Тема номера
Взаимодействие ДОО и семьи в физическом воспитании детей
Содержание
Редакционный совет
Индекс
Учреждения и авторы, упоминаемые в номере
Учреждения:
- ГБОУ Гимназия «Свиблово», Москва
- ГБОУ МОК «Кузьминки», Москва
- ГБОУ СОШ № 806, Москва
- ДО № 2 ГБОУ Школа № 1034, Москва
- МАДОУ д/с № 8, г. Сосновоборск Красноярского края
- МАДОУ д/с № 196, г. Хабаровск
- МАДОУ ЦРР — д/с № 17, г. Сыктывкар
- МБДОУ д/с № 3 «Светлячок», го Красноармейск Московской обл.
- МБДОУ д/с № 5, с. Ульяново Нижегородской обл.
- МБДОУ д/с № 6 «Золотая рыбка», г. Конаково Тверской обл.
- МБДОУ д/с № 11 «Умка», г. Павлово Нижегородской обл.
- МБДОУ д/с № 15 «Дюймовочка», г. Старый Оскол Белгородской обл.
- МБДОУ д/с № 27 «Березка», г. Щелково Московской обл.
- МБДОУ д/с № 27 «Рябинка», г. Новочебоксарск Чувашской Республики
- МБДОУ д/с № 30 «Аист», г. Смоленск
- МБДОУ д/с № 55 «Чудесница», г. Воркута, Республика Коми
- МБДОУ д/с № 85, г. Барнаул
- МБДОУ ЦРР — д/с № 455, г. Самара
- МДОУ д/с № 5 «Чебурашка», г. Днестровск, Приднестровская Молдавская Республика
- МДОУ д/с № 12 «Полянка», г. Тутаев Ярославской обл.
- МКДОУ д/с «Сказка», г. Бородино Красноярского края
- Центр физического воспитания ГБПОУ «Воробьевы горы», Москва
Авторы:
- Александрова Юлия Евгеньевна
- Арепьева Лариса Владимировна
- Афанасьева Оксана Абударовна
- Герасименко Татьяна Анатольевна
- Гузенко Елена Владимировна
- Данич Екатерина Ивановна
- Егоренкова Жанна Николаевна
- Емельянцева Наталья Сергеевна
- Жидкова Светлана Владимировна
- Залуцкая Евгения Николаевна
- Игенова Надежда Андреевна
- Кирсанова Виктория Эмильевна
- Кузнецова Екатерина Александровна
- Кузнецова Елена Вячеславовна
- Кулемина Ирина Николаевна
- Кутова Анна Анатольевна
- Мурзина Екатерина Михайловна
- Нефедова Ирина Вадимовна
- Пугачева Эльвира Васильевна
- Пышненко Маргарита Владимировна
- Скворцова Людмила Ивановна
- Соколова Галина Геннадиевна
- Тихомирова Анна Юрьевна
- Чеберда Оксана Анатольевна
- Юревич Екатерина Николаевна
Колонка редактора
- Парамонова М.Ю. Физическое воспитание дошкольников в содружестве с семьей
Профессиональный рост
Повышение квалификации
Соколова Г.Г., Кузнецова Е.В. Духовно-нравственное развитие в процессе физического воспитания в семейных детских садах
Общего понятия духовно-нравственного воспитания в научно-педагогическом обществе не существует. Таким образом, каждая дошкольная организация включает в образовательный процесс задачи духовно-нравственного воспитания на основе своего понимания данного вопроса.
В понимании воспитателей ГБОУ МОК «Кузьминки», духовно-нравственное воспитание — процесс формирования у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению любви, готовности к преодолению жизненных испытаний) и нравственного поведения (готовности служения людям и стране) [1; 6].
Движение существенно влияет на развитие интеллекта ребенка. Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач ДОО. Еще Н.И. Новиков в своем трактате о воспитании ставил физическое развитие на первое место, поскольку «образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места» [3]. В качестве второй главной части воспитания он выделял «образование сердца», т.е. нравственное воспитание [3]. Именно поэтому для своей работы авторы выбрали область физического развития, чтобы путем интеграции обогатить его духовно-нравственное содержание.
Чеберда О.А. Приемы организации двигательной деятельности детей на основе открытого задания
С введением ФГОС ДО мы стали задумываться, как изменить образовательную деятельность по физическому развитию таким образом, чтобы дети меньше выполняли инструкции и команды педагога, проявляли больше самостоятельности и инициативности и в то же время накапливали опыт в основных движениях, развивали свои физические качества. Начали с изменения предметно-пространственной среды: предоставили детям больше свободы в выборе спортивного инвентаря и действий с ним, а главное — изменили свое отношение к организации физкультурных занятий. Мы стали больше прислушиваться к мнению детей, поддерживать их инициативу. Совместно с детьми мы стали планировать деятельность в физкультурном зале с учетом их желаний, в результате воспитанники стали получать больше удовольствия от движений.
Наблюдая за детьми, в детском саду № 8, г. Сосновоборск, разработали несколько приемов организации двигательной деятельности по физической культуре по принципу со-конструкции на основе открытого задания (Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой. Издательство «Национальное образование», 2015).
Емельянцева Н.С. Работа инструктора по физкультуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Многие педагоги сталкиваются с проблемой: как же правильно построить работу с группой, в которой есть дети с ОВЗ? Как же обеспечить достаточное внимание всем детям?
В работе инструктора по физической культуре, наряду с общими принципами физической культуры (наглядности, учета возрастных особенностей, постепенности, систематичности и последовательности и др.), необходимо учитывать принципы адаптивной физической культуры — физкультуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Психофизическое развитие ребенка
Кулемина И.Н. Психофизическое развитие и формирование здорового образа жизни у дошкольников в процессе оздоровительных мероприятий
В период дошкольного детства у ребенка развиваются двигательные качества и навыки, закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Поэтому одним из приоритетных направлений нашей работы стало совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них культуры здоровья и мотивации к здоровому образу жизни.
Для организации ознакомления дошкольников с основами ЗОЖ в детском саду № 5, с. Ульяново, созданы следующие условия:
- спортивный зал оснащен физкультурным оборудованием и инвентарем;
- все группы с учетом возрастных особенностей оборудованы «Уголками здоровья» и оснащены физкультурным и нетрадиционным оборудованием, изготовленным и оформленным совместно с родителями;
- подобраны и разработаны комплексы дыхательной, пальчиковой гимнастики, динамических пауз, релаксации;
- на территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосой препятствий» для подвижных и спортивных игр. Летом на площадке действует «тропа здоровья»;
- есть медицинский кабинет
Педагогика здоровья
Образовательная работа
Кутова А.А. Занятие «Дочки и сыночки» с элементами спортивного танца, силовой гимнастики и игрового стретчинга
В подготовительной к школе группе
Цель:
- формирование у детей сознательной установки на ЗОЖ с помощью здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методов, художественного слова;
- повышение функциональных возможностей организма, уровня физической и двигательной подготовленности детей.
Данич Е.И. Физкультурное занятие на свежем воздухе «Путешествие по Радуге здоровья»
В подготовительной к школе группе
Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной и корригирующей гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, массаже. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознавать, для чего необходимо то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье. Для обеспечения эффективности работы по формированию у дошкольников осознанного понимания о здоровье мы проводим физкультурные занятия на свежем воздухе.
Вид занятия: сюжетно-игровое.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Физкультурно-оздоровительная работа
Пышненко М.В. Праздник «Веселые соревнования» в рамках всемирного Дня здоровья
В подготовительной к школе группе
Цель: развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом.
Гузенко Е.В. Спортивно-развлекательное мероприятие «В гости к Мише» по мотивам мультфильма «Маша и Медведь»
Для детей средней группы и их родителей
Цель: установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности.
Пугачева Э.В. Спортивный праздник «А ну-ка, мамочки!»
Цели:
- пропаганда здорового образа жизни в семье;
- привлечение взрослых к активным занятиям физической культурой и спортом.
Коррекционная работа
Тихомирова А.Ю. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ходе работы клуба «Здоровая семья»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах профилактики плоскостопия, формирования культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни.
Игенова Н.А. Нестандартное оборудование в физкультурно-оздоровительной работе с часто болеющими детьми
Частые заболевания детей дошкольного возраста неблагоприятно влияют на их здоровье, отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии, а также затрудняют выполнение детьми их социальных функций.
Представляем два занятия в средней группе с часто и длительно болеющими детьми с использованием нестандартного оборудования.
Герасименко Т.А. Корригирующая гимнастика «Волшебные превращения»
В подготовительной к школе (специальной) коррекционной группе
Занятие направлено на физическое развитие и укрепление здоровья детей, способствует профилактике плоскостопия и нарушений осанки. Игровая форма помогает улучшить эмоционально-психологическое состояние детей, повышает их интерес к физическим упражнениям и регулярным занятиям физкультурой и спортом.
Данный комплекс предназначен для инструкторов физической культуры и воспитателей ДОО, может быть использован родителями для совместных занятий с детьми.
Цель: формирование и закрепление навыка правильной осанки, профилактика плоскостопия.
Сотрудничество
Взаимодействие со специалистами
Арепьева Л.В., Скворцова Л.И. Интегрированное занятие по физкультуре и плаванию в форме круговой тренировки «На помощь Русалочке!»
В подготовительной к школе группе
Цели:
- удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении;
- развитие и тренировка всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные физические нагрузки;
- создание положительного эмоционального настроя у детей.
Работа с родителями
Егоренкова Ж.Н. Спортивный праздник с родителями «Моя семья»
В подготовительной к школе группе
Цели:
- физическое развитие дошкольников, укрепление их здоровья;
- вовлечение родителей в процессы физического воспитания дошкольников
Кузнецова Е.А. Совместное физкультурное занятие с родителями «Цирковое представление»
В средней группе
Цель: приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни
Кирсанова В.Э. Развлечение с родителями «Папа, мама, я — спортивная семья» к праздникам 23 Февраля и 8 Марта
В условиях реализации ФГОС перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. На первом в учебном году собрании мы знакомим родителей с планом нашей совместной работы и стараемся привлечь их не только к участию в мероприятиях, но и к их подготовке (оформлению зала, изготовлению пособий, проведению мастер-классов и т.д.).
В нашем детском саду уже стало традицией на Новый год, 23 Февраля и День семьи проводить спортивные развлечения с участием родителей. Такие мероприятия помогают не только наладить контакт с семьей, но и способствуют установлению эмоционального контакта родителей с ребенком в совместной деятельности, вызывают у родителей желание активнее участвовать в жизни ДОО.
Предлагаем вашему вниманию одно из таких мероприятий.
Нефедова И.В., Мурзина Е.М. Семейный час «Здоровый ребенок — счастливый ребенок»
В подготовительной к школе группе
Цели:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- побуждение к совместной двигательно-игровой деятельности детей и их родителей.
Залуцкая Е.Н. Досуг с родителями «Путешествие в страну Детства» с использованием подвижных и коммуникативных игр
Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают им практическую помощь в социальной адаптации. У детей развиваются средства невербальной коммуникации: мимика, пантомимика, жестикуляция; формируется позитивное отношение к собственному телу и развивается способность управлять им; улучшается умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Дети учатся определять эмоциональное состояние окружающих и отражать его с помощью выразительных движений и речи; проявляют доверительное отношение друг к другу.
Это интересно
Дискуссионый клуб
Афанасьева О.А. Психологическая разрядка дошкольников в подвижных играх с полотенцами
Подвижные игры для дошкольников развивают координацию, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно-сосудистую систему, благотворно влияют на вестибулярный аппарат, насыщают клетки организма кислородом, повышают активность головного мозга, способствуют развитию концентрации и внимания. Это самые основные полезные дивиденды, что же говорить о той радости, которую доставляют игры дошкольнику? Ведь еще в древности люди небезосновательно считали, что движение — это жизнь.
В повседневной жизни люди часто получают негативные эмоции и испытывают нервное напряжение. Дети не исключение. Подвижные игры для дошкольников обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от психосоматики и мышечных блоков. Не забывайте о том, что ребенок видит окружающий мир ярче, чувствует его сильнее и психологически он более беззащитен, чем взрослые.
Чем больше подвижных игр предлагают дошкольнику взрослые, тем более полно они удовлетворяют его насущные потребности. В дошкольном возрасте у детей усложняются моторика и координация движений. Ходьба, ползание, бег, перепрыгивание и подпрыгивание становятся для малыша повседневными процессами. Повторение этих же движений во время подвижной игры дает возможность существенно ускорить формирование различных двигательных навыков, способствует гармоничному физическому и психическому развитию ребенка.
В ходе подвижных игр дошкольники учатся внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками. К детям приходит умение подчиняться и руководить, трудиться в команде. Дети приобретают способность направлять свои эмоции на достижение цели, а не на соперников, учатся не только побеждать, но и проигрывать.
Особенную пользу подвижные игры для дошкольников приносят застенчивому ребенку. Ведь это отличный способ преодолеть робость — во время игры малыш наслаждается ее действием, забывая о своем стеснении.
Организация игр для дошкольников требует от взрослых всего лишь немного фантазии. Важно, чтобы взрослые не устанавливали игровые правила, а принимали и воплощали идеи и предложения детей.
Мы предлагаем подвижные игры с простым подручным материалом — полотенцами.
Жидкова С.В. Сказко- и музыкотерапия с элементами игрового стретчинга
В условиях дошкольной организации сохранение и укрепление здоровья воспитанников — первостепенная задача, в процессе реализации которой внедряются здоровьесберегающие инновации. К ним можно отнести комплексное применение игрового стретчинга, сказко- и музыкотерапии.
Методика игрового стретчинга основана на малодинамичных и статичных растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника. Модель воздействия на организм включает растяжку мышц, сухожилий, суставных сумок. В процессе растяжки возбуждаются механорецепторы, импульсы которых достигают коры головного мозга, где возникает ответная реакция со стороны нервной системы, улучшаются трофические процессы в коже, мышцах, сухожильно-связочном аппарате.
Кружки, секции
Юревич Е.Н., Александрова Ю.Е. Программа дополнительного образования «Азбука здоровья»
Программа направлена на создание моделей здоровьесберегающих технологий и повышение уровня компетентности дошкольников. Качественно разработанные педагогические и здоровьесберегающие технологии помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в жизненно опасные ситуации, позволит расширить представления о своем организме, здоровье, приобрести навыки речевого общения, культуры досуга. Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической работы.
Книжная полка
Это интересно
Интересные факты о детском развитии
- Если бы организм младенцев развивался такими же быстрыми темпами, как их мозг, они весили бы 77 кг в возрасте одного месяца.
- 60% всей энергии, которую получает организм ребенка из пищи, он тратит на развитие головного мозга.
- Большинство годовалых детей одинаково успешно пользуются и левой и правой рукой. Они выбирают ведущую руку в возрасте 2—3 лет.
- Период жизни от рождения до 3 лет отличается самыми быстрыми темпами развития головного мозга человека.
- Двухлетние дети, чьи родители часто разговаривают с ними и между собой, знают и понимают в среднем на 300 слов больше, чем их ровесники, с которыми родители общаются редко.
- У двухлетних детей в головном мозге в два раза больше нервных путей, чем у взрослых. Поэтому у них часто бывает неустойчивое поведение, нервозность, но с завершением формирования нервной системы ситуация меняется.
- Когда малыш объявляет: «Это мое!», цепляясь за свой игрушечный грузовик или куклу, это не эгоистичный отказ поделиться, а признак развития ребенка! Значит, ребенок понимает, что он, вы и другие дети — отдельные личности.
- Музыка повышает качество обучения. Пение, слушание музыки и игра на любом инструменте улучшает пространственную ориентацию и математическое мышление.
- Ребенок имеет 300 отдельных костей при рождении, но в зрелом возрасте — только 206. Потому что некоторые кости, например, кости черепа, срастаются позже.
- В среднем четырехлетний ребенок задает членам своей семьи более 400 вопросов на протяжении дня! Эти вопросы нельзя игнорировать — ребенок так познает мир, поэтому постарайтесь терпеливо и правдиво отвечать на них.
Источник: www.communityhost.ru
Часто болеющие дети: 8 способов повысить иммунитет ребенка
1. Питание
Уделите особое внимание питанию ребенка. Сделайте его максимально полезным, введя в рацион больше овощей и фруктов. Полностью исключите из рациона вредную переработанную пищу. Необходимо сделать питание ребенка более сбалансированным витаминами, минералами и белками.
2. Напитки и настои трав
Детскому организму обязательно необходима жидкость. Недостаток ее сказывается на состоянии кожи и слизистых оболочек ребенка, заметно уменьшая их защитную функцию. Дефицит жидкости влияет и на свойства крови. В магазинах продаются специальные смеси трав, рекомендуемые при различных заболеваниях и для их профилактики.
3. Поливитаминные комплексы
Поливитамины следует принимать в периоды наибольшего риска развития гиповитаминоза (зима — весна). Выбор конкретного поливитаминного препарата лучше обсудить с врачом-педиатром, наблюдающим ребенка.
4. Препараты для повышения иммунитета
В некоторых случаях без иммуностимуляторов не обойтись, но прием этих препаратов должен быть обдуманным и согласованным с врачом. Наиболее безопасны растительные препараты. Для детей их выпускают в виде сиропа и гомеопатических гранул.
5. Соблюдение режима дня и уменьшение негативных эмоций
Ничто не снижает детский иммунитет так, как стрессы. Возьмите за правило: соблюдать режим и не кричать на ребенка.
6. Одежда по погоде
Старайтесь одевать ребенка по погоде. Судите о температурном режиме объективно, ни в коем случае не закрывайте шарфом рот и нос ребенка, так как, дыша через влажный от своего дыхания шарф, он заболеет с большей вероятностью.
7. Закаливание
Еще один хороший способ выработать иммунитет у ребенка. Однако учтите, этот процесс требует строго температурного режима и осторожности, чтобы не переохладить организм.
8. Ежедневные прогулки на свежем воздухе
В любую погоду с ребенком обязательно нужно бывать на свежем воздухе. Пешие прогулки в течение 20—30 минут каждый день обогащают кровь кислородом, снимают эмоциональное напряжение и укрепляют нервную систему, помогая противостоять болезням.
Источник: womanway.online
О спортивных рекордах пожилых людей
Возраст — не повод сидеть дома! Мы часто и не подозреваем, на какие подвиги способны представители старшего поколения. А они…
1. Покоряют горные вершины. 23 мая 2013 г. японский альпинист, 80-летний Юитиро Миура, достиг вершины высочайшей горы мира — Эвереста. Он успешно совершил восхождение на вершину высотой 8846 м над уровнем моря и установил тем самым новый мировой рекорд. А 86-летняя Ангела Воробьева, россиянка из Улан-Удэ, установила новый рекорд Гиннесса, став самым пожилым человеком, покорившим высочайшую точку Африканского континента — вулкан Килиманджаро высотой 5895 м. Вершины экспедиция, в которой она принимала участие, достигла 29 октября 2015 г.
2. Парят в воздухе. Коул Кьюджел — самый пожилой пилот мира — в свои 99 лет не выпускает из рук штурвала. Его летный стаж насчитывает уже 71 год. Коул — активный и самый пожилой член Международного общества фермеров-летчиков. Норвежец Бьярне Мэланд в 1999 г. совершил свой первый тандемный прыжок с парашютом в возрасте 100 лет 21 день. Он прыгнул с высоты 3200 м.
3. Ходят по морям. Maйкл Pичи (Beликoбpитaния) пycтилcя в oдинoчнoe плaвaниe из Hьюпopтa (CШA) и пpибыл в Плимyт (Beликoбpитaния) 31 июля 1997 г. в вoзpacтe 80 лeт и 25 днeй. Карл Рюйтер занялся виндсерфингом в 1978 г. в возрасте 63 лет и до сих пор ходит под парусом по озерам своего родного Эйндховена (Нидерланды). Виндсерфингу Карл, в прошлом моряк и прекрасный пловец, обучился самостоятельно.
4. Гоняют на мотоциклах. Джерри Де Роу (Великобритания) — старейший в мире гонщик на мотоцикле по вертикальной стене. В 90 лет он продолжает выполнять на мотоцикле экстремальные трюки. Лен Вейл Онслоу проехал 2 мая 2000 г. на мотоцикле из своего дома в Бирмингеме (Великобритания) к воротам Букингемского дворца 195 км с целью получить поздравительную телеграмму от королевы, которые получает каждый гражданин Великобритании, доживший до 100 лет.
5. Участвуют в марафонах. Фауджа Синг 7 раз участвовал в марафонах (более 42 км) после 89 лет. В 2003 г. в возрасте 102 лет он даже установил в Торонто мировой рекорд в своей возрастной категории, пробежав дистанцию за 5 ч 40 мин.
Источник: www.ped-kopilka.ru
Вести из Сети
Как подписаться
Анонс
Приобрести печатную версию журнала в интернет-магазине
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"