Беляева С.Г.,
старший воспитатель МБДОУ д/с № 13, г. Сарапул,
Удмуртская Республика
Прочтем, как открытую книгу, наш город
Сарапул мы любим, Сарапул нам дорог!
Читаем на камне мы и на бумаге
О славных купцах, о солдатской отваге,
О том, что прошло, но осталось навек,
О той красоте, что творил человек.
Мы город читаем, как книжек страницы,
Чтоб крепче любить и сильнее гордиться,
Чтоб всем рассказать,
Как прекрасен наш город —
Старинный Сарапул, который нам дорог!
Т. Пеганова
Проблема детского чтения занимает родителей, воспитателей, детских библиотекарей уже много лет. К сожалению, в век информационных технологий роль книги изменилась. Дети предпочитают другие источники информации: Интернет, телевидение, видеопродукцию, компьютер. Книга — один из источников информации, но очень важный! Только она дает возможность домыслить, дофантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Слушая взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.
Удачной находкой в работе нашего детского сада по формированию традиции семейного чтения стали книги Т. Пегановой из серии «Сарапульское детство». На сегодняшний день они получают все более широкую популярность в педагогической практике ДОО и школ г. Сарапула.
В ДОО разработан и издан городской календарь «Сарапул глазами детей», где систематизирована работа детского сада по формированию интереса к чтению книг Т. Пегановой у детей старшего дошкольного возраста и их семей. При работе с календарем активизированы все участники образовательного процесса — педагоги, дети, родители. Это позволяет:
- возрождать традиции семейного чтения;
- родителям глубже понять своего ребенка;
- повышать интерес к детской и краеведческой литературе о Сарапуле.
Одна из задач календаря — поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОО строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета личного уровня развития детей и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Индивидуализация — важная задача, поскольку чем более индивидуален подход, тем более успешно проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
Задача календаря — возрождение российских традиций культуры семейного чтения. Его девиз — «Открывая календарь, — путешествуй и читай!». Календарь составлен из фотографий из жизни детского сада, зданий и памятников г. Сарапула; детских рисунков на тему «Сарапул глазами детей»; заданий, кроссвордов; понравившихся отрывков из книг Т. Пегановой.
Методическая основа календаря ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Актуальность определяется ее направленностью на построение системы познавательного развития, социализации детей в условиях внедрения ФГОС ДО.
Содержание носит практический характер. Календарь предполагает комплексно-тематическую организацию образовательного процесса. Содержание реализуется во всех видах детской деятельности через широкое разнообразие форм: образовательная деятельность, игры, наблюдения, познавательно-оздоровительные походы и экскурсии, детские исследования.
Важную роль в работе с календарем играют чтение детям художественной и познавательной литературы, а также организация детского творчества. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. Неоднократное обращение в разных формах к одной и той же информации способствует развитию у детей внимания и памяти. Такой подход формирует и сохраняет устойчивый интерес к одной теме. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, календарь знакомит с объектами окружающей среды. В нем широко используются наглядные материалы, полученные в процессе посещения музеев, выставок, экскурсий в ближайшее природное и социальное окружение. Наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотрами иллюстраций. Затем все впечатления отражаются и закрепляются в продуктивной и игровой деятельности. В работе с календарем можно использовать весь спектр методов и приемов дошкольного образования как традиционных, так и инновационных. Календарь универсален, представляет интерес для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов и родителей.
В календаре использован игровой метод — путешествие по книгам Т. Пегановой. Каждый месяц календаря посвящен одной из ее книг серии «Сарапульское детство» и включает рубрики:
- небольшой отрывок из книги (один из наиболее интересных, образных, на наш взгляд, соответствующий теме месяца);
- «Колесо истории» (выделены важные исторические моменты книг. Также информация дополнена сведениями из других источников);
- «Игралочка» (содержит игры, в которые можно играть с детьми, читая данное произведение);
- «Словарик» (объясняет детям незнакомые слова, используемые в книге месяца);
- «Пословицы и поговорки» (подобраны по теме месяца);
- «Задания для детей и родителей» (предлагается узнать интересные факты, выучить стихотворение, считалку, разгадать кроссворд, совершить экскурсию, прогулку по городу);
- «Советуем прочитать» (даются рекомендации, какие еще книги можно прочитать по данной теме).
Страницы-раскраски календаря подходят для изучения времен года, месяцев, дней недели. Вместе с ребенком можно заранее написать дни месяца красивыми разноцветными цифрами, отметить знаменательные дни, даты, события.
- Январь — путешествие по книге Т. Пегановой «Рождественские картинки», отражена тема рождества на даче Башенина.
- Февраль — по книге «Гусарская пуговица», посвящение нашей легендарной землячке Н.А. Дуровой.
- Март — станция «8 Марта» посвящена мамам, рассказывает о Международном женском дне.
- Апрель — путешествие по книге «Дом с фамилией». Страничка знакомит с Алешей Бодалевым, с ее помощью формируются семейные ценности и традиции.
- Май — по книге «По реке плывет завод». Рассказывает о военном времени в Сарапуле.
- Июнь — по книге «Город — дóрог», посвящена Дню города и знакомит с его историей.
- Июль — по книге «Звезды зажигаются в “Заре”». Страница знакомит с творческими людьми Сарапула и стимулирует читателя на развитие творчества.
- Август — станция «Цветы Сарапула». Страничка не связана с конкретной книгой Т. Пегановой. Она вызывает у ребенка желание сделать свой город лучше и краше.
- Сентябрь — продолжение путешествия по книге «Рождественские картинки». Посвящена пожарной безопасности и знакомит с одной из архитектурных достопримечательностей
- Сарапула — Пожарной каланчой.
- Октябрь — по книге «Город детства». Страничка посвящена памятнику на Привокзальной площади Сарапула.
- Ноябрь — по книге «Как Ивашко Балей стал и как в историю попал». Тема — история возникновения Сарапула. Страничка знакомит с трудом и бытом жителей села Вознесенского.
- Декабрь — «Снежная страничка». Также не связана с книгой Т. Пегановой, посвящена зиме и знакомит с зимними забавами.
Среди основных задач мы рассматриваем не только воспитание любви к родному городу через художественную литературу, но и содействие пробуждению познавательных интересов детей, организацию поисково-собирательной, исследовательской и творческой деятельности. Успешное же выполнение намеченных планов невозможно без поиска новых путей и методов в работе. Инновация — сегодня это необходимый элемент развития.
Формы и методы взаимодействия с родителями:
- привлечение родителей к пополнению семейного книжного уголка книгами о Сарапуле;
- литературная викторина;
- семейные творческие акции «Я — взрослый, ты — ребенок», «Семейное гнездышко»;
- акции по благоустройству территории ДОО;
- конкурс мини-проектов «Мы — читающая семья».
В работу активно включаются и родители воспитанников. По аналогии можно знакомить и с другими городами, используя игры и материал со страниц календаря, поскольку в нашем календаре прослеживается сезонность, отражены основные события месяца.
Работа над календарем позволила решить задачи по приобщению старших дошкольников и их родителей к книжной культуре. Произошли позитивные изменения в семьях воспитанников:
- возрождение традиций семейного чтения (ежедневное чтение художественных произведений);
- родители стали следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, заинтересовывать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного, создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки.
В детском саду, по результатам мониторинга и наблюдения: все дети проявляют интерес к чтению художественной и познавательной литературы о родном городе. Ежедневное чтение художественных произведений стало групповой традицией, у детей сформировано умение высказывать собственное мнение о прочитанном, имеются индивидуальные литературные предпочтения. Дети привлечены к созданию собственных книг, рукописных журналов, календарей. Произошла позитивная динамика в накоплении познавательно-исследовательского опыта детьми, что ведет к успешной подготовке ребенка к школе.