Боякова Е.В.,
канд. пед. наук, старший научный сотрудник Института художественного
образования Российской академии образования, Москва
В день открытия Года культуры в России состоялось важное событие для развития художественного образования — Международный круглый стол «Проблемы и перспективы художественного образования в контексте современной культуры». Его организовали Институт художественного образования Российской академии образования, Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского Российской академии образования, Московский государственный университет культуры и искусств при консультативном содействии Бюро ЮНЕСКО в Москве по Азербайджану, Армении, Беларуси, Республике Молдова и Российской Федерации и при участии Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС).
На заседании Круглого стола обсуждались вопросы значения художественного образования и образования средствами искусства для развития творческого потенциала детей и молодежи, партнерства государств СНГ по проблемам сохранения культурного наследия, популяризации национальных научных исследований в области художественного образования, продвижения и трансляции передового опыта в международном масштабе.
В работе Круглого стола приняли участие ведущие эксперты стран СНГ, Европы и США в области художественного образования, представители Минкультуры и Минобразования России, деятели науки, культуры, искусства, педагоги всех уровней образования. Авторитетный состав участников заседания подтвердил важность обсуждаемого круга вопросов для обучения подрастающего поколения в дошкольных и общеобразовательных организациях, учреждениях дополнительного образования, подготовки кадров в области культуры и художественного образования.
В программе Круглого стола обсуждались проблемы современного состояния и перспектив развития художественного образования в странах СНГ, «План совместных действий» по развитию партнерского взаимодействия в области образования через искусство, презентовались издания, разработанные в рамках реализации пилотного проекта ЮНЕСКО и МФГС «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке» (2009—2014). Знаковым для российского образования стало официальное открытие двуязычного многоуровневого информационного ресурса «Обсерватория художественного образования государств-участников СНГ» (http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/index.php/ru/), обеспечивающего межкультурный и профессиональный диалог.
ЮНЕСКО имеет пять обсерваторий по художественному образованию: Мельбурнский университет (Австралия), Национальный институт образования (Сингапур), Гонконг Школа Творчества (ОАРГ, Китай), ALMOCA обсерватория по межкультурному творческому обучению (Казахстан), Обсерватория художественного образования государств-участников СНГ (Россия). Все они поддерживают политику ЮНЕСКО по пропаганде художественного образования и образования средствами искусства, занимаются сбором, анализом и распространением ресурсов в данной области.
Обсерваторию в России курирует, поддерживает и продвигает Институт художественного образования Российской академии образования, обеспечивая педагогической общественности и всем заинтересованным лицам доступ к материалам всемирных конференций ЮНЕСКО, международным документам, аналитическим и информационным материалам, новостям, публикациям, охватывающим все уровни образования и сферы искусств в СНГ. Актуальными для понимания культурных и образовательных процессов выступают публикации ЮНЕСКО аналитического доклада «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке» (2011), аналитического обзора «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке» (2012) и аналитической записки «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке (2009—2014)» (2013). В указанных изданиях представлены данные, в том числе по дошкольному образованию, что становится еще одним фактом всемирного признания важности этого уровня образования для обеспечения творческого развития детей.
Разделы информационного ресурса Обсерватории художественного образования государств — участников СНГ знакомят с программой ЮНЕСКО по художественному образованию и пилотным проектом ЮНЕСКО/МФГС, материалами Первой и Второй всемирных конференций, конвенций, документами СНГ, в том числе рекомендациями по законодательному обеспечению развития художественного образования в государствах — участниках СНГ.
Посетители могут ознакомиться с кафедрами и обсерваториями ЮНЕСКО, целями художественного образования, дорожной картой, материалами Международной недели художественного образования. В разделе «Образование через искусство» рассматриваются два основных подхода к художественному образованию. Подчеркивается, что они «могут применяться одновременно и не должны восприниматься как отличные друг от друга. Виды искусства могут (1) преподаваться как отдельные предметы в рамках изучения различных художественных дисциплин, развивая таким образом у учащихся творческие навыки, восприимчивость и понимание искусства, и (2) рассматриваться как один из методов преподавания и обучения, предусматривающий включение художественных и культурных аспектов во все предметы программы».
Подробно с программой Круглого стола, составом участников, текстами официальных приветствий и докладов, презентациями и видеотрансляцией можно ознакомиться на официальных сайтах организаторов (ИХО РАО, НПБ им. К.Д. Ушинского).
По итогам Круглого стола принята резолюция.