Тема номера
«Особые» дети: дети с нарушением интеллекта
Содержание
Индекс
Учреждения и авторы, упоминаемые в номере
Учреждения:
- ГАОУ ВО МГПУ, Москва
- ГБОУ «Школа № 947», Москва
- ГБУ ЦССВ «Южный», Москва
- ГКУ ЦССВ «Юнона», Москва
- Институт детства ФГБОУ ВО МПГУ, Москва
- Кафедра социально-медицинской реабилитации ГАУ ИДПО ДСЗН, Москва
- МБДОУ д/с № 39 «Аистенок», г. Абинск Краснодарского края
- МБДОУ ЦРР — д/с № 58, г. Белгород
- МБЛПУ «Детская городская клиническая больница № 3», г. Новокузнецк Кемеровской обл
Авторы:
- Алексеева Екатерина Николаевна
- Бадмаева Татьяна Борисовна
- Баранова Тамара Федоровна
- Басангова Булгана Мазановна
- Боктаева Любовь Федоровна
- Борнякова Лидия Михайловна
- Голоденко Елена Александровна
- Демина Лариса Ивановна
- Еремина Ирина Исламовна
- Каданцева Галина Анатольевна
- Кангина Любовь Владимировна
- Котляр Валентина Васильевна
- Коханова Светлана Константиновна
- Крикленко Ольга Валерьевна
- Кузьмина Екатерина Сергеевна
- Курышина Елена Юрьевна
- Мартыненко Светлана Михайловна
- Нагайцева Ольга Васильевна
- Оноприенко Татьяна Вячеславовна
- Осечкина Людмила Ивановна
- Петрова Наталья Валериевна
- Реутова Ирина Юрьевна
- Салмин Виктор Павлович
- Селюков Александр Георгиевич
- Танцюра Снежана Юрьевна
- Толстикова Екатерина Игоревна
- Шоркина Татьяна Дмитриевна
Колонка главного редактора
- Танцюра С.Ю. «Особые» дети: дети с нарушением интеллекта
Гость номера
- Басангова Б.М. Жить с улыбкой и многому учиться
Мастер-класс
Исследования
Баранова Т.Ф. Ранняя помощь детям с ОВЗ в ракурсе межведомственного взаимодействия в условиях ГКУ ЦССВ «Юнона»
В статье раскрыт опыт взаимодействия ГКУ ЦССВ «Юнона» с различными организациями в процессе интеграционного пространства ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены программы реабилитации детей-инвалидов в условиях поддержки семьи, детского сада, школы, раскрыта комплексность работы специалистов.
Новые формы работы
Танцюра С.Ю. Формирование коммуникации в различных видах деятельности у детей 4—7 лет со множественными нарушениями
Традиционные занятия не всегда эффективны для детей со множественными нарушениями. Наиболее результативны систематическая работа по развитию коммуникации (вербальной и невербальной), демонстрация взрослым специальных упражнений в различных видах деятельности: в утреннем круге, работе с календарем и др., о чем и говорится в этой статье.
Толстикова Е.И. Логопедическая помощь недоношенным детям раннего возраста в условиях стационара
В статье рассмотрены проблемы раннего речевого развития недоношенных детей. Представлен опыт логопедической помощи новорожденным с низкой массой тела в условиях стационара. Коррекционно-логопедическая помощь построена на авторской программе «Вместе с мамой» в условиях детской больницы.
Предлагаем обсудить
Бадмаева Т.Б. и др. Посадка тюльпанов. Занятие по хозяйственно-бытовому труду для старших дошкольников с нарушением интеллекта
В статье представлено занятие по трудовому воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта. Оно расширяет их представления об окружающем мире, формирует трудовые навыки и умения. На занятии используются вспомогательные средства (карточки) для лучшего восприятия инструкций.
Методическая гостиная
Демина Л.И., Реутова И.Ю. В звонких птичьих голосах к нам идет весна. Интегрированное занятие для детей 5—6 лет с речевыми нарушениями
В статье представлено интегрированное занятие на тему «Весна», направленное на закрепление речевых навыков и умений. Описываются игровые упражнения на развитие речи, координацию движений, автоматизацию звука [р].
Работаем с дошкольниками
Приглашаем на занятие
Кангина Л.В., Курышина Е.Ю. Мое имя. Занятие для детей 4—5 лет с нарушением интеллекта
Дети с нарушением интеллекта часто испытывают трудности в восприятии себя. Понятие «Я» появляется довольно поздно, ребенку трудно реагировать на свое имя и имена других. В статье представлено занятие на осознание своего «Я». В его ходе дети узнают, как нужно общаться друг с другом.
Голоденко Е.А. Теремок. Занятие для детей 4—5 лет с нарушением интеллекта
Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью — сложная задача. У них наблюдаются плохое понимание речи, трудности в активизации словаря. В статье приводится занятие по русской народной сказке «Теремок». Использование загадок и элементов рисования поможет детям с интеллектуальной недостаточностью в развитии речи.
Досуги и развлечения
Мартыненко С.М. и др. Супербабушка. Праздничное мероприятие
В статье представлен сценарий праздничного мероприятия, подготовленного к 8 Марта. Занятие предполагает сотрудничество родителей, бабушек и детей с ОВЗ.
Коханова С.К. Встречаем праздник 8 Марта! Досуг для детей 6—8 лет с интеллектуальными нарушениями
В статье представлен совместный досуг для родителей и детей с интеллектуальными нарушениями. Показано взаимодействие родителей и детей в музыкальных видах деятельности (танце, песне, музыкальных играх, ритмических движениях и др.).
Игры и оборудование
Шоркина Т.Д., Осечкина Л.И. Игры для формирования речи у детей 3—5 лет с нарушением интеллекта
В статье описаны игры для развития речи детей с нарушением интеллекта, которые можно использовать в детском саду и дома. Они формируют подражания, помогают наладить контакт взрослого с ребенком.
Еремина И.И. Использование игр для развития речи детей 5—7 лет
Уровень развития речи дошкольников и младших школьников вызывает озабоченность специалистов, родителей, учителей. У детей наблюдаются бедность словаря, трудности формирования грамматических категорий, несформированность произвольной саморегуляции. Это влечет за собой эмоциональную, личностную, когнитивную неготовность к обучению, социальную дезадаптацию. В статье представлены игры для развития и обогащения словаря детей 5—7 лет.
Взаимодействие с семьей
Каданцева Г.А. Взаимодействие учителя-дефектолога и родителей детей с интеллектуальной недостаточностью
В статье обозначены цель и задачи работы учителя-дефектолога с детьми с выраженной степенью интеллектуального недоразвития, описано его взаимодействие с родителями, даны примеры домашних заданий для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Работаем со школьниками
Методика коррекционной работы
Кузьмина Е.С. Физкультминутки для повышения работоспособности младших школьников с умственной отсталостью
В статье рассматриваются варианты использования физкультминуток (динамических пауз) как одного из способов повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста в учебном процессе.
Петрова Н.В. Поможем Буратино. Урок математики для младших школьников с нарушением интеллекта
В статье представлены обучение детей с нарушением интеллекта решению арифметических задач и поэтапная работа над пониманием и составлением арифметических задач, которая дается в игровой форме.
Оноприенко Т.В. Экскурсия на почту. Занятие по ознакомлению с окружающим миром для младших школьников с умственной отсталостью
В статье представлено заключительное занятие по ознакомлению с окружающим миром по теме «Почта». Важно показать детям с умственной отсталостью, как совершается то или иное действие, для понимания и закрепления практических навыков.
Система работы включает предварительную работу: рассматривание картин по теме «Почта», экскурсию, создание фотоальбома.
Актуально!
Молодому логопеду
Боктаева Л.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка-инвалида
В статье раскрываются особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, а также даются рекомендации по созданию благоприятного психологического климата и включению детей с ОВЗ в социум.
Алексеева Е.Н. Логопедическое обследование детей раннего возраста с ОВЗ
В статье приведены примеры заданий для обследования речи, анализ предметно-игровой деятельности детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Секреты профессии
Селюков А.Г. Социальная реабилитация школьников с интеллектуальной недостаточностью
Проблема социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в последние годы привлекает внимание многих авторов. В статье представлен опыт социальной реабилитации в московском педагогическом колледже № 16.
Крикленко О.В. Игровые приемы развития мелкой моторики у детей с ОНР
В статье представлен опыт работы по применению игровых приемов развития мелкой моторики в целях коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.
Добрые странички
Шоркина Т.Д. Трудно ли быть мамой ребенка с нарушениями?
В статье представлен опыт воспитания и обучения приемных детей с нарушениями в развитии, даны рекомендации родителям по ориентации «особого» ребенка в обществе и дома.
Знаете ли вы
Этикет в отношении инвалидов
Когда вы говорите или пишите об инвалидах:- используйте слова и понятия, не создающие стереотипов: «инвалид», «человек, имеющий инвалидность», «человек с ограниченными возможностями», «человек с ДЦП», «человек с задержкой в развитии», «человек с синдромом Дауна», «человек с трудностями в общении», «человек с эпилепсией»;
- избегайте слов и понятий, создающих стереотипы.
По материалам Disability Etiquette (DCIL)
Особенности людей с различными видами инвалидности
Люди, испытывающие трудности при передвижении
Общаясь с человеком в инвалидной коляске, не думайте, что необходимость ею пользоваться — трагедия. Для инвалидов — это способ свободного передвижения. Во время беседы лучше расположиться так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором собеседнику нужно запрокидывать голову.
Люди с задержкой в развитии
Люди с задержкой в развитии обучаются новым навыкам и воспринимают информацию дольше, чем остальные. Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу. Если вам нужно объяснить что-то сложное, разбейте тему на части. Избегайте сложных штампов и выражений.
Люди с проблемами речи
При общении с такими людьми будьте терпеливы, не пытайтесь ускорить беседу. Не перебивайте собеседника. Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта. Не стесняйтесь переспросить то, что не поняли.
По материалам Disability Etiquette (DCIL)
Книжная полка
Спутник журнала
Познавательные путешествия: коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста
Представляем приложение к журналу «Логопед» № 2/2017
Познавательные путешествия: коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста
Авторы: И.Ю. Гуцал, Г.В. Мищенко
В книге представлен комплекс интегрированных занятий, который поможет в игровой форме решить задачи социально-нравственного и патриотического воспитания. Он разработан с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. На занятиях используются психологические и логопедические игры и упражнения, дошкольников знакомят с нормами и правилами поведения в социуме, прививают лю+бовь к Родине, развивают у них коммуникативные навыки, расширяют грамматические компетенции. Дети узнают себя, свои возможности и возможности своих сверстников.
Пособие предназначено психологам, логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Интерактивные карточки для обучения чтению «Читаем по слогам. Двухсложные слова»
Представляем приложение к журналу «Логопед» № 2/2017
Интерактивные карточки для обучения чтению «Читаем по слогам. Двухсложные слова»
В этом выпуске представлен учебно-игровой комплект для обучения чтению детей 4—7 лет, который можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях.
В него входят 12 обучающих картинок, состоящих из 36 карточек и 12 слов. В игровой форме ребенок научится различать гласные и согласные звуки, читать по слогам двухсложные слова и составлять с ними предложения, строить описательный рассказ о предмете и проводить звуко-буквенный анализ. Каждая из представленных игр направлена на формирование и развитие определенных умений, необходимых для чтения и полноценного развития речи.
Вести из Сети
Как подписаться
Анонс
Приобрести печатную версию журнала в интернет-магазине
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"