Логопед №6/2016

Тема номера

Обучение детей с ОВЗ в России и за рубежом

Содержание

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • АДОУ МО д/с № 6 «Рябинка», г. Нягань Тюменской обл., ХМАО — Югра
    • ГАУ «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы»
    • ГБОУ СОШИ № 55, Москва
    • ГБУ ЦССВ «Берег надежды», Москва
    • ГККП ясли-сад № 93, г. Павлодар, Казахстан
    • ГКОУКО «Людиновская школа-интернат», г. Людиново Калужской обл.
    • ДО № 1 ГБОУ «Школа № 281», Москва
    • ДО № 2 ГБОУ «Школа № 1909 им. Героя Советского Союза А.К. Новикова», Москва
    • Институт детства при ФГБОУ ВПО МПГУ, Москва
    • КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ», г. Елизово Камчатского края
    • МАДОУ д/с № 2 «Лучики», г. Киселевск Кемеровской обл.
    • МАДОУ д/с № 79 «Гусельки», г Тольятти Самарской обл.
    • МБДОУ д/с № 15, г. Мценск Орловской обл.
    • МБДОУ д/с № 40, г. Белгород
    • МБДОУ д/с «Солнышко», пос. Ка­лининский Кемеровской обл.
    • МДОУ д/с № 2, раб. пос. Семи­братово Ростовского р-на Яро­славской обл.
    • МДОУ д/с № 2 «Звездочка» г. Унеч Брянской обл.
    • Международная школа социальной работы ГАУ «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, Москва
    • МОУ ДО «ППМС — центр МО Алапаевское», раб. пос. Верхняя Синячиха Свердловской обл.
    • ЦССВ «Юнона», Москва

    Авторы:

    • Бабенко Надежда Григорьевна
    • Басангова Булгана Мазановна
    • Буглакова Ольга Николаевна
    • Булкина Светлана Владимировна
    • Гайдарова Ирина Юрьевна
    • Дубова Наталья Геннадьевна
    • Зайцева Марина Геннадьевна
    • Золова Любовь Кесаревна
    • Калач Мария Александровна
    • Князева Любовь Андреевна
    • Коханова Светлана Константиновна
    • Кузьмина Екатерина Сергеевна
    • Кукушкина Юлия Николаевна
    • Машкова Наталья Павловна
    • Науменко Елена Вячеславовна
    • Ниязова Светлана Леоновна
    • Олейник Жанна Михайловна
    • Палачева Любовь Юрьевна
    • Попова Юлия Александровна
    • Рекунов Сергей Николаевич
    • Решетник Оксана Валериевна
    • Ригина Наталья Феликсовна
    • Савушкина Евгения Николаевна
    • Танцюра Снежана Юрьевна
    • Тихонова Елена Викторовна
    • Фетисова Майя Валентиновна
    • Шубина Елена Олеговна

Колонка главного редактора

Гость номера

Мастер-класс

Исследования

  • Кузьмина Е.С. Особенности общения младших школьников с ЗПР

    Проблеме социализации и адаптации ребенка с ОВЗ уделяется большое внимание в специальной педагогике и психологии. Взаимодействие с окружающими, общение и межличностные отношения оказывают непосредственное воздействие на общее, личностное и психическое развитие в детском возрасте (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.).

    Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей. Социальные и экономические преобразования в России отражаются на здоровье детского населения.

    Увеличивается количество детей с ОВЗ. Согласно данным клиницистов, педагогов и психологов, задержка психического развития (ЗПР) сегодня — одна из наиболее распространенных форм своеобразного развития психики в онтогенезе (Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина и др.).

    Проблеме общения в детском возрасте уделялось большое внимание (З.М. Богуславская, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.). Вопросы по общению детей с особыми образовательными потребностями изучены недостаточно. От уровня овладения коммуникативными навыками зависят успешность обучения, становление личности, адаптация и социализация детей с ОВЗ. Это в полной мере относится к детям с ЗПР.

    Исследование, направленное на изучение своеобразия общения младших школьников с ЗПР, проводилось на базе школы-интерната № 73 Москвы. В эксперименте участвовали 10 учеников первых классов с диагнозом «задержка психического развития».

    Цель исследования — изучение форм общения, характерных для детей с ЗПР 7—8 лет.

Новые формы работы

  • Калач М.А. Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации для детей с аутизмом

    Аутизм может быть похож на различные специфические нарушения развития речи, поскольку один из основных его признаков (и обычно главный, волнующий родителей) — отставание речевого развития или полное отсутствие речи.
  • Бабенко Н.Г., Попова Ю.А. Психолого-педагогические условия для детей с ОВЗ в инклюзивной практике логопеда

    В статье представлена модель профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве, рассматривается коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей, а также конструктивное взаимодействие педагога и родителей.
  • Танцюра С.Ю., Басангова Б.М. Зарубежные и отечественные технологии сопровождения детей с аутизмом

    Организация обучения и сопровождения детей с аутизмом — одна из важных проблем в области психического здоровья. Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна. Основная особенность таких воспитанников — нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком.

    Каковы же коррекционно-педагогические подходы к обу­чению детей с ранним детским аутизмом (РДА) за рубежом и в России?

Предлагаем обсудить

  • Коханова С.К. Монтессори-технология в работе с дошкольниками с ОВЗ

    В ЦССВ «Юнона» реализуется проект по Монтессори-технологии.

    Основная цель проекта: стимулирование ребенка к саморазвитию. Его помещают в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям дошкольника для обеспечения социализации в обществе и полноценного развития.

  • Фетисова М.В. Логопедические методы работы в англоязычных странах

    В англоязычных странах наших коллег-логопедов называют по-разному. Например, в Великобритании коррекцией речевых нарушений занимаются языковые или речевые терапевты, в Северной Америке — специалисты по SLP (от англ. sрeech — речь, language —язык, pathology — патология). В США и Австралии, чаще всего, их называют терапевтами по артикуляции (articulation therapy). Из этого можно сделать вывод, что коррекция речи в англоязычных странах традиционно считается прежде всего лечением и преодолением речевой патологии.

    Какие логопедические методы работы используются за рубежом?

Методическая гостиная

  • Ниязова С.Л. Мастер своего дела. КВН для логопедов и воспитателей

    Особая роль в работе методического объединения отводится таким активным методам, как «мозговой штурм», деловая игра, педагогические проблемные ситуации. На каждом заседании проводятся психологические, деловые игры, сплачивающие коллектив и помогающие наладить коммуникативное взаимодействие, а по мере необходимости — психологические тренинги на развитие невербального общения.

    Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков, развития умений ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие

  • Князева Л.А. Предупреждение оптической дисграфии у старших дошкольников

    Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах, искажениях и зеркальном написании букв на письме.

    М.Е. Хватцев считает, что оптическая дисграфия вызвана несформированностью оптических речевых систем в головном мозге или нарушением в их формировании. Вследствие этого нарушается механизм появления зрительного образа букв, слов, и человек не различает сходные графические символы.

    Эффективность работы напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых методик, направленных на формирование пространственно-временны´х представлений, развитием речезрительных функций и графомоторных навыков. Наиболее быстро положительных результатов можно достигнуть при постоянном взаимодействии логопеда и родителей. Чтобы сделать занятия более интересными для ребенка, нужно использовать игровые приемы, сказку.

    Сказка — наиболее эффективный и проверенный способ и средство воспитания. Она развивает высшие психические процессы, особенно воображение. По мнению Дж. Родари, сказка может дать ключи, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребенку узнать мир, одарить его воображение и научить воспринимать окружающее.

  • Кукушкина Ю.Н., Булкина С.В., Палачева Л.Ю. Путешествие в страну Светофорию. Занятие для старших дошкольников

    Цель: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице.

  • Савушкина Е.Н. Игры с Крошем. Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с ОНР I уровня

    В статье представлена индивидуальная логопедическая работа с ребенком с общим недоразвитием речи (ОНР) I уровня по автоматизации звука [с] в слогах, одно- и двухсложных словах. А также демонстрируются игровые приемы для развития фонематического восприятия, мелкой и общей моторики, мышления, памяти и внимания.

Досуги и развлечения

  • Буглакова О.Н. Как создаются книги. Творческий проект для старших дошкольников с ОНР

    Как правило, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) снижена познавательная активность. Повысить мотивацию к учебной деятельности можно только при условии вовлечения ребенка в интересную для него форму работы или игру.

    Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема.

    Решая в ходе проекта различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с ОНР мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (читать стихи, составлять рассказы, узнавать новые факты), адекватно общаться с окружающими.

Игры и оборудование

  • Машкова Н.П. Дидактические куклы в практике логопеда

    Пособия, представленные в данной статье, можно использовать на всех этапах коррекционно-развивающей деятельности, а также в работе с заикающимися детьми. Дидактическая кукла выступает участником коррекционного процесса, другом, который поможет заинтересовать детей и улучшить эффективность работы.

  • Олейник Ж.М. Картотека развивающих игр по обогащению речи эмоциональной лексикой

    Данная картотека развивающих игр направлена на обогащение словаря детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и включает эмоциональную лексику, состоящую из слов-признаков (прилагательных), слов-антонимов (слов с противоположным значением), слов-синонимов, а также наречий с эмоциональной окраской. Картотека используется в работе логопедов, педагогов групп компенсирующей направленности, а также может быть полезна родителям дошкольников с ТНР.

Взаимодействие с семьей

  • Дубова Н.Г., Шубина Е.О., Гайдарова И.Ю. Мы вместе. Консультативный пункт для родителей детей с РДА

    Что знает обычный человек об аутизме? Большинство — ничего, а если кто-то что-то и слышал, вероятнее всего, его представления туманны и окружены романтическим ореолом. Многие считают, что аутисты одарены в какой-либо одной области, что гении были весьма странными, «аутичными» личностями.

Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы

  • Золова Л.К. Дифференциация звуков и букв по звонкости-глухости. Логопедические занятия с младшими школьниками в сельской местности

    Результаты повседневной логопедической работы по устранению недостатков в письменной речи во многом определяются не только квалификацией специалистов, но и участием в процессе коррекции учителей начальных классов и родителей. Одна из эффективных форм работы логопеда в данном направлении — консультации.

    В общеобразовательных школах есть учащиеся начальных классов с несформированностью фонематического восприятия. В частности, речь идет о детях с недостаточным развитием зрительного и слухового внимания и памяти, а также с нарушением слуха и просодики, что обнаруживается после посещения ЛОР-врача. Такой категории учащихся при наличии на местах учителей-логопедов оказывается своевременная помощь. Однако в отдаленных от центров населенных пунктах логопедическую помощь младшим школьникам оказать некому из-за отсутствия специалистов.

    Проблема решается нами таким образом: учитель-логопед принимает родителей с ребенком в своем учреждении или выезжает в школу по заявке образовательного учреждения, где проводит необходимую консультацию. Тем самым создаются условия, когда родитель может получить подробную информацию о том, как устранить выявленные недостатки в устной и письменной речи своего ребенка и оказать ему посильную помощь.

  • Тихонова Е.В. Использование ИКТ в развитии календарных представлений у школьников с ОВЗ

    1 сентября 2016 г. вступит в силу новый стандарт образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598). «Необходимость разработки стандарта определена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей. Специфика этих потребностей… может быть выражена как необходимость уделять особое внимание развитию жизненной компетенции ребенка. Обязательным условием развития жизненной компетенции является целенаправленная помощь ребенку в дифференциации и осмыслении его картины мира и ее временно-пространственной организации» [2].

    Формирование временных представлений, умение ориентироваться во времени у детей с умственной отсталостью проходит с большими трудностями и гораздо медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников. Также у них наблюдаются неточные, отрывочные представления о календарном времени, а порой и их полное отсутствие. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представления о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности.

  • Зайцева М.Г., Науменко Е.В. Школьная газета. Проект для учащихся 1—5 классов по нравственному воспитанию

    В последнее время люди не испытывают гордости за свою Родину, свой народ, равнодушно относятся друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как «милосердие», «сочувствие», «доброта», «понимание». От того, каким перед ребенком предстанут родной край, родной город, какие эмоции и чувства они вызовут, насколько обогатят фантазию, зависит становление его личности, гражданской позиции, социа­лизации.

    Духовно-нравственное развитие направлено на воспитание любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своих народа и страны, формирование основ социально-ответственного поведения.

    Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, сознания и поведения.

Актуально!

Секреты профессии

  • Решетник О.В. Технологии повышения эффективности коррекционной работы

    В статье рассматриваются приемы повышения эффективности коррекционной работы. Представлены авторские игровые пособия, используемые при проведении артикуляционной гимнастики на этапе автоматизации и дифференциации звуков.

    С каждым годом наблюдается рост числа детей со сложными формами речевых нарушений. Наряду с утяжелением произносительной патологии отмечаются низкий уровень развития фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи. Речевые проблемы мешают всестороннему развитию ребенка, вызывают психические наслоения, застенчивость, нерешительность и низкую самооценку, негативно влияют на эмоционально-волевую сферу. Если вовремя не уделить должного внимания устранению речевых нарушений, они переходят в стойкий дефект и могут негативно сказаться на обучении в школе, выборе профессии.

Это интересно!

  • Рекунов С.Н. Роль учителя-дефектолога в интеграции ребенка с ОВЗ в систему образования

    Основные задачи работы любого коллектива, занимающегося обучением и воспитанием детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, — обеспечивать комплексную систему мер по оказанию психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи; осуществлять защиту и материальную поддержку воспитанников, их интеграцию в общество и социальную адаптацию.

    Усилия любого педагогического коллектива направлены на совершенствование воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей комфортное проживание и творческое развитие каждого воспитанника, независимо от его способностей и возможностей. К сожалению, исследований, касающихся организации социально-психолого-педагогической помощи «проблемным» детям, интегрированным в общеобразовательную среду, не говоря уже о детях-сиротах, немного. Поэтому сегодня не только для педагогов ЦССВ «Берег надежды», но и всех организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуальна проблема интеграции детей с ОВЗ в систему образования.

Знаете ли вы?

  • Кондуктивная методика обучения дошкольников с ДЦП А. Пето

    А. Пето был организатором и первым директором реабилитационного центра в Будапеште. Он создал систему кондуктивного (управляемого) обучения.

    Цель его работы — подготовка детей с ДЦП к самостоятельной жизни.

    Лечебное, психолого-педагогическое и социальное воздействие объединены. Всю работу выполняют специалисты-кондукторы.

    Общие принципы кондуктивной педагогики:

    • необходимо приспосабливать ребенка с патологией к реальным условиям жизни, что обеспечивается за счет обучения навыкам;
    • нужно добиваться максимального владения сохранными функциями;
    • важно закреплять сформированные действия в практических ситуациях;
    • нужно вести работу по профилактике и устранению комплекса неполноценности;
    • ребенок должен видеть вокруг себя не только больных, но и здоровых детей;
    • в процессе обучения должно обеспечиваться постоянное развитие детей.

    Одно из основных положений методики: ребенок должен каждый день овладевать новой способностью. При отборе детей для занятий предпочтение отдается детям с сохранным или частично сохранным интеллектом, имеющим грамотных, настойчивых, активных родителей.

    Источник: www.refsru.com

  • Методика обучения дошкольников с ДЦП «Кондуктивная педагогика» Н. и П. Бота

    Французы Н. и П. Бота изложили свою систему работы в книге «Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения». Цель их работы — обеспечение каждого ребенка максимумом достижений.

    Педагогическая работа состоит из нескольких разделов: воспитание двигательных функций, навыков, речи, социальное приспособление. Большое внимание уделяется подготовке к школе. Включает не только подготовку к письму, но и развитие речи, слухового восприятия, ритма, зрительного внимания и памяти.

    Авторы рекомендуют тренировать раскрашивание, штрихование, перемещение руки в нужном направлении, проводить работу в определенных границах, с трафаретами. При значительных моторных затруднениях предлагают рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности использования пишущей машинки.

    Источник: www.refsru.com

Литературные странички

  • О технологии, науке, практическом опыте

    Самое важное — использовать технологии не только для снижения издержек и повышения эффективности, но и как способ задействовать энергию, идеи и лучшие качества людей, их желание работать вместе с теми, кто разделяет их интересы и стремление деятельно улучшать собственную жизнь и жизнь человечества в целом. У. Уитмен

    Технологии стареют. Единственное, что не устаревает — это общение. А. Кэй

    Технологии! Теперь они соединяют людей, после того как развели в разные стороны. Х. Кобен

    Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя. А.П. Чехов

    Источник: www.aforizmov.net

Спутник журнала

  • Логоритмика для детей 5—7 лет. Часть 1

    Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 6)

    Логоритмика для детей 5—7 лет. Часть 1

    Автор — Воронова А.Е.

    Содержание логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста определяется задачами не только преодоления основных нарушений устной речи, но и коррекции и развития тех психофизиологических функций, которые составляют основу освоения навыков письма и чтения. Для детей с системными речевыми нарушениями, выражающимися в общем и фонетико-фонематическом недоразвитии речи, характерно несовершенство слухо-зрительно-двигательной координации.

    Найденный автором пособия путь решения указанной задачи продуктивен, адекватен возрасту, специ­фике сенсорного и моторного развития детей с речевыми нарушениями. Предлагаемый методический комплекс — целостная, логически построенная программа логоритмических занятий. Пособие адресовано логопедам, психологам и воспитателям ДОО.

  • Учебно-игровой комплект «Звуки (д), (д’), (т), (т’)»

    Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 6)

    Учебно-игровой комплект «Звуки [д], [д’], [т], [т’]»

    Автор — Бутырева О.А. 

    В этом выпуске представлен учебно-игровой комплект для групповых и индивидуальных занятий c детьми 3—5 лет, направленный на автоматизацию произношения звуков [д], [д’], [т], [т’], а также расширение словарного запаса и развитие связной речи детей.

    В комплект входят 8 листов формата А4 на картоне (5 карт лото, 60 разрезных карточек), инструкция по работе с комплектом и описание игр.

    Развивающие игры по теме «Звуки [д], [д’], [т], [т’]» помогут:

    • автоматизировать произношение звуков [д], [д’], [т], [т’];
    • научиться различать их в речи;
    • согласовывать существительные с числительными, прилагательными и глаголами;
    • расширить словарный запас ребенка.

    Материал идеально подходит для обучения в игровой форме. Красочные рисунки сделают обучение радостным и интересным, а игры превратят занятие в захватывающее соревнование.

Книжная полка

Указатель приложений

  • Указатель приложений к журналу «Логопед»

    Книги «Библиотеки Логопеда» первого полугодия 2016 г.:

    № 1. Кретова М.А. Забавные рассказы для старших дошкольников.

    № 2. Демидова Г.Ю. Слов волшебное звучание. Речевые праздники для старших дошкольников.

    № 3. Танцюра С.Ю. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации.

    № 4. Гуськова А.А. Речевое развитие детей 6—7 лет на основе пересказа. Часть 1.

    № 5. Гуськова А.А. Речевое развитие детей 6—7 лет на основе пересказа. Часть 2.

    Во втором полугодии 2016 г. в «Библиотеке Логопеда» планируются к выпуску книги:

    • Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5—7 лет. Часть 1.
    • Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5—7 лет. Часть 2.
    • Бутырева О.А. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи.
    • Демидова Г.Ю. Речевые проекты для старших дошкольников.
    • Починская Е.А. Развитие речи дошкольников на материале занимательных сказок.

    Пособия «Учебно-игрового комплекта» первого полугодия 2016 г.:

    № 1. Костылева Н.Ю. Весна. Игры-читалки, игра-бродилка и викторина о весне для детей 5—8 лет.

    № 2. Бутырева О.А. Звуки [б], [б’], [п], [п’]. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3—5 лет.

    № 3. Костылева Н.Ю. Лето. Игры-читалки, игра-бродилка и викторина о лете для детей 5—8 лет.

    № 4. Бутырева О.А. Звуки [в], [в’], [ф], [ф’]. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3—5 лет.

    № 5. Бутырева О.А. Звуки [г], [г’], [к], [к’]. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3—5 лет.

    Во втором полугодии 2016 г. планируются к выпуску пособия «Учебно-игрового комплекта»:

    • Васильева Е.В. Развивающие игры со слогами.
    • Бутырева О.А. Звуки [д], [д’], [т], [т’]. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3—5 лет.
    • Чохонелидзе Т.А. Из чего сделано? Игровое лото по образованию прилагательных.
    • Чохонелидзе Т.А. Дидактические игры для детей 5—7 лет.

Повышение квалификации

Как подписаться

Анонс

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

  • Журнал: Логопед
  • Год: 2016
  • Номер: 6
Прочитано 4722 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868