Боякова Е.В.,
канд. пед. наук, старший науч. сотрудник
Института художественного образования
Российской академии образования, Москва
Стандарты дошкольного образования, как и многие другие новшества, имеют свою историю. Потребность стандартизации была вызвана, во-первых, переходом от единственной программы к многопрограммности, во-вторых, расширением прав детских садов в организации образовательного процесса и, в-третьих, определением дошкольного образования как услуги установленного качества, под реализацию которой выделяются бюджетные ассигнования.
Государство всегда регламентировало образование через нормативные документы и деятельность контрольных ведомств. Причем это касалось всех учреждений: и казенных и частных. В статье коснемся только одной области дошкольного образования — музыкального воспитания. Однако даже в таком узком аспекте просматриваются глубинные государственные задачи в области воспитания подрастающего поколения и преемственность подходов к стандартизации содержания дошкольного образования.
В детских садах XIX в. музыкальное воспитание носило эпизодический характер. Воспитательницы пели с детьми песенки и играли в игры с пением, введенные в работу детских садов Ф. Фрёбелем. Не существовало достаточного количества специального детского репертуара и деления его по возрастным группам с учетом сложности. В трудах некоторых педагогов звучали призывы к использованию искусства в педагогической работе. Наиболее стройные мысли на этот счет были высказаны Е.Н. Водовозовой. В приложении к книге «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» (1871) ею приведен сборник детских песен, разучиваемых по слуху, и подвижных игр с народными мелодиями. Данные рекомендации еще не учитывали построения музыкального воспитания детей дошкольного возраста соответственно природе музыки как искусства и средства развития ребенка.
Полностью статью читайте в журнале «Управление ДОУ». 2014. №8.