Логопед №3/2025

Тема номера: Междисциплинарный подход

Содержание

Колонка главного редактора

Танцюра С.Ю. Междисциплинарный подход в коррекции речевых нарушений

Исследования

  • Рубинская Н.В. Формирование верхнего подъема языка у детей с миофункциональными нарушениями

    В статье представлена картотека упражнений, позволяющих сформировать верхний подъем языка у детей с миофункциональными нарушениями. Подробно описаны рекомендации и противопоказания для выполнения упражнений. Предложены статические и динамические упражнения.

Новые формы работы

  • Кузьмина Е.И., Трифонова Е.В., Сиденко О.К. Взаимодействие логопеда и дефектолога на занятиях с детьми с ОВЗ

    Важнейшая часть коррекционной помощи детям с ОВЗ — координация усилий различных специалистов с опорой на общее понимание трудностей и дефицитов детей. Авторы представляют опыт совместной работы дефектолога и логопеда, основанной на общей программе коррекционно-развивающих занятий, позволяющей значительно усилить эффект педагогического воздействия. Описаны конкретные совместные шаги педагогов.

  • Ларионова М.В. «Задаем вопросы»

    В статье изложен опыт разработки универсального авторского пособия, помогающего научить детей с нарушениями речи задавать развернутые вопросы различных типов. Приводится типология вопросов, описывается методика работы с пособием, а также пример организации игры на его основе. Акцент ставится на положительной эмоциональной составляющей занятий и игр по представленной методике.

Предлагаем обсудить

  • Придаткина В.А. Адаптированная образовательная программа для ребенка-инвалида с РАС

    В статье подробно описана стратегия выстраивания адаптационной образовательной программы дошкольного образования для ребенка-инвалида с РАС в соответствии с картой реабилитации и абилитации. Особо выделено ограничение способности ребенка с РАС к общению, прямо связанное с речевым развитием. Даны рекомендации для создания индивидуального образовательного маршрута учителем-логопедом, а также общие методические рекомендации, адресованные другим педагогам ДОО.

  • Сидорова Т.С., Кантур Т.Г. Картотека авторских игр «Учим играя»

    Родители все чаще предъявляют требования к качеству произношения детей, особенно важно преодолеть нарушения речи до поступления в школу. В статье рассматривается авторская методика использования схем, таблиц, карточек, бус с гласными звуками на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях для успешного формирования голосовых интонационных модуляций и последовательной отработки четкой артикуляции.

Методическая гостиная

  • Борисенко Т.В., Рознина Т.В. Лего-конструирование с детьми с нарушениями зрения

    Авторы статьи указывают на целесообразность применения в работе с детьми с нарушениями зрения конструктора лего из-за яркости и фактурности его деталей. Приводятся методические рекомендации по использованию лего, также даются описания игр на звукопроизношение, усвоение лексики и грамматики и т.д. с конструктором. Указывается, что именно этот конструктор эффективен для подготовки к освоению шрифта Брайля.

Приглашаем на занятие

  • Чумакова М.В. «Дом, в котором мы живем»

    В статье представлен сценарий логопедического занятия в подготовительной к школе речевой группе для детей с ТНР. Под руководством логопеда в игровой форме дети закрепляют навыки звукового анализа, слогового чтения и синтеза слов, учатся делить слова на слоги. Особенность представленного материала в том, что через него красной нитью проходит тема дома и Отечества.

  • Гончарова А.Б., Лопаткина Д.С., Осенкова А.А. «Колобок»

    Как известно, сказки развивают детей всесторонне. В статье представлен сценарий фронтального занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Дети слушают сказку, отвечают на вопросы педагога по ней, а затем создают собственные сюжеты с помощью картинок и рассказывают свою сказку. Приглашение на занятие родителей повышает эмоциональный настрой детей.

  • Кудряшова М.Н. «Морское путешествие»

    Особенность статьи — привлечение «морской» тематики, например использование в логопедических целях семафорной азбуки. В конспекте занятия также описаны закрепление у детей с ТНР знаний о звуковом составе слова, навыка образования притяжательных прилагательных и умения ориентироваться в пространстве; развитие фонематического слуха и кинестетических ощущений.

Досуги и развлечения

  • Мануилова Т.А. Слово о Родине

    Беседы с дошкольниками о Родине не только помогают лучше понять свою страну, но и развивают помимо речевых также навыки общения и мышления. В статье рассматривается важность патриотического воспитания в процессе речевого развития детей дошкольного возраста. Дана картотека игр и упражнений, которая станет прекрасным практическим руководством для педагогов и родителей, стремящихся совмещать воспитание гражданственности с речевым развитием.

Игры и оборудование

  • Кравченко Л.В. Игры для интеллектуально-речевого развития детей с ТНР

    В статье представлена картотека авторских игр для работы со старшими дошкольниками с ТНР. Автор использует специально оформленное напольное и настольное пространство, а также атрибуты шансовых игр. Особенность представленных игр в том, что после знакомства с правилами ребенок может играть самостоятельно или со сверстниками.

  • Барановская А.В., Чигридова Н.В. Дидактическое пособие «Нескучная грамматика»

    Авторы отмечают, что формирование навыка словоизменения и образования первых словоформ у дошкольников с ТНР затруднено, и представляют вниманию читателя пособие, построенное на использовании двух дидактических игр. Приводится их описание, даются рекомендации по применению разработки как на занятиях с логопедом, так и дома с родителями для закрепления материала и навыков.

  • Меженинова А.В. Дидактическая игра «Волшебный фонарик»

    В статье представлено описание авторской игры для занятий на закрепление звукопроизношения. Отмечая, что игра — ведущий вид детской деятельности, авторы приводят свой опыт использования этой особенности на логопедическом занятии. Отмечается, что благодаря универсальности игру могут использовать не только педагоги ДОО, но и родители.

Взаимодействие с семьей

  • Андреева И.М., Курилина А.В. Семинар-тренинг «Связующая нить»

    Взаимодействие специалистов ДОО с родителями дошкольников — залог успешного воспитания и здоровой атмосферы роста ребенка. В статье описан семинар-тренинг, на котором родители обучающихся с ТНР узнают и прорабатывают родительские установки, знакомятся с речевыми играми и упражнениями для домашнего использования.

  • Джулай Т.В. Социальные акции к Дню Победы

    В статье рассматривается роль социальных акций в повышении уровня вовлеченности в социальную жизнь воспитанников групп компенсирующей направленности, в том числе детей с ОВЗ и их родителей. Описаны этапы работы, направленной на развитие социальной активности данных семей и их успешной интеграции в общественную жизнь, патриотическое воспитание и повышение гражданской осознанности.

Методика коррекционной работы

  • Мельникова С.В. Адаптированные русские народные игры для детей с ОВЗ

    Отталкиваясь от мысли о связи развития речи и движения, автор предлагает собственную адаптацию русских народных игр, используемых во время прогулки учителем-логопедом для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями для коррекции всех компонентов речи. Приводится картотека различных игр, описываются приемы организации и проведения логопедического занятия во время прогулки.

Молодому логопеду

  • Чуйко Е.В. Системный подход к развитию вестибулярно-моторной координации и речи детей с ТНР

    Как показывают исследования, развитие речи тесно связано с развитием вестибулярного аппарата. Автор приводит концепцию моторного развития, подробно рассматривая теоретические аспекты, а также практические средства компенсации нарушений разных уровней моторной активности. Даны примеры конкретных игр и упражнений.

  • Фиалова Т.В. Вкусные фрукты

    В статье представлен конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей 5–6 лет в группе компенсирующей направленности. Материал направлен на закрепление умений описывать фрукты с помощью опорных схем.

 

 

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

  • Журнал: Логопед
  • Год: 2025
  • Номер: 3
Прочитано 26 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868