Панова Н.В.,
воспитатель МБДОУ д/с № 5 «Чебурашка», г. Коломна Московской обл.
Предлагаем вашему вниманию занятие по теме «Домашние животные и птицы». В ходе совместной деятельности перед детьми возникают задачи, которые им необходимо решить, чтобы помочь цыпленку. Используются развивающие игры, проблемные вопросы, сюрпризные моменты, направленные на развитие речи, целостного восприятия, внимания, мышления, умения общаться и находить выход из создавшихся ситуаций. Формируется доброжелательное отношение к окружающему миру и своей маме.
Задачи:
- уточнять представления детей о домашних животных и их детенышах;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- расширять и активизировать словарь (глаголы), закреплять артикуляцию звуков;
- развивать конструктивные навыки, мелкую моторику;
- формировать потребность в двигательной активности; — воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и своим родителям.
Оборудование: яйцо из папье-маше, игрушки (цыпленок, курица, кошка, котенок, собака, щенок); дидактические картинки с изображением кошки, собаки, лошади, трубочки из цветной бумаги для бус, шнурок, магнитофон.
* * *
Перед детьми лежит крупное яйцо из папье-маше.
Воспитатель. Ребята, что это? Что находится внутри, как вы думаете?
Дети отвечают.
Воспитатель. Давайте посмотрим. (Открывает яйцо.) Кто это?
Дети. Цыпленок.
Цыпленок. Здравствуйте, ребята! Как светло вокруг! Скажите, кто я?
Дети. Ты — цыпленок!
Цыпленок. А что я умею делать?
Дети. Пищать, прыгать, клевать, пить, бегать.
Цыпленок. Какую я песенку пою?
Дети. Пи-пи-пи.
Цыпленок. Кто моя мама?
Дети. Курица.
Цыпленок. Где моя мама? (Начинает плакать.) Помогите мне ее найти!
Воспитатель. Ребята, поможем цыпленку найти маму?
Дети. Да.
Воспитатель. Где живет курочка?
Дети. В деревне у бабушки в курятнике.
Воспитатель. Отправимся туда.
Дети встают в колонну. Под музыку идут сначала обычным шагом (по тропинке), затем с высоким подниманием коленей (перешагивают через бревна), боком приставным шагом (по узкому мостику), на носочках (чтобы никого не потревожить).
И г р а «Кто на картинке?» (с имитацией звуков и движений) Воспитатель предлагает детям посмотреть, кто спрятался за листочками. Дети встают полукругом перед мольбертом. На мольберте картинки с изображениями кошки, лошади, собаки, прикрытые белыми листами бумаги. Воспитатель слегка сдвигает листок так, чтобы была видна половина картинки.
Воспитатель. Как вы думаете, кто изображен на картинке?
Дети. Кошка.
После правильного ответа изображение открывается полностью.
Вопитатель. Какую песенку поет кошка? Как она умывается? Как лакает молочко?
Дети имитируют звуки и движения.
Цыпленок. Это моя мама?
Дети. Нет, кошка мама котенка.
Далее по образцу обыгрываются изображения лошади и собаки.
Цыпленок. Здесь нет моей мамы. Что же делать?
Дети. Не волнуйся, Цыпленок, мы тебя в беде не оставим!
Воспитатель. Отправляемся дальше.
И г р а н а в н и м а н и е «Кого не хватает?» Перед детьми игрушки: кошка, котенок, собака, щенок.
Воспитатель. Вот кто нам поможет.
Цыпленок. Скажите, пожалуйста, вы не знаете, где моя мама?
Кошка. Мы покажем, куда дальше идти, только поиграйте с нами.
Проводится игра, в которой воспитатель поочередно прячет игрушки. Дети называют: «Нет котенка, щенка» и т.д.
Кошка. Ребята, вы настоящие друзья, раз так помогаете Цыпленку. Пройдете еще немножко прямо, отгадаете, что лишнее, и найдете курочку.
Игра «Что лишнее?» На полу четыре конуса: один — желтый, три — зеленых.
Воспитатель. Ребята, подсказка спрятана в каком-то из конусов. Какой конус лишний?
Дети. Желтый конус лишний, потому что он желтый, а остальные — зеленые.
Под конусом спрятан листок со схематичным изображением пищащего цыпленка.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно сделать?
Дети. Нужно попищать, как цыплята.
После этого появляется игрушка курочка.
Р е ф л е к с и я
Цыпленок. Мама, как долго я тебя искал! Мне ребята помогали!
Курочка. Мой малыш, я так счастлива тебя видеть! Ребята, расскажите, какие задания вам пришлось выполнить, пока вы ко мне добирались?
Дети рассказывают о своих приключениях. Упражнение «Расскажи стихи руками»
Воспитатель. Очень важно, чтобы у каждого малыша была мама, ведь она — самый дорогой человек на свете! И хорошо, когда есть теплый уютный дом, где тебя любят и ждут.
Воробей живет под крышей
(дети машут руками-«крыльями»; руки над головой складывают «домиком»)
В теплой норке домик мыши
(складывают ладони чашечкой; показывают «ушки»)
У лягушки дом в пруду
(растопыривают ладони, разворачивают их, руки соединяют кольцом)
Домик пеночки в саду
(складывают руки над головой «домиком», машут «крыльями»)
— Эй, цыпленок, где твой дом?
(выставляют руку ладонью вверх)
— Он у мамы под крылом
(сгибают руки в локтях, машут короткими «крыльями»).
К о н с т р у и р о в а н и е «Бусы для мамы»
Воспитатель. Хорошо, когда мама рядом, а еще лучше, когда она улыбается. Давайте порадуем наших мам — соберем для них бусы.
Дети под музыку нанизывают цветные трубочки на шнурок, дарят мамам.
Воспитатель. Молодцы, ребята!