.Областной конкурс «Лучший детский сад Подмосковья» среди образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования, впервые проведен в 2015 г.
Задачи конкурса определили актуальные направления развития дошкольного образования в деятельности образовательных организаций:
- формировать позитивное общественное мнение о ДОО в Московской области;
- сетевое взаимодействие в процессе трансляции передового опыта дошкольного образования, как ресурса развития образовательной системы;
- поддерживать традиции, стимулировать внедрение инновационных моделей и развивающих систем дошкольного образования в Московской области;
- обеспечивать открытость ДОО;
- анализировать и давать общественную оценку уровня качества работы ДОО;
- привлекать внимание общественности, родителей, представителей бизнес-сообщества к результатам работы ДОО.
Шишенина Т.Б. Работа районного методического объединения воспитателей ДОО в реализации ФГОС ДО
Цель работы методического объединения воспитателей «Школа педагогического мастерства» Щелковского муниципального района Московской области — повышение профессионализма педагогов ДОО на современном этапе развития образования в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов.
Оформляем с любовью
Михайлова Л.Я. Модель открытой образовательной среды ДОО в поддержке детских инициатив
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования потребовало изменения подходов к организации образовательного процесса. Реализуя ФГОС, педагоги должны обеспечить единство воспитательных, развивающих и образовательных задач с учетом регионального компонента, а также целостность образовательного процесса за счет интеграции содержания и разнообразия видов детской деятельности при постоянном совершенствовании образовательной среды. Детский сад № 1, о котором пойдет речь, расположен в рабочем поселке Богородское Сергиево-Посадского района Московской области. Это красивое место когда-то давно облюбовали богородские мастера. Русскую душу пленили цветущие луга, липовые рощи, соловьиные трели.
Трудно представить истинное лицо России без народного искусства. Нам посчастливилось жить на святой земле Сергия Радонежского, а место, где расположено село Богородское, еще пять столетий назад было известно Храмом Рождества Богородицы — первым христианским храмом на территории Рождественской волости (ныне городское поселение Богородское). Здесь тесно переплелось прошлое и настоящее. Это старинный промысловый центр, известный на весь мир резной игрушкой, и многонациональный современный поселок строителей и энергетиков, обслуживающих первую в России гидроаккумулирующую электростанцию — Загорскую ГАЭС. В детском саду №1 создана модель открытой образовательной среды, ориентированной на поддержку творческих инициатив дошкольников, раскрытие индивидуального и творческого потенциала каждого ребенка, а также все необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс.
Все помещения ДОО мультифункциональны и соответствуют требованиям ФГОС ДО к организации предметно-развивающей среды.
День
На занятия с радостью!
Земцова Е.А. Юные исследователи
Познавательное занятие для старших дошкольников
Задачи:
- формировать представление о Мировом океане и родниковой воде;
- закреплять знания о свойствах воды;
- дополнить знания о пользе океанов и морей;
- развивать навыки проведения опытов, доказательную речь;
- расширять словарный запас.
Кудымовская Н.А. Путешествие по сказкам
Занятие по РЭМП в средней группе
Задачи:
- упражнять в умении называть и различать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник);
- формировать умение соотносить количество предметов с числом;
- знакомить с цифрами от 1 до 3;
- совершенствовать умение определять и называть местоположение предметов (рядом, между, за, перед);
- формировать умение устанавливать размерные отношения;
- развивать умение подбирать предметы по двум признакам, память, речь, мышление, воображение;
- развивать навыки работы в коллективе;
- воспитывать взаимопомощь и дружелюбие.
Мареева Л.В. Части тела и лица
Занятие по речевому развитию в младшей логопедической группе
Задачи:
- расширять понимание речи, накапливать пассивный словарь;
- обучать пониманию вопросов косвенных падежей, использованию в речи форм множественного числа имен существительных в именительном и винительном падежах;
- развивать артикуляционно-мимическую мускулатуру, мелкую и общую моторику, конструктивный праксис;
- формировать умение договаривать и образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- обогащать активный словарь прилагательными;
- согласовывать речь с движением;
- воспитывать усидчивость, внимание, вызывать желание участвовать в образовательном процессе.
- Панова Н.В. Как цыпленок маму искал
Играем вместе с детьми
Майборода Г.А. Игровое пособие «Логодворик» в коррекции речевого развития детей
Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников — длительный и трудоемкий процесс, требующий больших усилий как учителя-логопеда, так и самого ребенка. Поэтому главная задача педагога сделать этот процесс максимально интересным, разнообразным, увлекательным для воспитанника и в то же время эффективным.
Успешность работы во многом зависит от грамотно организованной коррекционно-развивающей среды.
В соответствии с ФГОС ДО ведущая деятельность ребенка — игра. Чтобы сделать игру содержательной, насыщенной, вариативной, мы создали многофункциональное игровое пособие «Логодворик» (фото 1).
«Логодворик» можно использовать, с одной стороны, как наглядное пособие, с другой — как дидактическую игру со своими содержанием, организацией и методикой проведения.
Цель: повышение успешности коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
- уточнять значения различных предлогов, обучать правильному их употреблению;
- развивать произносительную и лексико-грамматическую стороны речи;
- формировать слоговую структуру слова;
- развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.
Мастер-класс
Турбина О.И. Развитие логического мышления в процессе формирования элементарных математических представлений
Логическое мышление наиболее эффективно развивается в процессе освоения детьми элементарных математических представлений. Для этого используются разнообразные приемы, в том числе и игровые.
Одно из средств, способствующих развитию логического мышления, — занимательный математический материал, значимость которого отмечали известные психологи и педагоги.
Так, Б.А. Кордемский подчеркивал значение занимательного материала в развитии у дошкольников важных элементов математического мышления: инициативы, сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру мыслительных операций, содержанию и значению, способу решения.
Исходя из логики действий, элементарный занимательный материал можно классифицировать. Основанием для выделения представленных ниже групп являются характер и назначение материала того или иного вида (см. рис. 1).
Из всего многообразия занимательного математического материала для развития логического мышления в дошкольном возрасте наиболее широко применяются дидактические игры. Основное их назначение — упражнять в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, в счете и вычислениях и т.д. Они направлены на развитие у детей не только логического мышления, но и пространственных представлений. Дидактические игры «Назови число», «Числовой ряд», «Сколько взять пуговиц?», «Найди и назови», «Найди большой круг» мы непосредственно включаем в содержание занятия как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия определяем целью, назначением и возрастом детей.
Вечер
Праздники
Перевезенцева М.Н. Дорожная грамота
Познавательное мероприятие с родителями в занимательной форме для старших дошкольников
Предлагаем вниманию одну из нетрадиционных форм работы с родителями — познавательное мероприятие, проводимое в занимательной форме с целью профилактики нарушений правил передвижения по дорогам.
Цель: повышение компетентности родителей по правилам дорожного движения.
Творческая мастерская
Ермолинская Е.А. Современные технологии развития изобразительной деятельности детей
Современная педагогическая наука и образование развиваются вместе с социумом, активно реагируют на экономические и политические изменения в мире и пытаются соответствовать его требованиям и приоритетам. Модернизацию образования можно определить как процесс постоянного порождения и включения в педагогическую практику инновационных технологий, форм и практик работы с детьми, способов построения учебной деятельности, корректировки и конкретизации задач образования.
Одной из прогрессивных концепций построения современного образования признана концепция интеграции, реализация которой эффективна на всех ступенях образовательного процесса от образовательных пространств (основного и дополнительного), видов учебной деятельности (урочная и внеурочная формы), до преподавания учебных дисциплин в общеобразовательной школе и проведения занятий в дошкольных учебных заведениях и системе дополнительного образования.
Основополагающим началом в данной концепции выступает принцип полихудожственного развития ребенка, позволяющий реализовать учебный процесс на основе преемственности в обучении, междисциплинарном взаимодействии, в единстве требований к образовательному уровню учащихся, с учетом возрастных особенностей развития ребенка, самих целей обучения.
Готовимся к школе
Рузанова С.А. Воспитание культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики
Во все времена общество нуждается в образованных и культурных людях. А в современном мире, полном противоречий, геополитических катаклизмов, национальных преобразований, формирование адекватной, самодостаточной, разносторонне развитой личности приобретает колоссальное значение. Все начинается с детства. Поэтому основная задача детского сада — активное и целенаправленное приобщение дошкольников к культурным ценностям своего народа.
Хранилищем народной культуры, в первую очередь, служит язык, сохраняющий память народа, формирующий его историческое национальное самосознание. Высокая культура разговорной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим многообразием — самые верные средства и самые надежные рекомендации для каждого воспитанника в его будущей жизни. В настоящее время в языковой практике человека, к сожалению, начинают исчезать лучшие речевые традиции, происходит процесс падения культуры общества, и, как следствие, языка.
Это выражается в появлении в разговорной речи просторечных форм, вульгаризмов и жаргона. Первоочередная задача воспитателя — не допускать этого в процессе воспитания дошкольника. Надежда на то, что ребенок в будущем сам разберется и овладеет нормированной речью, весьма несостоятельна. На данном этапе остро стоит вопрос овладения детьми образной, точной, логичной речью. Поэтому мы считаем, что введение элементов культуры речи в общую систему воспитания дошкольников в логопедической группе будет серьезно способствовать решению коммуникативных и социальных задач, окажет влияние на развитие духовного мира ребенка.
В процессе работы над речью важно учесть тот факт, что лучшие образцы речевой культуры дают народная педагогика и, в частности, фольклор.
Шлемко А.И. Учимся познавать и экспериментировать
Приобщить дошкольников к миру науки, развить у них предпосылки к дивергентному мышлению (способности находить множество путей решения одной проблемы) и сформировать познавательный интерес — что может быть проще и интереснее?
Реалии нашей современной жизни требуют, чтобы человек не только знал и владел, но и, самое главное, умел добывать знания самостоятельно (хорошо бы и с удовольствием), был гибким, умел быстро перестраиваться в стремительно меняющемся мире. Поэтому среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО делает акцент на том, что «...ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать...».
А ведь малыши от природы очень любопытны и любознательны, они постоянно экспериментируют, занимаясь любимыми делами: пускают палочку плыть по ручейку, бросают камешки на дно, приносят домой сосульку или выносят на мороз мыльные пузыри. Ученые доказали, что детское экспериментирование наравне с игрой — ведущая деятельность дошкольников, а в первые три года — единственный способ познания окружающего мира. Поэтому задача педагогов — использовать природное любопытство детей, их стремление к познанию нового для проведения занятий в форме простейших научных опытов, тем самым поддерживая и развивая интерес к процессу самостоятельного получения знаний. И не забывать, что знания дошкольники получают не только во время организованной деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке, в игре и т.д. Это еще один способ для познавательного общения педагога со своими воспитанниками.
То, что экспериментировать интересно — ни у кого не вызывает сомнений, а вот как это просто организовать — вопрос для многих. Здесь очень важны личностные особенности самого педагога: насколько он готов к спокойному и доброжелательному реагированию на разлитую детьми воду, рассыпанный песок, поцарапанное оборудование или испорченный рабочий материал. Если есть понимание и уважение права каждого ребенка сделать свое открытие, а не то, которое запланировал педагог, значит, осталось разобраться, как сделать детское экспериментирование детским, т.е. интересным для всех детей.
Работа с родителями
Макеева С.В. Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка?»
Родителям очень важно знать об особенностях развития ребенка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях». В подтверждение этой мысли можно привести еще одну цитату — слова Н.И. Пирогова: «Исторгая беспрестанно ребенка из его собственного духовного бытия, перенося его все чаще в нашу сферу, заставляя его и смотреть и понимать по-нашему, мы, наконец, достигаем одного: он начинает нам казаться не тем, что он есть».
Задержки в развитии также недопустимы, но следует помнить, что возможности маленького ребенка велики, но не безграничны. Поэтому родителям важно знать психофизиологические показатели развития детей. Что же характерно для ребенка четвертого года жизни? Прежде всего физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3—4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.
- Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности, появление у них новых интересов?
- Если да, то в чем они проявляются?
- Какая фраза у ребенка любимая?
Ночь
Профессиональный рост
- Житнякова Н.Ю. Лего в детском саду, или Так много способов учиться
Ефимова А.С. Мнемотехника как способ развития связной речи у детей с ОНР
Одно из основных направлений работы нашего детского сада — познавательное и речевое развитие. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы все чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребенок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы. К сожалению на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое.
При работе с детьми мы замечаем, что речь у них односложная, с недостаточно развитым словарным запасом, множественными аграмматизмами. Навык ведения диалога практически отсутствует. Нередко наблюдается отсутствие логического обоснования своих утверждений, навыков культуры речи. Дети часто употребляют нелитературные слова и выражения. Дикция не развита, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижены внимание и работоспособность.
Нам часто приходится слышать от родителей, особенно при подготовке к празднику, что ребенок плохо запоминает стихи, путается в строчках. Но в то же время он великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать серию мультфильма, с достаточно сложно произносимыми словами.
В чем же причина? Дошкольный возраст — возраст образных форм сознания. Наукой давно доказано, что в первом случае, при разучивании, например, стихотворения требуется произвольное запоминание, а во втором — действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребенка. И наш педагогический опыт это подтверждает, ведь в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.
И почему бы этим не воспользоваться для реализации и повышения эффективности коррекционной работы: обучать детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. В этом нам помогает мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания, система «внутреннего письма», основанная на записи в мозг связей между зрительными образами; совокупность методов и приемов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации, путем образования дополнительных ассоциаций, и конечно развитие связной речи). Секрет мнемотехники прост и широко известен — использование ассоциаций, т.е. связи нескольких образов.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по-разному.
Горжусь профессией своей
Деркаченко Н.В. О добром и прекрасном, или Размышления педагога о чтении
Теплый осенний день. Сквозь пожелтевшую листву и окно тонкой полоской пробивается свет. Он осторожно, крадучись отображается озорным солнечным зайчиком на обложке книги. Мой сын читает «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева. Ребенок выразительно произносит каждое слово, я углубляюсь в смысл произносимого.
Как быстро летит время...
Еще совсем недавно я — школьница, затем студентка пензенского педагогического института им. В.Г. Белинского, мечтающая посвятить всю жизнь детям и педагогическому ремеслу. «Творчески учиться и учить» — принцип, которому стараюсь быть верной 11 лет. Моя мечта осуществилась: я — воспитатель! Ничто из приобретенного в молодости не прошло бесследно. Навыки в труде помогают мне преодолевать препятствия, неудачи вдохновляют, а победы стимулируют для дальнейшего движения вперед. Как важно для человеческого счастья, чтобы работа доставляла радость и удовольствие!
«Что главное в жизни?» — часто спрашивают меня в растерянности родители моих воспитанников, не зная, как совместить духовные и материальные ценности современного общества. Я всегда отвечаю: «Приумножать добро вокруг нас». Важно, чтобы добро, которое делает ребенок, стало его внутренней потребностью, шло от сердца, было бескорыстным. Мои размышления прерывают слова Д.С. Лихачева, произносимые сыном: «Это как круги на воде. Добро, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, а человек, их центр, становится выше и мудрее».
Все в детстве ребенка начинается с малого. Глубокое чувство любви к своему дому постепенно расширяется и..
Продолжение читайте в журнале Воспитатель ДОУ №1/2016
Чудесный мир детства
Кузнецова Ю.В. Если ваш ребенок гиперактивный
В наше время встречается огромное количество детей с признаками гиперактивности. Про такого ребенка обычно говорят, что он с «мотором» или «вечным двигателем», «весь на шарнирах».
Что в этом случае делать?
Указатель приложений
Указатель приложений к журналу «Воспитатель ДОУ» за 2015 год
Список приложений
№ 1. Развивающие игры Воскобовича. сборник методических материалов / Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко
№ 2. Шуть Н.Н. Организация детских праздников
№ 3. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной. Методическое пособие
№ 4. Алябьева Е.А. Игры-забавы на участке детского сада
№ 5. Алябьева Е.А. Игры-путешествия на участке детского сада
№ 6. Журавлева Л.В. Камертон детства и некоторые шедевры. Истории про больших и маленьких в детском саду
№ 7. Реутский С.В. Физкультурные комплексы дома и в детском саду
№ 8. Алябьева Е.А. Знакомим детей с человеческим организмом. Сказки, рассказы, игры, стихи, загадки
№ 9. Ильина С.К. Здравствуйте, я ваша няня! Методика гувернерской службы
№ 10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах
№ 11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах
№ 12. Шулешко Е.Е. Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий
Книжная полка
Как подписаться
Анонс
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"