Миляева Ж.В., Галкина Т.В., Пронина Н.С., воспитатели ГБОУ «Школа № 1034», Москва
Дошкольный возраст — решающий в формировании фундамента физического и психологического здоровья. Известно, что для растущего организма огромное значение имеет двигательная активность, служащая важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Для нормальной жизнедеятельности ребенка необходимо обеспечить ему от 6 до 13 тыс. движений в день [3]. Важно отметить, что дети часто не имеют возможности для проявления достаточной двигательной активности.
Она все больше определяется созданными условиями:
- замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду;
- ограничением двигательной активности на прогулках;
- требованиями (запретами) взрослых — нашим страхом, что дети могут получить травму;
- преобладанием статичного времяпрепровождения в домашних условиях (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, занятия изобразительной деятельностью и т.д.).
Наблюдая за свободной деятельностью (игрой) детей, мы определили их индивидуальные предпочтения. Это постройки из крупного и мелкого строительного материала, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница», настольные игры, рисование и раскрашивание и др.
Эти наблюдения помогли нам понять, что несмотря на интенсивную работу по физическому воспитанию, проводящуюся в нашем детском саду, двигательная активность детей в группе и на прогулке ниже нормы, и они не умеют правильно организовать
самостоятельную двигательную деятельность. Мы осознали, что «неумение» детей — наша недоработка, которую нужно срочно исправлять. Ни для кого не секрет, что действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми.
Понимая важность организации правильного руководства самостоятельной детской двигательной деятельностью, при этом не подавляя инициативы самого ребенка, мы поставили перед собой следующие задачи:
- научить самостоятельной двигательной активности;
- сделать активное движение интересным и доступным для детей;
- изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность.
В первую очередь мы спланировали двигательную деятельность детей в зависимости от их интересов и потребностей. Затем занялись тщательной организацией двигательной активности: подобрали множество игровых упражнений и подвижных игр, в которые можно играть как в группе, так и дома.
Один из видов двигательной активности — упражнения, проводимые в игровой форме: просто добавляется какой-то интересный детям сюжет. Для этого подойдет даже обычная газета или лист бумаги. Можно прятаться за газету (лист); следить глазами за ней,
поднимаясь высоко на носки; выглядывать, прогибая спину; представить себя птичками, тогда газета станет скворечником; или, свернув газету трубочкой, стать моряками, смотрящими в подзорную трубу. Эти игры развивают внимание, гибкость, координацию движений, а также мелкую моторику.
В подвижной игре «Рыбаки» из обычных губок для мытья посуды можно сделать еще одно развлечение: из «озера» (обруча) нужно перенести рыбку в свой «садок» (другой обруч). Но сделать это можно, только поймав ее ногой. Если почаще ходить на такую «рыбалку» — плоскостопия не будет.
Еще одна интересная игра — «Воздушный футбол», который можно сделать своими руками. Понадобится футбольное поле из конфетной коробки, ворота из киндер-сюрприза, маленький шарик и трубочки для коктейлей. Дети дуют в трубочку на шарик, стараясь загнать его в половинку киндер-сюрприза. Игра развивает правильное дыхание.
Из половинки пластиковой бутылки можно сделать такую игру, как «Бильбоке». К горлышку привязываем шарик, киндер-сюрприз или крышку. Теперь подбрасываем и стараемся поймать шарик в бутылку. Побеждает тот, кто справится с заданием большее количество раз.
Кроме этого, можно организовать и множество других подвижных игр, таких как игры на подражание. Дети могут подражать вашим действиям или изображать что-либо:
- игрушки (юлу, неваляшку, мяч);
- животных (зверей, птиц, насекомых);
- транспорт (велосипед, самолет, машину, поезд и т.д.);
- технику (пылесос, утюг, стиральную машину, фен).
Давать задание также можно несколькими способами:
- вы просто показываете или говорите детям, что делать, кого или что изображать;
- дети выбирают карточку с нарисованным заданием;
- можете прочитать стихотворение или загадать детям загадку о том, что им нужно будет изобразить.
Варианты таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Делай, как я», «Шагаем, как гномы и великаны», «Юла», «Неваляшка», «Лошадки». Наверняка у вас в группе (дома) есть юла. Предложите ребенку самому покрутиться, как юла. Когда вы скажете «стоп», малыш должен остановиться. Можно крутиться на двух ногах или на одной (для детей от 4 лет).
Под эту игру хорошо подойдет вот такое стихотворение Е. Гайтеровой:
Стану я сейчас юлой —
На ноге крутнусь одной.
А теперь сменю я ножку
И на ней крутнусь немножко
[4; 8].
Большинство детей не любят фразу «убираем игрушки». Попросите ребенка (детей) вам помочь, например, перенести в другую комнату стульчики, поставить книги на высокую полку, убрать контейнеры для игрушек на место, по ходу придумывая игровой сюжет. И вот уже получилась увлекательная игра «Помощники», которая становится прекрасной физической нагрузкой для детей.
Многие дети очень любят танцевать. Мы предлагаем вам несколько интересных игровых упражнений: «Танец с остановками» (когда музыка закончится, замереть в той позе, в которой находился ребенок) и «Переодеваемся и танцуем» (для танца в определенном костюме можно подобрать и соответствующую музыку), а также «Музыкальные загадки» (угадывание персонажа из знакомого музыкального произведения и умение показать его характерные признаки под музыку) и др.
Вряд ли найдется ребенок, который не любит бегать. «Догонялки» — одна из любимых игр всех детей. Очень нравится детям игра «Найди свой домик». Домиками могут служить круги, выложенные из веревки, листы бумаги, разложенные на полу, части детского коврика, табуретки и диван.
В игры с мячом дошкольники, да и дети постарше, играют с удовольствием: «Съедобное — несъедобное», «Катаем мяч», «Прокати мяч “змейкой”», «Боулинг» [5]. Вместо мяча можно использовать мягкие игрушки, да еще и под музыку. Когда музыка смолкает, ребенок с игрушкой (например, собакой) громко лает или издает другие звуки.
Можно организовать подвижные игры с воздушными шариками: «Перебрось», «Не урони» и др.
Многие подвижные игры, в которые дети играют на прогулке, можно адаптировать для группы [5], добавив немного фантазии и уменьшив скорость бега, например, «Снежки», «Листопад». В качестве снежков отлично подойдут скомканные листы белой бумаги. А для листопада в группе можно вырезать листья из цветной бумаги или лоскутков ткани.
ФГОС ДО раскрывает нам аспекты образовательной среды. Один из главных — это оптимизация. Мы стараемся сделать среду группы трансформируемой, вариативной, многофункциональной.
Двигательная активность детей должна быть спланирована с учетом того, что основной вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игры [6]. Для оптимизации двигательной активности многое делаем своими руками.
На формирование детских интересов влияет и отношение родителей к физической культуре, увлечению детей подвижными играми и упражнениями [7]. Мы стараемся взаимодействовать с родителями творчески, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями, участию в праздничных и спортивных мероприятиях, даем рекомендации по развитию двигательной активности.
Вся проводимая нами работа направлена на обучение детей умению самостоятельно организовывать двигательную деятельность. Умея играть, зная правила, дети могут организовывать различные подвижные игры самостоятельно. Для достижения этой цели работа должна проводиться последовательно и систематично.
Хочется отметить, что планируя и организуя данный вид деятельности, мы опирались на методическую литературу и, что очень важно, на опыт коллег. Обмен опытом — неотъемлемая и одна из главных составляющих нашей работы, которая помогает найти нужные пути в решении различных педагогических задач.
Мы отмечаем возросший интерес воспитанников к подвижным играм, саморегулированию, их двигательной активности. Сейчас мы только направляем самостоятельную деятельность детей в правильное русло. Потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы. «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым; пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении», — утверждал Ж.-Ж. Руссо.
Литература
- Анисимова М.С., Хабарова Т.В. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста. СПб., 2012.
- Воронова Е.К. Формирование двигательной активности детей 5—7 лет. Игры-эстафеты. Волгоград, 2012.
- Гусева Т.А., Иванова Т.О. Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. СПб., 2016.
- Иващенко О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке. М., 2007.
- Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб., 2016.
- Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. СПб., 2013.
- Юматова Д.Б. Интерес. Движение. Игра. Развивающая двигательно-коммуникативная деятельность младших дошкольников (3—4 и 4—5 лет): Метод. пособие. М., 2013.
- Юматова Д.Б. Интерес. Движение. Игра. Развивающая двигательно-коммуникативная деятельность младших дошкольников (5—6 и 6—7 лет): Метод. пособие. М., 2016.