Лыкова И.А.,
д-р пед. наук, профессор кафедры начального
и дошкольного образования Академии повышения
квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования, старший научный сотрудник
Института художественного образования
Российской академии образования, Москва
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» согласно ФГОС ДО определяет:
— задачи развития предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей — изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.
В современном эстетическом воспитании взаимодействие ребенка с культурой рассматривается как смысловое общение с опорой на художественный язык разных видов искусства. В основе передаваемого детям социокультурного опыта лежит художественный образ, который выступает центральным, связующим понятием в системе эстетической коммуникации. В процессе освоения социальных норм, правил культуры поведения и этикета, ситуации эмоционального комфорта ребенок приобретает систему духовных ценностей и социокультурных знаков, что позволяет ему регулировать свое поведение и деятельность, а также строить свои отношения с другими людьми в соответствии с этими нормами культуры.
Универсальная форма языка культуры — текст, который не сводится лишь к речевой или письменной форме фиксации высказываний. В современной культурологии текст — то, что специально (искусственно) создано человеком для коммуникации (предметы быта, художественные произведения, книги, танцы, костюмы, косметика и т.д.).
Полностью статью читайте в журнале «Управление ДОУ». 2014. №8.