Тема номера
Спортивная жизнь в детском саду
Содержание
Редакционный совет
Индекс
Учреждения и авторы, упоминаемые в номере
Учреждения:
- ДО № 1 ГБОУ СОШ № 777, Москва
- ДО «Остров детства» ГБОУ школа № 904, Москва
- МАДОУ д/с № 32 «Белоснежка», г. Нефтеюганск
- МАДОУ д/с № 66 «Яблонька», г. Щелково Московской обл.
- МАДОУ д/с № 196, г. Хабаровск
- МАДОУ д/с № 261 «Истоки», г. Барнаул
- МБДОУ «Детский сад № 1 им. Ю.А. Гагарина», г. Анива Сахалинской обл.
- МБДОУ д/с № 1 «Золотой ключик», г. Агрыз, Республика Татарстан
- МБДОУ д/с № 4 «Лебедушка», г. Южно-Сахалинск Сахалинской обл.
- МБДОУ д/с № 5 «Капелька», пос. Краснокаменск Курагинского р-на Красноярского края
- МБДОУ д/с № 17, г. Крымск Краснодарского края
- МБДОУ д/с № 83, г. Иркутск
- МБДОУ ЦРР — д/с № 28, г. Чита
- МБДОУ ЦРР — д/с «Ивушка», г. Абакан, Республика Хакасия
- МБОУ д/с № 34, дер. Тургенево Владимирской обл.
- МДОУ д/с № 3, г. Лебедянь Липецкой обл.
- Факультет дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
- ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Рыбинск Ярославской обл.
Авторы:
- Астафьева Татьяна Борисовна
- Богачева Ангелина Евгеньевна
- Войцеховская Наталья Владимировна
- Еремина Ольга Алексеевна
- Карпачева Татьяна Николаевна
- Климентова Елена Александровна
- Кузьмина Мария Александровна
- Маслова Юлия Ивановна
- Парфенова Юлия Алексеевна
- Пласкеева Наталья Юрьевна
- Пышненко Маргарита Владимировна
- Сиджах Гошнаго Дзепшевна
- Солодова Марина Дмитриевна
- Терентьева Анна Сергеевна
- Цуканова Валентина Геннадьевна
- Шавалиева Елена Васильевна
- Шляховая Виктория Васильевна
- Шмакова Светлана Викторовна
- Щербак Александр Павлович
Колонка редактора
- Парамонова М.Ю. Физкультура для малышей должна быть интересной!
Профессиональный рост
Наука — практике!
Щербак А.П. Планирование содержания занятий физкультурой в ДОО
Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13) занятия физической культурой для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее трех раз в неделю. Длительность занятий составляет: в младшей группе — 15 мин, в средней — 20, в старшей — 25, в подготовительной к школе группе — 30 мин. К тому же круглогодично один раз в неделю для детей 5—7 лет следует организовывать занятия физкультурой на открытом воздухе. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях все занятия физическими упражнениями рекомендуется организовывать на открытом воздухе.
В соответствии с данными требованиями в предлагаемых материалах представлено примерное планирование выполнения детьми физических упражнений как в условиях физкультурного зала, так и на улице. Упражнения подбирались из рекомендуемого перечня раздела «Физическая культура»
Основополагающим принципом планирования содержания физкультурных занятий служит принцип цикличности, предполагающий замкнутый круговорот определенных занятий и этапов. В соответствии с этим различают три вида циклов:
- микроциклы (неделя), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха;
- мезоциклы (месяц), включающие в себя четыре микроцикла, в которых чередуется выполнение основных видов движений и связанных с ними подвижных игр;
- макроциклы (год), в которых разворачивается процесс физического воспитания в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.
Данный принцип нацеливает инструкторов по физической культуре планировать и содержание утренних гигиенических гимнастик с учетом и в рамках ранее проведенных физкультурных занятий.
Повышение квалификации
Шмакова С.В. Реализация ФГОС ДО в области физкультурно-оздоровительной работы
В России осуществляется модернизация системы образования с целью повышения его качества, а также доступности.
ФГОС ДО как нормативный правовой документ призван обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста, где бы он ни проживал на территории России, в какой бы семье ни воспитывался:
- одинаково хорошие условия дошкольного образования в детском саду;
- содержание дошкольного образования, которое обеспечит ребенку полноценное развитие в специфических детских видах деятельности и достижение уровня развития, который позволит ребенку быть успешным при дальнейшем обучении.
Конкретное содержание образовательной области «Физическое развитие» зависит от возраста детей и реализуется в определенных видах деятельности:
- в младенческом и раннем возрасте — двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
- в дошкольном возрасте — игровая и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка, а также музыкально-ритмические движения.
Педагоги решают следующие задачи образовательной области «Физическое развитие»:
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- обеспечивать равные возможности полноценного развития каждого ребенка;
- формировать общую культуру личности воспитанников;
- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, а также охраны и укрепления здоровья детей.
ФГОС ДО однозначно указывает на необходимость выстраивания планомерной систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей.
Важно понимать, что признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и детского сада. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
С этой точки зрения, задача детского сада — сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в осознании ответственности за воспитание и обучение детей.
ФГОС ДО направлен на ребенка, поэтому образовательную работу мы строим с учетом потребностей детей.
Инструкторы по физкультуре Щелковского муниципального района Московской обл. выстраивают свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Успех реализации стандарта в большой степени зависит от профессиональной компетентности педагога.
Психофизическое развитие ребенка
Пласкеева Н.Ю. О роли подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста
Подвижные игры широко используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе физического воспитания. Но зачастую инструкторы по физкультуре и родители недооценивают их влияние на развитие и формирование психической сферы личности ребенка. Подвижная игра создает благоприятные возможности для тренировки всех функций головного мозга, поскольку одновременно задействует различные анализаторы, что создает предпосылки к успешному овладению элементами и содержанием учебной деятельности. Подвижные игры развивают память, воображение, внимание, а также удовлетворяют двигательные потребности ребенка. Применение подвижных игр позволяет усилить возможности педагогического воздействия, способствуя успешному формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, системы знаний, психических и нравственных качеств личности.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Она позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-оздоровительные задачи, оказывает всестороннее влияние на развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности, и благотворно влияет на психику ребенка.
Педагогика здоровья
Образовательная работа
Шавалиева Е.В. Занятие по физкультуре «Школа здоровья» в подготовительной к школе группе
Занятие в подготовительной к школе группе
Цель: привитие детям чувства значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Шляховая В.В. Физкультурное занятие в младшей группе по сюжету русской народной сказки «Колобок»
Занятие направлено на гармонизацию детско-родительских отношений средствами физической культуры.
Основная задача — помочь родителям и детям приобрести целостный чувственный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности, способствовать обогащению и углублению знаний друг о друге, развитию и совершенствованию двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, формировать умение эмоционально выражать себя в движении.
Особенность данного занятия — совместная двигательная игровая деятельность родителя и ребенка. Занятие решает оздоровительные задачи (ходьба по массажным дорожкам, дыхательные упражнения), расширяет двигательный опыт детей, развивает сенсорные, умственные способности и познавательную активность. Поддерживать интерес к занятиям у малышей позволяет игровой сюжет.
Физкультурно-оздоровительная работа
Еремина О.А. Физкультурный досуг «Экскурсия по стране Математике»
В подготовительной к школе группе
Задачи:
- прививать детям интерес к математике с помощью физкультуры;
- развивать знания о количестве и счете, геометрических фигурах;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени;
- улучшать двигательные навыки детей, внимание, быстроту.
Кузьмина М.А. Музыкально-спортивный праздник «Мамы разные нужны, а спортивные — важны!»
В подготовительной к школе группе
Задачи:
- доставлять детям и родителям радость от совместных занятий;
- привлекать родителей к активному участию в физкультурных праздниках;
- дать эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия;
- воспитывать взаимоуважение.
Карпачева Т.Н. Спортивный досуг «Смотр спортивной формы»
В старшей группе
Цель: укрепление здоровья детей посредством проведения спортивного досуга.
Климентова Е.А. Совместное спортивное мероприятие для дошкольников и младших школьников «Что нам нравится зимой»
Цели:
- развитие волевых качеств, стремления выполнить задание быстро и точно;
- воспитание здорового духа соперничества, чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
- налаживание связи детского сада и школы.
Коррекционная работа
Плоскостопие у детей 6—7 лет: профилактика и коррекция
Плоскостопие — болезнь серьезная именно из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что долгие годы нам прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью: вкалывать — так до упаду, заболел — не раскисай, и вообще — если уж умирать, так с музыкой, и непременно на работе.
Но времена ударных строек и громких лозунгов миновали, оставив обычного человека наедине со своими недугами, смертельными и несмертельными. В число последних и входит плоскостопие.
У тех, кто им страдает, ноги, как свинцом налиты, каждый шаг дается с трудом. А если у вас такая работа, когда «волка ноги кормят», то и вы, и ваша семья рискуете остаться голодными... Это касается мужчин.
У дам свои проблемы. Женщина, как известно, начинается с ног. А при плоскостопии о туфлях на шпильках и платформе можно забыть. Словом, как сказал один философ: «Худший из недугов — зависеть от своего недуга». А плоскостопие — как раз то заболевание, которое делает человека крайне зависимым от него.
Оглянитесь вокруг, припомните ваших знакомых: полные, страдающие одышкой сослуживцы, сгибающиеся под тяжестью сумок с продуктами, вечно больной сосед, периодически прикладывающий утюг к пояснице, молоденькая студентка — квартирантка, по вечерам «отмачивающая» ноги в тазу с прохладной водой из-за того, что весь день пробегала на «платформе». Не правда ли, знакомые ситуации?
Почему же вокруг нас столько людей, готовых годами лишать себя нормальной здоровой жизни, обременять себя и своих близких многочисленными болезнями и при этом выставляться чуть ли не добровольными мучениками? Причина наших застарелых недугов, как правило, одна — хроническое безволие. Но давайте не будем пренебрежительно относиться к своему здоровью, ведь это наше главное богатство.
И чтобы определить, есть ли у вас плоскостопие, проведем небольшой тест. Возьмите чистый лист бумаги, положите его на пол. Теперь намажьте ступни любым жирным кремом и встаньте на этот лист. Выпрямитесь, сдвиньте ноги вместе, чтобы масса тела могла распределиться на ступни равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток вашей стопы. Возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подошвенного углубления. Затем перпендикулярно к ней нарисуйте прямую, пересекающую углубление стопы в самом узком месте. Если отпечаток ее узкой части занимает не более одной трети линии, соединяющей края подошвенного углубления, — стопа нормальная. Если достигает середины линии — у вас плоскостопие и вам не следует оттягивать визит к врачу.
Сотрудничество
Работа с родителями
- Сиджах Г.Д. Досуг «Спортивная семья»
Солодова М.Д. Использование потенциала семьи в работе педагогов ДОО
Современная дошкольная педагогика придает огромное значение гуманизации образовательного процесса. В основном это касается создания развивающей среды и условий для сотрудничества ребенка и взрослого.
Необходимость взаимодействия специалистов детского сада с семьями воспитанников актуальна в настоящее время. Успех коррекционно-оздоровительной работы с детьми во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и семьи.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в ней не задействована семья. Работа с родителями — один из важнейших аспектов профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.
В нашем дошкольном учреждении используются следующие формы работы с семьей:
- родительские собрания;
- информационные стенды;
- консультации и беседы;
- дни открытых дверей;
- приглашение родителей на развлечения и утренники.
Но, как показывает практика, при использовании подобных форм взаимодействия родители часто остаются лишь наблюдателями, а не активными участниками образовательного процесса.
С целью преодоления данной проблемы в детском саду № 1 им. Ю.А. Гагарина», г. Анива, регулярно проводятся досуги, праздники, развлечения, в которых родители участвуют наравне со своими детьми.
Кузьмина М.А. Физкультурное занятие с родителями «Интересная дорожка»
Занятие в старшей логопедической группе
Задачи:
- учить детей правильно выполнять прыжки, упражнение «Крокодил»;
- упражнять в беге с увертыванием и препятствиями;
- развивать ловкость, глазомер, силу, выносливость, быстроту реакции;
- воспитывать чувство взаимопомощи, внимание к другим людям;
- формировать у родителей практические умения в области физического воспитания детей.
Богачева А.Е. О роли семьи в физическом воспитании ребенка
Семья — ячейка общества, в которой ребенок воспитывается и самореализуется с самых первых дней жизни. Дети, воспитывающиеся в семье, окружены заботой и любовью родителей. Это прекрасно, ведь каждый ребенок имеет право на счастливое и беззаботное детство. Родительская любовь не знает границ, а иногда бывает даже чрезмерной и неразумной. Каждый родитель желает своему ребенку только хорошего, но некоторые родители балуют его, окружают излишней роскошью, из-за чего в дальнейшем возникают проблемы и трудности в воспитании ребенка для родителей и педагогов. Также это может помешать самому ребенку — сначала в школе, а потом и в дальнейшей самостоятельной жизни.
Воспитание в семье — важнейшая ступень в жизни ребенка, начало всех начал. В XXI в. многие информационные каналы уделяют большое внимание воспитанию детей в семье. Как с помощью движений обеспечить здоровую и радостную жизнь младшему поколению? В данной статье постараемся найти ответ на этот вопрос.
Взаимодействие со специалистами
Астафьева Т.Б., Маслова Ю.И. Взаимодействие специалистов ДОО и родителей — фактор развития здорового ребенка
Благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов — детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольной образовательной организации и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и социальное значение. Ведь здоровье детей — будущее страны, основа ее национальной безопасности.
«Фундамент» здоровья ребенка закладывается в семье. Цель работы с родителями в нашем детском саду — возрождение традиций семейного физического воспитания, полноценного развития и укрепления здоровья детей, установления благоприятного семейного микроклимата.
Система работы с родителями в вопросах физического развития и оздоровления детей включает в себя шесть этапов.
Это интересно
Дискуссионный клуб
Парфенова Ю.А. Интегрированная деятельность по физическому воспитанию с использованием фитболов
В старшей группе
Цель: обогащение опыта детей совместными двигательными действиями с использованием фитболов.
Вести из регионов
Войцеховская Н.В. Игра-путешествие с элементами спортивных соревнований «В поисках сокровищ»
Цель: формирование интереса к движениям и здоровому образу жизни.
Задачи:
- удовлетворять природную потребность детей в движении;
- воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки, умение работать в команде;
- доставлять детям удовольствие, давать заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.
Пышненко М.В. Физкультурный досуг «Мы играем, мы играем и здоровье укрепляем!»
Для детей с нарушением зрения старшей и подготовительной к школе групп
Цель: создание бодрого и радостного настроения от совместной двигательной деятельности.
Кружки, секции
Терентьева А.С. Спортивная композиция «Снежные хлопья»
Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения выразительно.
Уникальное сочетание физических упражнений и музыки развивает чувство ритма, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Во время танца у детей интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики.
Дети проявляют свои способности, при этом им предоставляется возможность выбирать движения, предметы и даже музыкальное сопровождение.
В хореографических этюдах мы можем увидеть амплитуду движений, красоту линий, артистичность и выразительность исполнения.
Дети обретают правильную осанку и так называемое «чувство позы», развивают устойчивость, координацию движений, красивую линию ног, легкость и изящество выполнения элементов. В процессе танца развиваются и физические качества: гибкость, сила, выносливость, укрепляется кардиореспираторная система.
Танцы, спортивные выступления — отличное средство снятия напряжения, отдыха от умственной деятельности. Спортивный танец — возможность заинтересовать, вовлечь ребенка в мир активных движений, вызвать желание удивлять себя и зрителей. Участие в таких постановках повышает самооценку у робких, застенчивых детей.
Цуканова В.Г. Центры сюжетно-ролевых игр для детей разных возрастных групп
Группа раннего возраста
В этом возрасте игра как деятельность находится в периоде становления, дети только обучаются игровым действиям.
Вторая младшая группа
В этом возрасте продолжается формирование и развитие игровых навыков.
Средняя группа
В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница». Важно учить детей смешению сюжетов.
Старшая и подготовительная к школе группы
В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых центров, сковывающих игровую инициативу детей и предлагающих им готовые сюжеты.
Книжная полка
Вести из сети
Как подписаться
Анонс
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"