У нас в гостях
Заведующий кафедрой педагогики и методики
дошкольного образования ГАОУ ВПО города Москвы
Московский институт открытого образования,
кандидат педагогических наук, доцент
ОЛЬГА ВИКТОРОВНА МЕЛЬНИКОВА
Уважаемая Ольга Викторовна, расскажите о себе и сфере своих научных интересов.
Мой приход в педагогику не случаен: я родилась в г. Ульяновске в семье учителей. Там прошли годы учебы в школе, педагогическом училище, институте, работа в детском саду воспитателем и педагогом дополнительного образования. Затем работа на кафедре дошкольной педагогики в Ульяновском государственном педагогическом институте и учеба в аспирантуре. Диссертацию защищала уже в Москве в МПГУ. Тема моей работы была связана с развитием изобразительного творчества старших дошкольников. По сей день эта проблема меня очень интересует и как доцент кафедры МИОО с 2002 г. я веду занятия по образовательной области «Художественное творчество» со студентами факультета профессиональной переподготовки кадров и провожу лекционные и семинарские занятия на курсах повышения квалификации для разных категорий работников дошкольных образовательных учреждений Москвы.
Расскажите немного об истории кафедры.
В 1926 г. был создан Городской методический кабинет по дошкольному воспитанию при отделе народного образования города Москвы. Работу кабинета со дня его основания в отдельные годы возглавляли Л.И. Иоффе, Е.И. Радина, О.А. Фролова, Л.Н. Кондрашева, Л.Ф. Островская, В.М. Изгаршева.
Московский методический кабинет вошел в состав Московского государственного института усовершенствования учителей (МГИУУ) в 1988 г. В этот период руководителями кабинета были Е.П. Арнаутова, а затем К.Ю. Белая. В 1990 г. МГИУУ реорганизовали в Московский институт повышения квалификации работников образования (МИПКРО), где основным направлением деятельности учебно-методической лаборатории дошкольного образования считалось повышение квалификации дошкольных работников.
В 2001 г. произошли реорганизация МИПКРО в МИОО и объединение лаборатории и кафедры. Создана кафедра педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования. Сегодня это — учебное и научно-методическое структурное подразделение МИОО, действующее на основе принятых в Российской Федерации Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, Устава МИОО, других нормативных документов по высшей школе. В 2007 г. я стала заведующим кафедрой, в состав которой входят 23 сотрудника: 3 профессора, 7 кандидатов наук, 8 методистов, 4 преподавателя, документовед. Коллектив у нас дружный, есть свои ветераны, которые до сих пор «в строю» и являются наставниками для начинающих методистов и преподавателей.
Какие новые проекты реализует возглавляемая Вами кафедра?
Сотрудники нашей кафедры в своей работе руководствуются основными направлениями, заявленными в Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012—2016), — «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)».
Приоритеты политики Правительства города Москвы в сфере дошкольного образования:
— обеспечение доступности дошкольного образования для населения;
— создание условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста;
— повышение качества дошкольного образования для обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе;
— сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физической культуры;
— развитие инклюзивного дошкольного образования;
— организация психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития.
В подпрограмму «Дошкольное образование» входит мероприятие «Использование ресурсов социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей», включающее в том числе поддержку новых образовательных проектов: «Классическая музыка в детском саду», «Дети в музее», «Детский сад и спорт». Наша кафедра активно сотрудничает с методическими службами окружных управлений образованием по подготовке и реализации этих мероприятий в детских садах города.
Каждое ДОУ оценивает свои ресурсы с точки зрения возможности реализации проектов (взаимодействие с родителями, имеющими творческие профессии, учреждениями культуры, спорта), составляет перспективный план по реализации проектов, размещает отчетные материалы в информационном пространстве на своем сайте.
Итоги реализации проектов, наиболее интересные материалы ДОУ будут размещены на сайте Ассоциации педагогов дошкольного образования в июне 2012 г.
Следующее важное направление в нашей работе — развитие кадрового потенциала дошкольного образования: подготовка педагогических кадров для ДОУ с учетом ФГТ. В этом учебном году кафедрой пересмотрены все учебные программы курсов повышения квалификации (на 36, 72, 144 ч), а также в трех округах (ЦАО, Зеленограде, ВАО) реализуется модуль для старших воспитателей по теме «Организация методической работы в условиях перехода к ФГТ: современные подходы к планированию и контролю в ДОУ».
Особо хочется отметить реализацию программ повышения квалификации специалистов системы дошкольного образования, включая персонал семейных детских садов: в ДОУ города апробируется и дорабатывается программа «Семь-я».
Разработаны и реализуются 10 проектов для семейных детских садов:
— «Знаем, помним, чтим» (посвящены 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне), «Родословная моей семьи», «Я горжусь своей семьей», «Международный день семьи», «Семейный театр», «Круг семейного чтения», «Азбука здоровья», «Конструируем всей семьей», «Кодекс семейной безопасности» и «Походы и экскурсии всей семьей».
С ноября 2011 г. работает городской педагогический абонемент для воспитателей семейных детских садов, в который включены педагогические мастерские, семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы.
Опыт работы Москвы в этом направлении транслировался в ноябре 2011 г. на вебсеминаре профессором нашей кафедры на 46 территориях России.
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них культуры здорового образа жизни — не новое направление в работе, но актуальное как никогда сегодня. Ведь по данным 2011 г. около 45% дошкольников имеют различные нарушения психофизического, интеллектуального, речевого или сенсорного развития.
С целью реализации задач этого мероприятия в текущем учебном году в план кафедры были внесены актуальные формы работы с методистами ОМЦ:
— эстафета от округа к округу «Роль методической службы в трансляции экспериментальной работы по проблеме ”Здоровье и физическая культура”». Как итог планируется разработка на основе полученных новых форм работы по оздоровлению детей в каждом ДОУ собственной системы физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом уровня здоровья, условий, кадрового потенциала;
— серия практических консультаций по темам: «Организация работы по физической культуре с детьми, имеющими повышенную мотивацию к двигательной деятельности», «Использование инновационных технологий формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни» и др.;
— мастер-классы для воспитателей по физической культуре (по заявкам округов — проведены в ЮЗАО, САО, Зеленограде, идет подготовка в СЗАО).
В настоящее время в издательстве «ТЦ Сфера» готовится к переизданию программно-методическое пособие «Расту здоровым», в содержание которого будут внесены современные рекомендательные материалы, комплексно-тематическое и интегрированное планирование для всех возрастных групп детского сада.
В связи с разработкой специалистами Института гигиены детей и подростков методических рекомендаций к мониторингу физического здоровья на базе МИОО в текущем учебном году планируется обучение данной технологии медицинских работников и воспитателей по физической культуре каждого ДОУ города.
Кафедрой разработаны методические рекомендации к организации гибкого режима в ДОУ, проведению прогулки, утренней гимнастики, занятий в бассейне, недели зимних игр и забав, летней оздоровительной работы.
Ежемесячно (в течение длительного времени) на сайте института размещаются материалы из опыта работы ДОУ по заданной проблеме: методические рекомендации по обучению детей ходьбе на лыжах, организации туризма в условиях детского сада, обучение детей владению скакалкой, мячом, элементами художественной гимнастики и др.
Чего ждут современные педагоги от системы повышения квалификации? Какие современные программы и проекты кафедра предлагает для руководителей?
Современный руководитель ДОУ — не только специалист-дошкольник, это и менеджер, и человек, разбирающийся в юридических и экономических вопросах. Поэтому в программах курсов повышения квалификации заведующих ДОУ появились такие темы, как «Экономика образовательных учреждений», «Новые формы бюджетного обеспечения образовательных учреждений», «Коллегиальные органы управления ДОУ, локальные акты», «Финансово-хозяйственная деятельность руководителя ДОУ: практический опыт» и др.
Расскажите об участии кафедры в подготовке и проведении московских профессиональных конкурсов.
Конкурсное движение в системе столичного дошкольного образования — особая тема для разговора. Это такие конкурсы, как «Воспитатель года», «Детский сад года», «Малыши столицы». У них есть свои традиции, и каждый год в них появляется что-то новое. Так, городской этап конкурса «Детский сад года — 2011» состоял из трех туров: первый — экспертиза сайтов государственных дошкольных образовательных учреждений — участников городского этапа конкурса. Во втором туре конкурса осуществлялась выездная экспертиза деятельности государственного дошкольного образовательного учреждения. Третий тур включал представление видеоролика о работе государственного дошкольного образовательного учреждения по теме «Растим гражданина России».
В конкурсе «Воспитатель года», проводившемся на протяжении 11 лет в рамках конкурса «Московские мастера», также произошли существенные изменения. Следует отметить, что конкурс проводится в рамках Московского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания с целью привлечения внимания широкой общественности и СМИ к проблемам развития дошкольного образования в современных условиях комплексной модернизации системы образования Москвы, формирования позитивного общественного мнения о профессии педагога ДОУ и утверждения приоритетов дошкольного образования в обществе. Первый этап конкурса проводился в информационном пространстве Департамента образования города Москвы. В нем принял участие 461 воспитатель детского сада.
Педагоги подготовили видеофильмы, отражающие многогранность деятельности воспитателя для профессиональной и общественной экспертизы. Затем проходило голосование членов профессионального сообщества «Ассоциация педагогов дошкольного образования» и родительской общественности на сайте Департамента образования города Москвы.
На второй этап конкурса вышли 25 воспитателей: педагоги, набравшие больший рейтинг на первом этапе конкурса, и победители окружных этапов. Впереди — мастер-классы.
Как происходит переход к новым федеральным требованиям в детских садах Москвы?
С целью внедрения основных направлений ФГТ специалистами нашей кафедры совместно с методистами ОМЦ и педагогами ДОУ были разработаны методические рекомендации для руководителей и методической службы ДОУ к изменению структуры образовательной программы.
В настоящее время во всех ДОУ Москвы разработана образовательная программа, содержание которой определяет структуру педагогического процесса в соответствии с принципами ФГТ. Однако, как показывает практика, содержание образовательных программ во многих ДОУ еще требует доработки. И эта задача стоит перед городской методической службой.
Каким Вы видите детский сад будущего?
Мне сегодня хочется рассказать, что об этом думают педагоги московских детских садов — участники одного из конкурсов «Детский сад года».
Это может быть детский сад, в котором открыта «Группа толерантности». Основная цель — повернуть общество лицом к проблемам детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот. В этой группе находятся дети из детского дома и из благополучных семей, имеющих крепкие межпоколенные связи и семейные традиции, в возрасте от 4 до 7 лет. На выходные, праздничные дни и каникулы родители могут брать к себе в семью детей-сирот, чтобы они могли почувствовать тепло домашнего очага, окунуться в атмосферу семейных отношений, понять свою значимость для других людей.
В детском саду может быть организована физкультурно-оздоровительная группа «Старт» со спортивной направленностью, созданная на базе детского сада, территориально расположенного вблизи от спортивного клуба, общества. Цель функционирования такой группы — создание условий для реализации спортивных способностей ребенка и подготовка олимпийского резерва.
«Группы выходного дня» — еще одно предложение педагогов-дошкольников. Цель создания такой группы в детском саду — оказание помощи семье в организации досуга — содержательной эмоционально-комфортной совместной деятельности детей и родителей, а также усиление связей между ДОУ и семьей. Одно из главных условий организации такой группы — обязательное присутствие родителей вместе с детьми. В направления ее работы включаются экскурсии (музеи, исторические места города, выезды на природу), театрально-концертные программы, спортивные мероприятия, совместная трудовая деятельность ( «Мамина школа», «Умелые руки» и др.).
Это только некоторые размышления московских педагогов о детском саде будущего. А если говорить о современном столичном ДОУ, можно с уверенностью сказать, что это открытая образовательная система, находящаяся в состоянии непрерывного обновления. И я горжусь тем, что имею отношение к большой и дружной семье педагогов-дошкольников.
Беседовала Е.В. Боякова