Формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств у дошкольников

Воропаева В.М.,
воспитатель МБДОУ д/с № 17, г. Орел

Современный национальный идеал личности — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящие и будущее своей страны, воспитанный в духовных и культурных традициях русского народа. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. По мнению Д.С. Лихачева, духовный потенциал личности ребенка развивается под влиянием приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

Понимая важность приобщения детей к народной культуре, в нашем детском саду в течение пяти лет ведется работа в этом направлении. В 2010 г. весь материал был собран воедино и послужил основой для парциальной программы «Родничок». Гибкое варьирование различных форм организации деятельности позволило включить в содержание педагогической работы краеведческий материал. Сочетание возрастного и индивидуального подхода в воспитании и обучении детей, педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка на основе равноправного партнерства — основные составляющие успешной работы по формированию духовно-нравственного сознания детей.

Гордость за свою Родину, понимание неповторимости, богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Ознакомление с важнейшими государственными символами — гербом, флагом, гимном нашей страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста, которое, на наш взгляд, позволит формировать у ребенка уже в дошкольном возрасте сознание своей причастности к судьбе Родины.

Ознакомление с государственной символикой на уровне за­учивания составляющих герба и флага, как предлагают некоторые методические разработки, мы посчитали педагогически не целесообразным.

Гербы — это символы и, как показывает сравнение гербов городов России, — имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с народным искусством, древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Обычно на гербах изображались животные, растения, рыбы, птицы, деревья. Люди наносили их на эмблемы, шкуры животных и даже на свое тело в качестве покровителей.

Например, медведь у наших предков считался символом благополучия, здоровья, плодородия. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с гербом, флагом нашей страны, основываясь на эстетической стороне государственных символов, их связи с фольклором и народной культурой. Эту информацию дети уже знали в ходе подготовки к народным праздникам, из рассказов о народных традициях и обрядах.

С возникновением гербов детей знакомили, обратившись к периоду рыцарства. Герб изображался, прежде всего, на щитах, плащах, досках и знаменах. Он олицетворял принадлежность к роду, являясь наследственным знаком. Герб служил опознавательным знаком во время крестовых походов, поэтому имел различную форму и цвет. Приступив к оформлению личных гербов детей, мы понимали: с одной стороны, необходимо передать в символах основную суть, смысл, индивидуально-типологические особенности детей, а с другой — выдержать основные требования геральдики. Средствами рисунка сделать это очень сложно, поэтому за основу взяли моделирование.

Из моделей вначале использовали предметное моделирование: машинки, в которые любит играть ребенок, любимая книжка, прогулки, музыкальные инструменты, любимые животные в семье, увлечения. Постепенно модели становились более схематичными — животные как выражение личных качеств: сила, ловкость, ум. Дерево не часть природы, а обозначение силы или красоты. Дети чаще всего представляли себя в кругу своей семьи, выражая при этом характерные для нее особенности — путешественники, увлеченные спортом, дружные.

Использование цвета в геральдике дети усвоили быстрее всего. Синий — верность; зеленый — радость, надежда; желтый — щедрость, справедливость; красный — мужество, отвага, храбрость.

Если смысл личного герба большинство детей передали, то с семейным гербом было сложнее. Поэтому предстояла большая совместная работа с родителями.

Прежде чем рисовать семейные гербы, была проведена консультация для родителей на тему «Что такое герб?». Мы разъяснили понятие «герб», его основные функции, рассказали о родовых, земельных гербах, форме и цвете щитов, что можно изобразить на щите. Объяснили, что на семейных гербах надо отобразить род деятельности родителей, их увлечения, семейные традиции.

При создании семейных гербов можно использовать геометрические фигуры, разнообразные предметы, которые рассказывают о предпочтении человека или его профессиональной деятельности.

Дети с большим интересом составляли вместе с родителями гербы своей семьи, описывали их.

Создание герба своей семьи помогло ребятам глубже понять суть этого символа. Они с удовольствием рассказывали, что означает их герб, чем он отличается от других, кто помогал рисовать, что они нарисовали сами и почему.

Следующим этапом в нашей работе стало ознакомление с гербом детского сада. Дети, уже знающие символику (цвет, форма, изображение), смогли понять и объяснить основной смысл. Книга в левом верхнем углу, по их мнению, — сказки, которые читают; книги, которые они сами будут читать. Игрушки — то, чем любят играть. Смысл ангелочка в руках-крылышках объяснила воспитатель. Значение розы многие объяснили тем, что благодаря заботе, любви, вниманию все дети красивые.

Герб группы дети составляли с энтузиазмом, проявив уже имеющиеся знания и творчество, отобразив основные традиции.

При ознакомлении с гербом г. Орла, поясняя значение символов, мы рассказали несколько легенд. Гербы городов Орлов­ской области дети сравнительно быстро сумели «прочитать», отметив главное: они — часть большой территории, имеют свои традиционные промыслы, характерные условия проживания.

И только после проделанной работы, как показывает практика, дети осознанно воспринимают главные символы нашей страны — герб и флаг, понимают их значение для нашей Родины.

 

Литература

Зеленова Н.Г. Мы живем в России. М., 2007.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4—6 лет: Метод. пособие. М., 2007.
Медведев М.Ю. Геральдика, или Истинная наука о гербах. СПб., 2008.
Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / Пер. с англ. М.Б. Борисова. М., 2009.

Прочитано 3493 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868