Яковлева О.Н.,
старший воспитатель;
Васильева Т.А.,
воспитатель МБДОУ д/с «Звездочка»,
г. Козловка, Чувашская Республика
Пряник — символ праздника. В прошлом украшенные пряники разных размеров, вплоть до огромных, подносили в качестве подарков. Русские пряники — явление общенациональное, тесно связанное с народной жизнью. Их дарили невесте на свадьбе, в Прощеное воскресенье, а к весенним праздникам выпекали жаворонков. Специально для детей пеклись небольшие пряники, каждый из которых украшали буквой. По ним дети впервые знакомились с алфавитом. А уж какое Рождество без пряника!
Волки, зайцы и медведи
украшают елку,
Веточки пушистые и блестят
иголки.
На макушке — звездочка
светит алым блеском,
А под елкой — пряники!
Им под елкой тесно!
Доставайте пряники и на стол
кладите...
Пар пошел из чайника!
Гости, заходите!
Т. Дюльгер
Современные дети тоже вряд ли откажутся испечь вкусное лакомство. Ведь они очень любят работать с тестом, украшать его. А как приятно будет подарить рождественские пряники, приготовленные собственноручно!
Цель: ознакомление детей с традицией изготовления пряников на Руси, их разнообразием.
Задачи:
— закреплять знания о процессе изготовления вырезных и вылепных пряников;
— закреплять практические умения и навыки работы с тестом: раскатывать, вырезать различные формы, лепить руками, украшать способом налепа;
— развивать творческие способности;
— воспитывать аккуратность.
Преварительная работа: чтение сказок «Тараканище» К.И. Чуковского, «Пряничный домик» Ш. Перро, американской сказки «Пряничный человечек», потешки «Кисонька-мурысонька», стихотворения «Пряничная сказка» И. Гуриной; просмотр мультфильма «Пряничные человечки», презентации «Пряник»; работа с соленым тестом; наблюдение за приготовлением теста для печенья и пряников; изготовление и выпечка печенья.
Словарная работа: пряник, печатный, вырезной, вылепной, городецкие, воронежские, вяземские, тульские пряники; пряности: гвоздика, корица, ваниль, имбирь.
Оборудование: тесто для пряников, картинки из литературных произведений о пряниках, доски, скалки, формы для вырезания из теста, пластмассовые ножики, тарелки с мукой, противень, костюм коробейника, музыкальное сопровождение.
* * *
Звучит песня «Пряники русские» (муз. В. Купревича, сл. М. Хотимского). Входит Коробейник (воспитатель).
Коробейник
Пряники печатные,
Тминные и мятные,
Плотные — медовые,
Пышные — подовые.
Красные, как кирпичи,
С пылу-жару, из печи.
В сахарной глазури —
Русские фигуры.
Пряники румяные,
Сладкие, духмяные,
Мягкие, сухарные —
На лотки базарные
Налетайте, покупайте,
Русским чаем запивайте.
— А денежки у вас есть?
Ну а если денег нет:
Ни бумажных, ни монет, —
Вот тогда варить пора
Вам обед из топора.
Ребята, пошутил я! Будут и вам пряники. Всему свое время. Короб мой не простой — волшебный. Угощение появится, лишь когда ответите на вопросы. Готовы попробовать?
Что такое пряник?
Дети. Это изделие из теста с добавлением меда и пряностей.
Коробейник. Для чего пекли первые пряники в давние времена?
Дети. Первые пряники изготавливали не для еды, а чтобы задобрить ими богов, в которых тогда верили люди: богов солнца, дождя, земли, реки.
Коробейник. Вот теперь, наверное, пряники появились! (Достает из короба муку. Удивляется.) Ой, это не пряники? (Кладет в кастрюлю.) Давайте еще попробуем! Какие бывают пряники?
Дети. Печатные, вырезные, вылепные.
Коробейник. В каких городах изготавливают пряники?
Дети. В Городце — городецкие, в Воронеже — воронежские, в Туле — тульские, в Вязьме — вяземские.
Коробейник достает из короба воду.
Коробейник. Опять не то! (Наливает в кастрюлю.)
А теперь поиграем в игру «Что лишнее?».
Дети рассматривают иллюстрации из литературных произведений и находят «лишнюю» картинку, аргументируя свой выбор.
Дети. На этой иллюстрации не изображен пряник. В этом произведении не говорится о прянике.
Коробейник достает из короба яйца и масло.
Коробейник. Что-то опять не получилось! (Кладет в кастрюлю.)
Давайте еще попробуем!
Назовите пословицы о хлебе, пряниках.
Дети называют известные им пословицы о хлебе и пряниках.
Молодцы, вот вам за это. (Вынимает соль, песок, розетки с ванилином, корицей, гвоздикой, имбирем, мятой.)
Опять не то! (Кладет в кастрюлю.) Какие продукты я положил в кастрюлю?
Дети отвечают.
А вы догадались, что получится, если смешать все продукты?
Дети отвечают.
Правильно, тесто для пряников.
Коробейник предлагает сказать волшебные слова, чтобы в кастрюле появились пряники.
Дети произносят, и помощник воспитателя достает кусочки теста.
Я думаю, что вам нужно самим сделать пряники. Мы будем пряничными гномиками. Я большой гном, а вы — маленькие! Надевайте фартуки, мойте руки и за дело.
Дети надевают фартуки, шапочки, моют руки и подходят к столам, где приготовлены доски, скалки, формочки, мука и разные формы для вырезания.
Дети вспоминают порядок работы с тестом.
Теперь подумайте, какой пряник вы будете делать, и за работу!
Звучит песенка «Пряничные гномики» (муз. А. Журбина, сл. М. Пляцковского).
В процессе работы воспитатель и его помощник помогают детям, поощряют. Готовые пряники дети выкладывают на противень.
Большой гном (Коробейник) хвалит детей за красивые пряники.
Молодцы, а знаете, почему ваши пряники такие красивые и, думаю, очень вкусные? Потому что вы их делали сами. Ведь когда трудишься с любовью, все получается красивым, вкусным!
Давайте вспомним пословицы о труде.
Дети называют пословицы.
А теперь отнесем пряники на кухню и поставим в печь. А когда испекутся, угостим всех.
Дети с воспитателем и его помощником уходят на кухню.