Тема номера: Междисциплинарный подход
Содержание
Колонка главного редактора
Танцюра С.Ю. Междисциплинарный подход в коррекции речевых нарушений
Исследования
Рубинская Н.В. Формирование верхнего подъема языка у детей с миофункциональными нарушениями
В статье представлена картотека упражнений, позволяющих сформировать верхний подъем языка у детей с миофункциональными нарушениями. Подробно описаны рекомендации и противопоказания для выполнения упражнений. Предложены статические и динамические упражнения.
Новые формы работы
Кузьмина Е.И., Трифонова Е.В., Сиденко О.К. Взаимодействие логопеда и дефектолога на занятиях с детьми с ОВЗ
Важнейшая часть коррекционной помощи детям с ОВЗ — координация усилий различных специалистов с опорой на общее понимание трудностей и дефицитов детей. Авторы представляют опыт совместной работы дефектолога и логопеда, основанной на общей программе коррекционно-развивающих занятий, позволяющей значительно усилить эффект педагогического воздействия. Описаны конкретные совместные шаги педагогов.
Ларионова М.В. «Задаем вопросы»
В статье изложен опыт разработки универсального авторского пособия, помогающего научить детей с нарушениями речи задавать развернутые вопросы различных типов. Приводится типология вопросов, описывается методика работы с пособием, а также пример организации игры на его основе. Акцент ставится на положительной эмоциональной составляющей занятий и игр по представленной методике.
Предлагаем обсудить
Придаткина В.А. Адаптированная образовательная программа для ребенка-инвалида с РАС
В статье подробно описана стратегия выстраивания адаптационной образовательной программы дошкольного образования для ребенка-инвалида с РАС в соответствии с картой реабилитации и абилитации. Особо выделено ограничение способности ребенка с РАС к общению, прямо связанное с речевым развитием. Даны рекомендации для создания индивидуального образовательного маршрута учителем-логопедом, а также общие методические рекомендации, адресованные другим педагогам ДОО.
Сидорова Т.С., Кантур Т.Г. Картотека авторских игр «Учим играя»
Родители все чаще предъявляют требования к качеству произношения детей, особенно важно преодолеть нарушения речи до поступления в школу. В статье рассматривается авторская методика использования схем, таблиц, карточек, бус с гласными звуками на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях для успешного формирования голосовых интонационных модуляций и последовательной отработки четкой артикуляции.
Методическая гостиная
Борисенко Т.В., Рознина Т.В. Лего-конструирование с детьми с нарушениями зрения
Авторы статьи указывают на целесообразность применения в работе с детьми с нарушениями зрения конструктора лего из-за яркости и фактурности его деталей. Приводятся методические рекомендации по использованию лего, также даются описания игр на звукопроизношение, усвоение лексики и грамматики и т.д. с конструктором. Указывается, что именно этот конструктор эффективен для подготовки к освоению шрифта Брайля.
Приглашаем на занятие
Чумакова М.В. «Дом, в котором мы живем»
В статье представлен сценарий логопедического занятия в подготовительной к школе речевой группе для детей с ТНР. Под руководством логопеда в игровой форме дети закрепляют навыки звукового анализа, слогового чтения и синтеза слов, учатся делить слова на слоги. Особенность представленного материала в том, что через него красной нитью проходит тема дома и Отечества.
Гончарова А.Б., Лопаткина Д.С., Осенкова А.А. «Колобок»
Как известно, сказки развивают детей всесторонне. В статье представлен сценарий фронтального занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Дети слушают сказку, отвечают на вопросы педагога по ней, а затем создают собственные сюжеты с помощью картинок и рассказывают свою сказку. Приглашение на занятие родителей повышает эмоциональный настрой детей.
Кудряшова М.Н. «Морское путешествие»
Особенность статьи — привлечение «морской» тематики, например использование в логопедических целях семафорной азбуки. В конспекте занятия также описаны закрепление у детей с ТНР знаний о звуковом составе слова, навыка образования притяжательных прилагательных и умения ориентироваться в пространстве; развитие фонематического слуха и кинестетических ощущений.
Досуги и развлечения
Мануилова Т.А. Слово о Родине
Беседы с дошкольниками о Родине не только помогают лучше понять свою страну, но и развивают помимо речевых также навыки общения и мышления. В статье рассматривается важность патриотического воспитания в процессе речевого развития детей дошкольного возраста. Дана картотека игр и упражнений, которая станет прекрасным практическим руководством для педагогов и родителей, стремящихся совмещать воспитание гражданственности с речевым развитием.
Игры и оборудование
Кравченко Л.В. Игры для интеллектуально-речевого развития детей с ТНР
В статье представлена картотека авторских игр для работы со старшими дошкольниками с ТНР. Автор использует специально оформленное напольное и настольное пространство, а также атрибуты шансовых игр. Особенность представленных игр в том, что после знакомства с правилами ребенок может играть самостоятельно или со сверстниками.
Барановская А.В., Чигридова Н.В. Дидактическое пособие «Нескучная грамматика»
Авторы отмечают, что формирование навыка словоизменения и образования первых словоформ у дошкольников с ТНР затруднено, и представляют вниманию читателя пособие, построенное на использовании двух дидактических игр. Приводится их описание, даются рекомендации по применению разработки как на занятиях с логопедом, так и дома с родителями для закрепления материала и навыков.
Меженинова А.В. Дидактическая игра «Волшебный фонарик»
В статье представлено описание авторской игры для занятий на закрепление звукопроизношения. Отмечая, что игра — ведущий вид детской деятельности, авторы приводят свой опыт использования этой особенности на логопедическом занятии. Отмечается, что благодаря универсальности игру могут использовать не только педагоги ДОО, но и родители.
Взаимодействие с семьей
Андреева И.М., Курилина А.В. Семинар-тренинг «Связующая нить»
Взаимодействие специалистов ДОО с родителями дошкольников — залог успешного воспитания и здоровой атмосферы роста ребенка. В статье описан семинар-тренинг, на котором родители обучающихся с ТНР узнают и прорабатывают родительские установки, знакомятся с речевыми играми и упражнениями для домашнего использования.
Джулай Т.В. Социальные акции к Дню Победы
В статье рассматривается роль социальных акций в повышении уровня вовлеченности в социальную жизнь воспитанников групп компенсирующей направленности, в том числе детей с ОВЗ и их родителей. Описаны этапы работы, направленной на развитие социальной активности данных семей и их успешной интеграции в общественную жизнь, патриотическое воспитание и повышение гражданской осознанности.
Методика коррекционной работы
Мельникова С.В. Адаптированные русские народные игры для детей с ОВЗ
Отталкиваясь от мысли о связи развития речи и движения, автор предлагает собственную адаптацию русских народных игр, используемых во время прогулки учителем-логопедом для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями для коррекции всех компонентов речи. Приводится картотека различных игр, описываются приемы организации и проведения логопедического занятия во время прогулки.
Молодому логопеду
Чуйко Е.В. Системный подход к развитию вестибулярно-моторной координации и речи детей с ТНР
Как показывают исследования, развитие речи тесно связано с развитием вестибулярного аппарата. Автор приводит концепцию моторного развития, подробно рассматривая теоретические аспекты, а также практические средства компенсации нарушений разных уровней моторной активности. Даны примеры конкретных игр и упражнений.
Фиалова Т.В. Вкусные фрукты
В статье представлен конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей 5–6 лет в группе компенсирующей направленности. Материал направлен на закрепление умений описывать фрукты с помощью опорных схем.
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"