Петрова Г.А.,
инструктор по физкультуре МБДОУ ЦРР — д/с № 17, г. Железнодорожный Московской обл.
Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед детским садом.
К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей относятся:
- развивать физические качества и обеспечивать нормальный уровень физической подготовленности;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- приобщать детей к традициям физкультуры и спорта.
На занятиях мы используем интересные разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы: дыхательную, пальчиковую гимнастику, самомассаж, гимнастику на формирование навыка правильной осанки и профилактики плоскостопия, укрепления мышечного корсета, элементы видов спорта и спортивных игр, подвижные игры и эстафеты, стандартные и нестандартные пособия и оборудование.
В связи с кризисным состоянием здоровья подрастающего поколения особую актуальность приобретает создание для детей инновационных оздоровительных технологий, предназначенных для жизнеобеспечения функциональных систем организма.
Инновационные здоровьесберегающие технологии, разнообразные оздоровительные мероприятия, подготовка ребенка к здоровому образу жизни, нетрадиционные формы организации физкультуры — приоритетные направления деятельности нашего детского сада по физическому воспитанию. В свою работу мы активно включаем современные фитнес-технологии, повышающие уровень проведения традиционных занятий физической культурой. Они вносят положительные эмоции, удовлетворяют потребности в укреплении здоровья, стимулируют психофизические процессы. Отличительная особенность фитнес-технологий, разработанных для дошкольников, — их доступность, эффективность, эмоциональность и интерес детей.
Доступность направлений детского фитнеса определяется прежде всего тем, что их содержание базируется на простых ОРУ и для большинства из них не требуется специального оборудования (кроме степа, фитбола и тренажеров).
Эффективность различных направлений фитнеса заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, двигательные способности и профилактике различных заболеваний.
Стретчинг — комплекс упражнений, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп. Благодаря стретчингу у детей увеличилась подвижность в суставах, мышцы стали более эластичными и гибкими, меньше подвержеными травмам и дольше сохраняющими работоспособность. Психологический эффект: улучшает настроение, поднимает самооценку.
Степ-аэробика помогает развивать координацию движений, чувство ритма, красивую осанку. Сложность занятий мы повышаем за счет добавления поворотов, движений рук, изменения направлений шагов и их модификаций, а также включаем танцевальные элементы. Сначала разучиваем шаги на степе, затем присоединяем движения руками. Словесные команды подаются кратко и четко. Особое внимание уделяем технике безопасности. В самом начале учим правильно вставать на степ.
Фитбол-гимнастика укрепляет мышцы спины и брюшного пресса, формирует крепкий мышечный корсет, улучшает функционирование всех систем организма. Главное достоинство фитболов — формирование навыка правильной осанки в игровой форме, что в обычных условиях вырабатывается сложно и длительно и без особого энтузиазма.
Черлидинг — вид двигательной активности, сочетающий в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (акробатика, гимнастика, танцы). Это самый любимый вид фитнес-технологии, в котором каждый может проявить свои таланты. Творчество и фантазия развиваются через спортивный танец с акробатическими элементами в сопровождении динамичной, ритмичной, веселой, заводной музыки.
Мы достигли определенных результатов:
- развили гибкость и пластичность;
- улучшили координацию движений;
- увеличили объем двигательной активности.
Гимнастика с элементами акробатики (кружок, дополнительное образование) помогает формировать у детей многие прикладные навыки: учит правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, преодолевать препятствия, влезать по канату, лестницам. На занятиях гармонично развивается и укрепляется мышечный корсет, вырабатывается правильная осанка, что крайне необходимо для дальнейшего обучения в школе. Развиваются физические качества дошкольников: быстрота, сила, ловкость, выносливость, прыгучесть, гибкость, пластичность, вестибулярная устойчивость, совершенствуются координация и точность движений. Акробатические упражнения предупреждают травматизм, так как учат владеть своим телом, группироваться при падении во время двигательной активности.
В течение пятого-седьмого года жизни психофизиология ребенка перестраивается. Психофизиологические ресурсы с точки зрения выполнения более сложной и длительной деятельности увеличиваются, мотивация к освоению нового повышается. У дошкольников появляются потребность включения в образовательный процесс более сложных в техническом и координационном плане упражнений.
Считаем самым значительным достижением акробатических упражнений общий оздоровительный эффект. Многие физические и физиологические недостатки можно исправить при помощи регулярных занятий.
Акробатические упражнения — прочный фундамент общей разносторонней физической подготовленности. Занятия позволяют достичь гармоничного физического развития в период подготовки детей к школе и дальнейшей жизни.
Система физкультурно-оздоровительной работы заключается не только в работе с детьми, но и во взаимодействии с педагогами.
Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию в настоящее время особенно значимо.
Всем известно, что положительного результата можно добиться, лишь сделав родителей своими союзниками. Мы стараемся вызвать у них интерес к физической культуре и укреплению здоровья детей, максимально привлекая к своей работе, проводя открытые мероприятия, консультации и мастер-классы.
Но самое интересное и запоминающееся для родителей — участие в наших спортивных соревнованиях и физкультурных досугах. После этих мероприятий они в полной мере ваши союзники, единомышленники и партнеры, как того и требует ФГОС ДО.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по фитнес-технологиям с младшими дошкольниками, расширять взаимодействие с родителями. Повысить интерес к физической культуре и активному образу жизни можно только через активное, постоянное вовлечение в это дело всех участников образовательных отношений.