У нас в гостях
В год юбилея Великой Победы хотелось бы особо поклониться всем живущим ветеранам
Великой войны, почтить память погибших.
Поиск ветеранов среди дошкольных работников привел к неожиданному и радостному результату.
В детском саду № 1589 Москвы работает воспитателем
Зимина Ирина Яковлевна
Уважаемая Ирина Яковлевна, расскажите, пожалуйста, о себе.
Родилась в 1925 г. в многодетной семье (11 детей). От сердечного приступа в 1938 г. умер отец. Дети все еще учились: трое в школе, остальные сестры — в училище и институте. Брат служил в армии. Чтобы как-то выжить, помочь семье, старшим пришлось работать и учиться.
После седьмого класса школы я поступила в техникум, но учиться не пришлось — началась Великая Отечественная война.
Всех учащихся техникума направили на работу на текстильный комбинат. В Ярославле начались страшные бомбежки, почти ежедневно, пожары, город разрушался на глазах. После смены на комбинате по вечерам во время бомбежки мы сбрасывали «зажигалки» с крыш домов, помогали маскировать убежища и т.д. Началась эвакуация предприятий, заводов, в том числе и нашего комбината.
Всех нас перевели работать на военный завод в калибровочный цех. Работа была ручная, делали винтовую нарезку на снарядах, затем меня поставили к станку. Работа тяжелая, в две смены — с 7 утра до 7 вечера. Производство не прекращалось и в выходные и во время бомбежки.
Когда в конце 1941 г. военный завод эвакуировали, я устроилась работать в детский сад. Так как в городе оставаться было очень опасно, решили вывезти детей в лес. Везли детей на грузовых машинах по еще не до конца установившемуся льду, через Волгу, ведь к этому времени мосты через реку уже были взорваны, а единственный уцелевший железнодорожный мост постоянно бомбили. Стоял декабрь, морозы, холод. Приехали, остановились в маленькой деревне из пяти домов.
Кругом леса, рядом речка, где можно брать воду. В лесу заготовляли дрова. Все делали сами. Когда наша армия перешла в наступление и погнала немцев, уже весной мы вернулись в Ярославль. Все дети были живы и здоровы. Так начался мой педагогический путь.
Старшую сестру по окончании института направили на работу в г. Читу, и в 1944 г. мама отправила меня к ней, чтобы я закончила школу. Дорога предстояла долгая (11 дней), поэтому мама на последние деньги купила мне буханку хлеба и немного картошки. В Чите я закончила школу и одновременно работала в детском саду. По окончании 10-го класса возвратилась в Ярославль, где продолжала работу в детском саду. Вышла замуж, муж — фронтовик, после учебы его направили на службу в Москву в парадные войска. Я устроилась на работу в детский сад завода «Серп и молот». В 1967 г. мужа направили в командировку в Германию, где мы пробыли до 1973 г., и там я тоже работала в детском саду. Все последующие годы моей жизни связаны с дошкольным воспитанием. Последние 11 лет я занимаюсь воспитанием в детском саду общеразвивающего вида № 1589. Признаюсь вам честно, не раз думала о выходе на пенсию, но как только остаюсь дома, сразу как будто чего-то не хватает, ведь мой педагогический стаж составляет уже 68 лет.
Дети дают мне силы и желание работать дальше.
Вы наблюдали работу детского сада очень длительное время. Чем отличается современный детский сад от сада 60—80-х гг.? Что было жаль оставлять в прошлом, а с чем расстались легко?
Современный детский сад — очень насыщенная среда, большое разнообразие всевозможных специалистов, работающих с детьми. Раньше вся ответственность за развитие и воспитание ребенка ложилась на воспитателя, объем выполняемой работы был значительно больше. Жалеть я ни о чем не жалею; все изменения, происходящие в дошкольном образовании, — это веление времени. Меняется время, меняемся и мы и вся система образования.
Что из наследия прошлых лет можно рекомендовать дошкольным работникам?
Все новое — хорошо забытое старое, поэтому я рекомендую иногда перечитывать работы великих педагогов прошлого. Особенно все, что связано с игрой детей дошкольного возраста. Современные дети очень мало играют, а это основа их будущего.
Каковы, на Ваш взгляд, главные проблемы воспитателей в современном детском саду?
На мой взгляд, есть несколько проблем:
— качество средне-специального образования снизилось, молодые специалисты не обладают многими навыками и не имеют достаточных практических знаний;
— многие воспитатели приходят в детский сад не по призванию, а по нужде, и от этого у них соответствующее отношение к работе, им присущи безынициативность и инертность.
Несомненно, что огромный жизненный путь, уникальный опыт педагогической деятельности приводит к тому, что человечество называет мудростью. Какими мудрыми мыслями, рассуждениями о сегодняшнем положении дошкольного воспитания в нашей стране, да и вообще о жизни Вы могли бы поделиться с нами?
Что, по Вашему мнению, недопустимо в процессе работы с детьми? А что наиболее важно?
В работе с детьми не должно быть грубости, резкости, неуважительного отношения к личности ребенка.
Основная задача воспитателя — научить ребенка познавать окружающий мир разными способами. Создать атмосферу радостного и комфортного проживания периода дошкольного детства. Уже с дошкольного возраста необходимо приобщать ребенка к традициям, обычаям родной страны, формировать патриотические чувства и нравственные качества.
В настоящее время очень актуально и важно научить детей трудиться и сформировать культуру труда: планирование, самоконтроль в процессе выполнения работы, желание достичь качественных результатов, способность к преодолению трудностей.
Работа воспитателя предполагает взаимодействие с родителями и администрацией детского сада. Каковы специфические особенности по этим направлениям в Вашем детском саду?
Задача воспитателя в работе с родителями — установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы детей.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В нашем детском саду создана атмосфера доверия и доброжелательности как по отношению педагогов к родителям, педагогов к детям, так и администрации к педагогам и родителям. Этому способствуют стиль руководства заведующего, сложившаяся корпоративная культура учреждения. Родители в педагогический процесс вовлекаются постепенно, так как в нашем детском саду они приходят в консультативный пункт, где получают советы и рекомендации специалистов, когда ребенку уже исполнился год. В детском саду функционирует родительский клуб, объединяющий родителей по интересам.
Какие бы советы Вы дали нынешнему поколению воспитателей?
Работа воспитателя — тяжелый труд и к нему нельзя относиться формально, спустя рукава, как бы трудно ни было и какую бы зарплату нам ни платили. Это работа, в которую надо вкладывать душу и любовь, ведь мы в ответе за будущие поколения.
Что Вы пожелаете нашим журналам и их подписчикам?
Чтобы в Год учителя повысилась значимость дошкольного образования в глазах родителей и государственных деятелей, чтобы профессия педагога-«дошкольника» стала одной из наиболее престижных и модных.
В заключение хотим пожелать Вам долголетия и здоровья, высокой работоспособности, счастья, радости и поздравить с наступающим праздником — Днем Победы!