Тема номера
Социализация, интеграция, обучение
Содержание
Индекс
Учреждения и авторы, упоминаемые в номере
Учреждения:
- ГБОУ «Школа № 589», Санкт-Петербург
- ГБУ КРОЦ, Москва
- ГКУ ЦССВ «Доверие», Москва
- ГКУ ЦССВ «Кунцевский», Москва
- Д/с № 203 «Алиса» АНО ДО «Планета детства “Лада”», г. Тольятти Самарской обл.
- Кафедра социально-медицинской реабилитации ГАУ ИДПО ДТСЗН, Москва
- МАДОУ д/с № 62, г. Киселевск Кемеровской обл.
- МАДОУ д/с №157 «Радость», г. Нижний Тагил Свердловской обл.
- МАДОУ ЦРР — д/с № 28 «Журавлик», г. Губкин Белгородской обл.
- МАОУ д/с № 1, г. Петропавловск-Камчатский Камчатского края
- МБДОУ д/с № 17 «Аистенок», г. Химки Московской обл.
- МАОУ «СОШ № 33», г. Тамбов
- МБДОУ д/с № 17 «Пчелка», пос. Володарского Московской обл.
- МБДОУ д/с № 188, г. Самара
- МБДОУ д/с № 510, г. Екатеринбург
- МБОУ д/с № 45 «Яблонька», г. Тольятти Самарской обл.
- МДОУ ДСКВ № 49 «Колокольчик», г. Подольск Московской обл.
- ООО «Центр коррекционной помощи “Умка”», г. Петропавловск-Камчатский Камчатского края
- Отделение социальной реабилитации инвалидов ГБУ ТЦСО «Ярославский», Москва
- Подразделение № 4 ГБОУ «Колледж сферы услуг № 10», Москва
- СП ДС № 1 «Ладушки» ГБОУ «Гимназия № 1», г. Новокуйбышевск Самарской обл.
- СП ДС «Золотой ключик» ГБОУ СОШ № 1, пгт Суходол Самарской обл.
- СП ДС «Ягодка» ГБОУ СОШ № 10, г. Жигулевск Самарской обл
Авторы:
- Вертей Юлия Анатольевна
- Гаража Анастасия Сергеевна
- Генералова Ольга Михайловна
- Гойда Елена Анатольевна
- Гришко Дарина Рудольфовна
- Грищенкова Евгения Викторовна
- Завьялова Марина Викторовна
- Кадасёва Татьяна Александровна
- Калинина Оксана Владимировна
- Канесева Ирина Геннадьевна
- Ковалева Юлия Владимировна
- Ковардакова Ирина Юрьевна
- Кононова Софья Игоревна
- Леонова Надежда Васильевна
- Маркова Лилия Валерьевна
- Марченко Ирина Викторовна
- Миленко Елена Анатольевна
- Морозова Гулия Васыфовна
- Нартова Зоя Ивановна
- Панченко Татьяна Владимировна
- Румянцева Елена Николаевна
- Синько Наталья Владимировна
- Танцюра Снежана Юрьевна
- Толстова Наталья Павловна
- Уколова Ольга Анатольевна
- Часовская Евгения Юрьевна
- Черкашина Юлия Александровна
- Шепель Галина Николаевна
- Яковлева Светлана Владимировна
Колонка главного редактора
- Танцюра С.Ю. Мир «особого» ребенка: социализация, интеграция, обучение
Гость номера
- Кононова С.И. Улыбка ребенка, благодарность в его глазах — высший балл педагогу!
Мастер-класс
Исследования
Гаража А.С. Реабилитационная работа с лицами, перенесшими инсульт
В статье представлен опыт реабилитационной работы с лицами, перенесшими инсульт.
Канесева И.Г. Логомультик. Речевой проект для старших дошкольников
В статье представлено использование мультфильмов в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи.
Новые формы работы
Ковардакова И.Ю. Система работы по коррекции слоговой структуры речи детей с ОНР
В статье представлены приемы работы по коррекции слоговой структуры речи у детей с общим недоразвитием речи: отхлопывание, отстукивание, проговаривание.
Танцюра С.Ю. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом
В статье представлен опыт работы по использованию невербальных средств общения с детьми с аутизмом. Описаны этапы их обучения пониманию устной речи и использованию альтернативной коммуникации.
Шепель Г.Н. Сенсорная интеграция в логопедической работе с детьми с ОВЗ
В статье представлен опыт работы по использованию новых форм сенсорной интеграции. Описаны различные приемы и методы сенсорного развития детей.
Завьялова М.В., Морозова Г.В., Часовская Е.Ю. Инклюзивные формы работы в ДОО
В статье представлен опыт инклюзии в ДОО, раскрыты содержание и организация работы, принципы обучения детей с ОВЗ, представлен индивидуально-дифференцированный подход к воспитанию и обучению дошкольников.
Предлагаем обсудить
Миленко Е.А. Психологическое сопровождение школьников с ОВЗ в условиях инклюзии
В данной статье представлен опыт психологического сопровождения школьников с ОВЗ в условиях инклюзии.
Методическая гостиная
Генералова О.М., Кадасёва Т.А. Умелые ручки. Проект по развитию мелкой моторики для детей 5—7 лет с ОНР
В статье представлен проект по развитию мелкой моторики для детей 5—7 лет с ОНР.
Работаем с дошкольниками
Приглашаем на занятие
Синько Н. В. Дифференциация букв Ш и Щ. Занятие по профилактике оптической дисграфии у старших дошкольников
В статье представлено занятие для старших дошкольников по профилактике оптической дисграфии. Оно способствует формированию у детей представлений о форме, цвете, величине предмета, пространственного восприятия, оптико-пространственного анализа, оптического образа букв.
Черкашина Ю.А., Маркова Л.В. В гости к букве Р. Занятие по развитию психомоторики у детей 5—7 лет
В статье освещены методические аспекты развития психомоторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии. Представлена система работы, направленная на развитие мелкой, общей, артикуляционной и мимической моторики. Приводится пример подгруппового занятия по развитию психомоторики у детей со стертой дизартрией.
Досуги и развлечения
Гойда Е.А. В поисках друга. Музыкально-спортивный праздник для старших дошкольников
В статье представлен праздник для старших дошкольников, направленный на развитие речи и обогащение словаря старших дошкольников. Приводятся разные виды упражнений на координацию движений, формирование пространственных представлений.
Игры и оборудование
Уколова О.А. Дидактические игры с использованием игрового пособия «Поле речевых чудес»
В статье представлены дидактические игры на звуко-буквенный анализ и синтез с использованием авторского пособия «Поле речевых чудес».
Взаимодействие с семьей
Толстова Н.П. Взрослые в гостях у сказки. Сотрудничество специалистов с родителями
В статье представлен опыт сотрудничества логопеда и родителей с использованием традиционных и инновационных форм работы. Предложены варианты сказок-драматизаций с целью повышения компетентности родителей в воспитании детей.
Гришко Д.Р. Родительский клуб. Помощь семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ
В статье приведены этапы психологической помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлен интегративный подход в работе педагога-психолога с семьей.
Ковалева Ю.В. Совместная работа логопеда и родителей в ДОО
В статье представлен опыт работы по вовлечению родителей в процесс коррекционно-развивающего сопровождения детей с речевыми нарушениями.
Работаем со школьниками
Методика коррекционной работы
Леонова Н.В., Калинина О.В., Нартова З.И. Праздничное чаепитие. Занятие по домоводству для школьников с интеллектуальной недостаточностью
В статье представлено занятие по домоводству для школьников с интеллектуальной недостаточностью, направленное на развитие культурно-гигиенических навыков, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи.
Яковлева С.В. Коррекция дисграфии у младших школьников с использованием лото «Звуковичок»
В статье представлено пособие «Звуковичок», направленное на коррекцию дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и используемое на индивидуальных и групповых занятиях.
Актуально!
Молодому логопеду
Марченко И.В., Панченко Т.В. Особенности коррекции заднеязычных звуков
Данная статья посвящена диагностике и коррекции произношения заднеязычных звуков. В ней описываются артикуляционные уклады заднеязычных звуков и биомеханика их произношения. Представлен комплекс обследования с подробным описанием упражнений, характер выполнения которых позволяет дифференцированно оценить артикуляционные возможности ребенка.
Секреты профессии
Вертей Ю.А. Специфика работы с неговорящими детьми раннего возраста
В статье представлена работа педагога-психолога с детьми с задержкой речевого развития, рассмотрены этапы работы по активизации речи и обогащению сенсорного опыта, приведены коррекционно-развивающие игры и упражнения.
Румянцева Е.Н. В мире художественной литературы. Коррекция речи детей 5—7 лет с ОНР
В статье описан опыт использования малых фольклорных форм в коррекции речи детей 5—7 лет с общим недоразвитием речи.
Добрые странички
Грищенкова Е.В. Утренняя гигиеническая гимнастика для детей 5—7 лет с интеллектуальной недостаточностью
В статье представлены примеры упражнений утренней гигиенической гимнастики для детей 5—7 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Это интересно
Игры на развитие тактильных ощущений
Игры на развитие тактильных ощущений оказывают большое влияние на эмоциональную сферу, формирование внутренних ощущений. Они вызывают удовольствие, успокоение, наслаждение, снимают психологическое напряжение, помогают расслабиться. Во время игр с «грязными» материалами развиваются сенсорные ощущения, ребенок учится чувствовать окружающий мир через тактильный контакт, понимать особенности предметов, их свойства.
Нельзя не сказать и о развитии мелкой моторики, которая идет рука об руку с тактильным развитием. Ребенок учится мыслить и делать выводы, сравнивать и отличать.
Активно формируются воображение и творческое мышление, ведь в процессе игры часто рождаются интересные и неожиданные объекты. Ребенок придумывает сюжеты, фантазирует. Осуществляется речевое и сенсорно-моторное развитие. Ребенок знакомится с новыми понятиями, которые сопровождают такие игры.
Он становится более аккуратным, ощущает себя свободным, творит, фантазирует, балуется без риска быть наказанным за шалости, пробует, изучает мир.
Источник: http://irinazaytseva.ru/sensornye-igry-dlya-detej.html
Знаете ли вы?
Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция — обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. Таким образом формируется некоторое знание о предмете: что это такое, какими свойствами обладает, насколько опасно для организма, полезно или нет. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше информации получает мозг для выдачи адекватных ответов.
Сенсорная интеграция — бессознательный процесс, происходящий в головном мозге и организующий информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, запах, звуки, прикосновения, движения и т.д.).
Сенсорная интеграция позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, формирует базу для обучения и социального поведения. В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности. Отличаться может лишь темп развития, все идут по одному пути.
Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.
Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т.п. — это может говорить о нарушении сенсорных процессов. В таком случае ребенку будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, у него могут появиться проблемы во взаимодействии со сверстниками. Задержка речи также свидетельствует о нарушении сенсорной интеграции.
Задачи коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции — усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов ЦНС что позволит детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе.
Источник http://www.logomedprognoz.ru
Полезные странички
Полезные ссылки для родителей и педагогов
- Официальный сайт Минздрава России РАМН — http://www.minzdravrf.ru и http://www.ramn.ru
- Официальный сайт Департамента образования Москвы — http://www.educom.ru
- Федеральный портал «Российское образование» — http://www.edu.ru
- Информационный портал Департамента образования Москвы «Московское образование» — http://www.mosedu.ru
- Российский образовательный портал — http://school.edu.ru
- Образовательный информационный портал — http://www.alledu.ru
- Сайт Научного центра психического здоровья РАМН (НЦПЗ РАМН) — http://www.psychiatry.ru http://www.mentalhealth.ru (информация по современной психиатрии, библиотека психиатрической научной литературы, консультации психиатра, форум, статьи, сведения о медицинских препаратах).
- Информационная медицинская сеть «НЕВРОНЕТ» — http://www.neuro.net.ru (медицинские сайты по неврологии, психоневрологии и смежным областям медицины).
- Cайт, содержащий информацию о психоневрологических расстройствах у детей и подростков — http://pedsoveti.mospsy.ru
- Сайт Санкт-Петербургского института раннего вмешательства — http://www.eii.ru (система помощи детям с функциональными нарушениями в развитии от рождения до 3 лет, поддержка семьи).
- Сайт Института коррекционной педагогики РАО — http://www. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Сайт Федерации интернет-образования (ФИО) — http://www.fio.ru
- Сайт Института новых технологий (ИНТ) — http://www.int-edu.ru (концепции и программы информатизации разных уровней: для школ, учебных центров, городов, регионов); проводит обучение и консультации учителей, методистов, администраторов).
- Сайт «Телешколы» — http://www.teleschool.ru (дистанционное образование на базе учебного телевидения и интернет-технологий).
- Сайт Всероссийского общества глухих (ВОГ) — http://vog.deafnet.ru
Смешные странички
Говорят дети
«Я люблю ходить в детский сад. Там много друзей, и детей, и взрослых. Я занимаюсь с логопедом. Мы учим звуки и буквы. Это сложно. Я знаю уже пять букв». Миша, 5 лет
«Я люблю детский сад, мы много читаем и рисуем. Когда я вырасту, то буду логопедом. Я люблю всех учить и хочу правильно говорить». Оксана, 5 лет
«В саду у меня много дел: кушать, спать, ходить на занятия, гулять. Но я все успеваю». Рита, 5 лет
Книжная полка
Спутник журнала
Педагогическая песочница для развития речи детей 3—5 лет
Представляем приложения к журналу «Логопед» № 8/2017
Педагогическая песочница для развития речи детей 3—5 лет
Авторы — О.Б. Сапожникова, Т.А. Петрик
В пособии представлены занятия по формированию и коррекции речи детей 3—5 лет с использованием педагогической песочницы. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, совершенствованию перцептивных движений, а также обогащению и закреплению словаря. Описываются организация занятий по развитию речи с использованием песочницы, правила работы с песком.
Пособие адресовано учителям-логопедам, воспитателям ДОО, а также родителям.
Учебно-игровой комплект «Играем со звуками. Звук (ц)»
Учебно-игровой комплект «Играем со звуками. Звук [ц]»
Автор - Танцюра С.Ю.
В этом выпуске представлен учебно-игровой комплект для обучения чтению детей 4—7 лет, который можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях.
Издание для обучения детей 4—7 лет чтению представляет собой 12 обучающих картинок, состоящих из 36 карточек и 4 игр, и является тематическим продолжением комплекта «Играем со звуками. Звуки [з], [з’]», выпущенного издательством «ТЦ Сфера». В игровой форме ребенок познакомится со свистящим звуком [ц], научится правильно его произносить, выполнит гимнастику язычка и артикуляционные упражнения. Каждая из представленных игр направлена на отработку звука изолированно, в слогах, словах и в составе предложений.
Учебно-игровой комплект поможет:
- развить коммуникативные навыки;
- освоить звуко-буквенный анализ и синтез;
- сформировать правильное звукопроизношение.
Вести из Сети
Как подписаться
Анонс
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"