Занятие по поисково-познавательной работе
с элементами лепки и экспериментирования в старшей группе
Биктина А.Д.,
воспитатель МДОУ д/с № 44, г. Казань
Задачи:
— формировать представление о витаминах, содержании витаминов в хлебе;
— воспитывать уважение к хлебу и труду людей;
— закреплять знание основных приемов лепки.
Предварительная работа: чтение сказки «Мужик и волк», стихов, поговорок, пословиц о хлебе, рассматривание иллюстраций о хлебе.
Оборудование: иллюстрации с изображением хлеба, моркови, цитрусовых; муляжи хлебобулочных изделий, коробка, мешок для фокуса, кукольный театр; символы витаминов А, В, С; мука, соль, вода, дрожжи, яйцо, соленое тесто, миски, зерна пшеницы и овса; игрушечная микроволновая печь, индивидуальные салфетки, мольберт с картинками из сказки «Мужик и волк».
* * *
В комнате в зоне ковра накрыт стол в деревенском стиле с самоваром, салфетками и мисками, в них зерна пшеницы и овса. Рядом мольберт с картинами из сказки «Мужик и волк». На доске изображения хлебобулочных изделий.
Дети сидят на стульчиках полукругом, воспитатель сидит перед детьми.
Воспитатель. Давайте поговорим о витаминах. Какие витамины вы знаете?
Дети отвечают.
Витамины важны для вашего полноценного роста и развития, они обогащают наш организм, чтобы мы были здоровыми. Вот, например, витамин А нужен для хорошего зрения и он «живет» в морковке; витамин С повышает настроение и помогает повысить иммунитет, а ему нравится «жить» в апельсинах, мандаринах; витамин В, оказывается, самый хитрый витамин: если его мало в организме, мы быстро устаем и утомляемся, и он помогает другим витаминам поддерживать наше здоровье.
Стук в дверь. В комнату вносят посылку. Воспитатель берет и открывает, внутри хлебобулочные изделия и персонажи кукольного театра.
Айболит знал, что мы говорим о витаминах, и прислал нам хлеб, ведь его мы едим каждый день. В хлебе содержится витамин В, который помогает нам не уставать и усваивать другие витамины, важные для нашего здоровья.
Давайте поговорим о хлебе, какой путь проходит он перед тем, как попасть к нам на стол, и вспомним русскую народную сказку «Мужик и волк».
Воспитатель открывает иллюстрации из сказки, надевает на руки кукол и инсценирует сказку.
Увидел как-то волк, как мужик ест свой хлеб, и попросил краешек хлеба попробовать. Понравился хлеб волку. Вот и просит волк: «Научи, мужик, и меня, как свой хлеб добыть». Мужик согласился.
Далее инсценировка проходит в виде диалога с детьми.
С чего нужно начать, чтобы вырастить свой хлеб?
Дети. Вспахать землю.
Волк. Вспашешь и можно уже есть?
Дети. Нет, нужно рожь посеять!
Волк. Посеешь и можно уже есть?
Дети. Нет! Нужно подождать пока рожь вырастет!
Волк. Вырастет и можно уже есть?
Дети. Нет, нужно рожь собрать!
Волк. Соберешь и можно уже есть?
Дети. Нет, нужно рожь на мельнице в муку перемолоть!
Волк. Перемелешь и можно уже есть?
Дети. Нет, надо из муки тесто сделать!
Волк. Сделаешь и можно уже есть?
Дети. Нет, надо тесто испечь в печке!
Волк. Испечешь и можно уже есть!
Мужик. Вот теперь можно и есть!
Волк. Нет, очень сложно добывать свой хлеб, лучше уж я без него как-нибудь!
Воспитатель. Вот какой длинный и непростой путь проходит хлеб, пока дойдет до нашего стола.
Воспитатель показывает детям зерна и дает потрогать, объясняя, что эти маленькие зернышки очень «старательны».
Представим, что мы тоже зернышки, и проведем физкультминутку.
Мы посеяли зерно.
Дети приседают.
Быстро выросло оно.
Встают с поднятием рук вверх.
На ветру оно качалось.
Качаются в разные стороны.
И под дождиком купалось.
Имитируют зонтики.
А теперь вот на столах
Разводят руками.
В очень вкусных калачах.
Показывают большие пальцы.
Дети после физкультминутки садятся за столы.
Воспитатель замечает ленточку, торчащую из коробки, начинает тянуть, а ленточка очень длинная, к ней привязан мешок, в котором лежат мука, вода, соль, яйцо, дрожжи.
Для чего же нам это все, как вы думаете? Что из всего этого можно приготовить? Конечно, тесто! Давайте поэкспериментируем! Будем вместе делать тесто: нальем воды, положим дрожжи, соль, яйца, муку и все перемешаем. Тесто должно подняться, но для этого нужно тепло, я положу его в «волшебную» коробку и мы передадим ему наше тепло. Каждый из вас потрогает коробку, передаст тепло ваших рук, доброту вашего сердца, и тесто быстро поднимется. А я скажу волшебные слова.
Волшебство, нам помоги,
Ты нам тесто замеси!
Незаметно для детей воспитатель берет готовое тесто. Раздает его и предлагает приготовить завитушки-розочки. Для этого нужно скатать сначала жгутики и закрутить их в розочки. Воспитатель собирает все на одну тарелочку и ставит «выпекаться» в игрушечную микроволновую печь. Пока завитушки «выпекаются», предлагает ребенку рассказать стихотворение С. Погореловского «Слава хлебу на столе».
Ребенок
Вот он —
Хлебушко душистый.
Вот он —
Теплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал. Пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло,
Берегло!
Воспитатель благодарит за прекрасное стихотворение и вспоминает про завитушки, которые пекутся в печке, достает их, незаметно подменивая на настоящие.
Взрослый хвалит детей и в завершении занятия еще раз подчеркивает, что хлеб наша основная пища, приносящая витамины, напоминает о том, что хлеб проходит очень долгий путь до наших столов, поэтому к нему нужно относиться бережно.