Логопед №3/2016

Тема номера

«Художественное слово в развитии детей с ОВЗ»

Содержание

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • ГБОУ Гимназия № 1272, Москва
    • ГБОУ д/с № 962, Москва
    • ГБОУ СОШ № 913, Москва
    • ГБУ г. Москвы «Городской ресурсный центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Москва
    • ГБУ г. Москвы «Комплексный реабилитационно-образовательный центр», Москва
    • ГКУ ЦССВ «ЮНОНА», Москва
    • МАДОУ д/с № 39 «Золотая рыбка», г. Губкин Белгородской обл.
    • МАДОУ д/с «Лукоморье», г. Ноябрьск, ЯНАО
    • МАДОУ д/с «Сказка», с. Прибельский, Кармаскалинского р-на, Республика Башкортостан
    • МБДОУ д/с № 40, г. Нижнекамск, Республика Татарстан
    • МБДОУ д/с № 102, г. Екатеринбург
    • МБДОУ «Ильинский детский сад», с. Ильинка Новокузнецкого р-на Кемеровской обл.
    • МБДОУ д/с № 4, г. Владимир
    • МБОУ д/с № 11 «Буратино», г. Петрозаводск, Республика Карелия
    • МДОУ д/с № 19 «Улыбка», г. Южноуральск Челябинской обл.
    • МДОУ «Морозовский детский сад комбинированного вида», пос. им. Морозова Ленинградской обл.
    • МКДОУ д/с № 28, г. Ревда Свердловской обл.
    • Новоаганское МБДОУ д/с «Снежинка», пос. Новоаганск Нижневартовского р-на, ХМАО — Югра
    • Оргкомитет Российской ассоциации дислексии, Москва
    • СП «Гармония» ГБОУ гимназия № 1409, Москва
    • ЦР «Детский университет», Москва

    Авторы:

    • Александрова Ирина Викторовна
    • Алешанова Людмила Викторовна
    • Алтынник Елена Викторовна
    • Барчукова Светлана Владимировна
    • Васютина Светлана Ивановна
    • Галанина Наталья Анатольевна
    • Губанова Маргарита Валерьевна
    • Иванова Александра Ивановна
    • Казакова Алла Ивановна
    • Кальченко Марина Николаевна
    • Карева Надежда Владимировна
    • Карпухина Галина Анатольевна
    • Королева Наталья Владимировна
    • Лещева Ольга Анатольевна
    • Мингачева Джавгяр Гумеровна
    • Михкиева Наталья Юрьевна
    • Мочалина Вера Михайловна
    • Сагитова Альфира Фанисовна
    • Сафонова Юлия Алексеевна
    • Свободина Наталья Генриховна
    • Старинская Татьяна Викторовна
    • Уметбаева Раиса Хаджиевна
    • Фоминых Елена Николаевна
    • Шайдулина Наиля Гаптулзаяновна
    • Шиленкова Ирина Михайловна
    • Щеколдина Татьяна Сергеевна

Колонка главного редактора

Мастер-класс

Исследования

  • Карпухина Г.А.,Иванова А.И. Познавательно-исследовательская деятельность детей 5—7 лет на логопедических занятиях

    В статье обсуждаются условия, необходимые для познавательно-исследовательского развития детей-логопатов в свете современных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО).

Новые формы работы

  • Алешанова Л.В. Дидактический синквейн в развитии речи детей 5—6 лет

    Одно из приоритетных направлений учителя-логопеда с дошкольниками — работа над развитием лексико-грамматического строя речи. Формирование лексики ребенка тесно связано с процессами словообразования, развитие которого в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества. Современная жизнь диктует свои законы: речь людей даже в ежедневной обстановке становится деловой, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом — искусство, которому нужно учиться не один год.

    Педагогическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется, как правило, по следующим направлениям:

    • расширение и активизация словаря;
    • формирование структуры значения слова;
    • развитие словообразования;
    • уточнение грамматического значения слова.

    Создание необычного стихо­творения, синквейна — один из действенных методов, позволяющий быстро получить результат. Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление — форма свободного творчества, требующая от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

Предлагаем обсудить

  • Александрова И.В., Уметбаева Р.Х., Мингачева Д.Г. Что тебе и мне поможет звуки все произносить? Исследовательский проект для детей 6—7 лет

    В рамках преемственности с начальной школой авторы статьи в своей работе используют такую форму совместной деятельности, как детские исследовательские проекты. Данная форма повышает эффективность логопедической работы, развивает коммуникативные навыки, подготавливает к учебной деятельности, учит работать сообща, способствует освоению алгоритма создания проекта, формирует навыки планирования и самоконтроля.

    Важнейшее условие всестороннего полноценного развития дошкольников — правильная речь. Одна из сторон речи — звукопроизношение. У дошкольников отмечается неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих и сонорных. У некоторых детей наблюдается нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Возможно, у детей выработалась привычка нечистой речи, связанная с неправильным воспитанием.

    Недостатки звукопроизношения неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, резким, неусидчивым, и сами собой они не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Весь дошкольный возраст — время энергичного развития речи и, в частности, овладения правильным звукопроизношением.

    Ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

    Чистое звукопроизношение — основа обучения грамоте, а в последствие и правильная письменная речь. Существует много средств устранения недостатков речи, и артикуляционная гимнастика — одно из главных.

    Актуальность проекта заключается в том, что благодаря артикуляционной гимнастике, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно без помощи логопеда, поскольку выработаются правильные, полноценные движения и определенные положения артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков.

Методическая гостиная

  • Шайдулина Н.Г. Литературные викторины в логопедической работе с детьми с ОНР

    Цель данной статьи — обмен опытом проведения мероприятий по изучению художественных произведений посредством увлекательных викторин-путешествий. Данные мероприятия способствуют изучению произведений классиков литературы, а также придают дух соперничества, объединяют родителей и педагогов в нелегком деле развития связной речи детей с ОНР. Мероприятия успешно апробированы, интересны детям, позволяют решить множество задач.

Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие

  • Губанова М.В. Ознакомление с органами артикуляции. Занятие для детей 3—4 лет

    Все мы знаем, что правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения речевого аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Ежедневное ее выполнение укрепляет его мышцы, при этом движения языка и губ становятся точными, сильными, уверенными.

    Артикуляционная гимнастика для дошкольников — совокупность упражнений для тренировки органов, составляющих артикуляционный аппарат (губ, языка, мягкого нёба).

    Эти упражнения помогают тренировать положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков. Дошкольников перед началом артикуляционной гимнастики необходимо ознакомить с основными органами артикуляции, их названиями, движениями, которые они способны выполнять. Также важно рассказать детям о назначении таких органов, как слух и зрение, необходимости беречь их.

    Представленный материал может быть использован как логопедом, так и воспитателем в группе. Занятие может быть как групповым, так и индивидуальным. После отгадывания загадки дети находят данный орган или часть лица у себя.

  • Кальченко М.Н. У нас в гостях Умная Сова. Занятие для детей 4—5 лет

    При проведении такого занятия имеет большое значение профессиональная компетенция педагога: умение организовывать, интегрировать виды деятельности детей, выбирать оптимальные средства (методы, приемы и др.) для достижения поставленных образовательных целей, обеспечивать и поддерживать интерес и активность детей, что очень важно — незнакомых детей (всей группы и каждого ребенка в отдельности). Длительность занятия — 20 мин.

  • Алтынник Е.В., Васютина С.И. Путешествие в Страну добра и вежливости. Интегрированное занятие для детей 5—6 лет

    Задачи Образовательные:

    • обучать культуре поведения, доброму уважительному отношению друг к другу, окружающим;
    • закреплять формы вежливых обращений к людям, знания о том, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками;
    • обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках;
    • знакомить с набором устойчивых стереотипов в ситуациях просьбы, отказа;
    • учить размышлять, решать проблемные ситуации.

    Коррекционно-развивающие:

    • формировать словарь антонимов;
    • учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
    • развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику, фонематический слух;
    • закреплять умения полно отвечать на вопросы, четко проговаривать звуки в словах;
    • учить методам саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.

    Воспитательные:

    • воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них;
    • формировать умения слушать и слышать речь педагога и сверстников, работать в коллективе.

Досуги и развлечения

  • Сагитова А.Ф. Самые классные — гласные. Информационно-творческий проект для старших дошкольников

    В жизни детского сада «Сказка», с. Прибельский Кармаскалинского р-на, Республики Башкортостан, проектная деятельность занимает особое место. Мы хотим рассказать об одном информационно-творческом проекте по теме «Самые классные — гласные». Он реализован в подготовительной к школе логопедической группе.

  • Михкиева Н.Ю., Сафонова Ю.А. Проекты по ознакомлению с историей и культурой народов Карелии для детей 6—7 лет

    Образовательный процесс в ДОО для детей в группе с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) проходит в специально организованных коррекционных условиях. Учитель-логопед не только выполняет свою основную деятельность, но и придает большое значение работе по расширению кругозора дошкольников, воспитанию нравственно-патриотических и гражданских чувств.

    Нравственно-патриотическое воспитание детей — сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, отношения к своим семье, близким, городу, Родине. Как формировать нравственно-патриотические чувства в образовательном процессе, не нарушая охранительный режим дошкольников? Можно ли воспитать чувство патриотизма у детей с ТНР? Данные вопросы натолкнули авторов статьи на разработку и реализацию проекта для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи «Весточка». Проект направлен на формирование у дошкольников глубокой привязанности к родному краю, а также чувства патриотизма: гордости за Родину, любви к родному краю, его природе, уважению культуры и традиций.

Игры и оборудование

  • Лещева О.А. Пособие «Эти разные звуки». Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР

    Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении фонематического восприятия.

    В детский сад «Снежинка», пос. Новоаганск Нижневартовского р-на, ХМАО—Югра, поступают дети с различными речевыми расстройствами. Автор ищет пути повышения эффективности и качества профилактической и коррекционной работы с ребенком.

    Практика логопедической работы показала, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у детей с нарушениями речи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Все это послужило основой для разработки методического пособия «Эти разные звуки».

    Предлагаемый материал систематизирован с учетом опыта работы и анализа ошибок, допускаемых детьми данной категории. Материал представляет собой модификацию таблиц, как уже описанных в методической литературе, так и разработанных автором самостоятельно. Каждая из них представляет собой систему опорных сигналов (символов), позволяющую минимумом знаков передавать максимум информации.

Взаимодействие с семьей

  • Старинская Т.В. Истории Лесного Сказочника. Занятие для детей 5—6 лет с ОНР и их родителей

    Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи (ОНР) — научить их связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Одно из направлений работы по развитию связной речи — обучение составлению пересказа. На занятие приглашаются родители, чтобы они ознакомились с технологией пересказа.

  • Галанина Н.А. В гости к домашним животным. Занятие для детей 4—5 лет с нарушениями речи и их родителей

    Взаимодействие с родителями — одна из важных задач в практической работе логопеда. Предлагаемое занятие проводится в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с участием родителей.

    Цель: обобщение знаний детей по лексической теме «Домашние животные».

  • Мочалина В.М. Особенности воспитания и обучения детей с ДЦП. Рекомендации для родителей

    У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) отмечается задержка речевого развития. Это связано как с характером самого заболевания, так и с неправильными условиями воспитания ребенка в семье.

    Известно, что речь развивается только в процессе общения. Ребенок с ДЦП нередко лишен речевого общения и контакта со сверстниками, а его родители основное внимание уделяют развитию движения. Из-за опасения, что он может заболеть, а иногда из-за ложного стыда они умышленно ограничивают его общение с окружающими. Проявляя чрезмерную заботу о больном ребенке и стремясь предугадать все его желания, все сделать за него, родители тем самым не формируют у него потребности говорить. Все это приводит к отставанию в развитии речи. Большую роль в ее становлении играют овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью. Неправильное и позднее развитие этих функций у детей с ДЦП обусловливает отставание и в развитии речи.

    Известно, что речь формируется только под контролем слуха, даже небольшое его снижение в раннем детстве значительно тормозит ее развитие. У 10—15% детей с ДЦП имеются нарушения слуха, особенно они характерны для больных с гиперкинезами. Это также обусловливает задержку речевого развития.

    Нарушения речи у детей с ДЦП часто связаны с общими двигательными расстройствами. В момент повышения мышечного тонуса в конечностях может наступать напряжение мышц языка и гортани (отмечается их спастичность). При усилении гиперкинезов в конечностях появляются насильственные движения в мышцах лица и языка, фонационного и дыхательного аппарата.

    Указанные особенности детей с ДЦП обусловливают необходимость их специальной подготовки к школьному обучению в плане развития познавательной деятельности и мотивационно-потребностной сферы.

Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы

  • Казакова А.И. Путешествие по сказкам К.И. Чуковского. Литературный праздник для школьников

    Цель: закрепление знаний о литературном творчестве К.И. Чуковского.

    Предварительная работа: чтение произведений К.И. Чуковского, просмотр мультфильмов, разучивание стихотворений и отрывков из произведений К.И. Чуковского, подготовка инсценировки, рисование героев сказок.

Актуально!

Молодому логопеду

  • Фоминых Е.Н. Инновационные методы работы по повышению степени значимости отношения ребенка к педагогу

    Процесс обновления системы дошкольного образования и воспитания не мог не затронуть и содержание коррекционно-логопедической работы. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребенка в целом. Об этом говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Личностно-ориентированная модель образования изменяет в целом формы общения педагога с детьми. Автор статьи считает, что логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будет эффективной только при условии положительного эмоционального отношения каждого ребенка к педагогу.

  • Карева Н.В. Наглядное моделирование в коррекции ОНР у детей 6—7 лет

    Работая с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Одним из таких средств служит наглядное моделирование.

    На всех этапах коррекционной работы автор статьи использует метод наглядного моделирования. В логопедической работе оно выступает как определенный метод познания с одной стороны, а с другой — как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

Секреты профессии

  • Щеколдина Т.С. Работа по предупреждению нарушений чтения и письма в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

    Дети, страдающие речевыми нарушениями, испытывают трудности при обучении чтению и письму. К тому же русский язык очень сложен по своей структуре и представляет собой разветвленную систему взаимосвязанных компонентов. Своевременное начало обучения дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) элементам грамоты — необходимое условие успешного овладения учебной программой в школе.

    В статье предложен один из вариантов занятия с дошкольниками, в ходе которого в игровой форме ведется работа по предупреждению дисграфии и дислексии.

  • Барчукова С.В. Логоритмические игры и упражнения в коррекции задержки речевого развития детей 3 лет

    Дети с тяжелыми нарушениями речи, по мнению исследователей, испытывают трудности в контакте с окружающими, у них часто наблюдаются реакции негативизма, отрицательное отношение к новому, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, нарушение координации, общих движений, тонкой моторики. Поэтому необходимы логоритмические игры и упражнения, которые формируют чувства ритма и музыкальности и могут широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств.

Это интересно!

  • Шиленкова И.М. Ай да мячик! Занятие для детей раннего возраста с синдромом Дауна

    Для детей с ОВЗ важны контакт с педагогом, благоприятное эмоциональное состояние на занятии, терпение педагога, сюрпризные моменты. Использование игровых приемов поможет развитию умения общаться.

Литературные странички 

  • Высказывания о книгах

    Книги — это инструмент насаждения мудрости. Я. Коменский

    Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга. Вольтер

    Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков. М. Горький

    Библиотека для чтения в городе — это вечнозеленое дерево дьявольского познания, и кто постоянно забавляется его листами, тот и до плода дойдет. Р. Шеридан

    Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество. К. Гельвеций

    Книги изречений... не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее. Л.Н. Толстой

    Источник: www.wisdoms.ru

Знаете ли Вы? 

  • Любовь к чтению — привычка

    Как помочь ребенку войти во вкус к чтению?

    • Подавайте личный пример. Читайте сами — вслух и про себя.
    • Выбирайте книги вместе. Многие дети не любят читать из-за того, что их родители выбирают книги на свое усмотрение. Дайте ребенку возможность выбирать книги самому, но с условием: он должен прочесть книжку и из предложенного вами списка.
    • Вознаграждайте чтение. Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать, если каждый день будет прочитывать оговоренный с ним объем текста.
    • Читайте ребенку перед сном. Прочитайте ему добрую сказку или историю на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне.
    • Читайте по ролям. Выберите сказку, басню или короткую историю с диалогами, вырежьте из бумаги персонажей, раскрасьте их. Позовите на представление родственников.

    Источник: www.doktorpapa.ru/blog

Книжная полка 

Спутник журнала 

  • Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии

    Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 4)

    Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии

    Авторы: С.Ю. Танцюра, С.И. Кононова

    В книге даны психолого-педагогическая характеристика обучающихся с различными нарушениями, модели включения «особых» детей в среду нормально развивающихся сверстников в условиях инклюзии. Обобщен опыт специалистов, представлены индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ, рекомендации педагогам и родителям.

    Описаны психологические особенности детей, что помогает понять закономерности, которым подчинено нормативное и нарушенное развитие детей с ОВЗ (аутизмом, нарушениями: речевыми, интеллектуальными, функций ОДА). Важно учитывать эти особенности и создавать «особому» ребенку не только комфортную среду, но и среду обучения и развития в условиях инклюзии.

    В данном пособии представлены рекомендации для учителей общеобразовательной школы.

  • Учебно-игровой комплект «Лето»

    Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 4)

    Учебно-игровой комплект «Лето»

    Автор: Н.Ю. Костылева

    В этом выпуске представлены игры по теме «Лето». В комплект входят развивающие игры-читалки, игра-бродилка и викторина о лете для детей 5—8 лет.

    Развивающие игры по теме «Времена года. Лето» помогут развить речь ребенка; подготовить его к школе; систематизировать знания по теме «Лето»; расширить кругозор, представления об окружающем мире, явлениях природы.

    С помощью данного пособия ребенок научится узнавать, различать времена года по характерным признакам, погодным условиям, природным явлениям; использовать эти знания для составления рассказов.

    Красочные игровые поля и рисунки сделают обучение радостным и интересным. Игры превратят занятие в захватывающее соревнование.

    Игровой набор состоит из 4 листов формата А3 с картами викторины, игр-читалок, игр-бродилок, описания игр и заданий.

Как подписаться 

Анонс 

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

 

  • Журнал: Логопед
  • Год: 2016
  • Номер: 3
Прочитано 5392 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868