У нас в гостях
Доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой эстетического воспитания
детей дошкольного возраста ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Москва
Ольга Петровна Радынова
Уважаемая Ольга Петровна, Вам посчастливилось работать с основателями системы эстетического воспитания дошкольников. Расскажите, пожалуйста, где Вы учились, что Вас связывало с Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, В.Н. Шацкой? Как работалось с этими великими людьми?
По окончании фортепианного факультета Государственного Музыкально-педагогического института им. Гнесиных в 1971 г. я пришла работать в МГПИ им. В.И. Ленина — ныне Московский педагогический государственный университет на факультет дошкольной педагогики и психологии, называвшийся тогда факультетом дошкольного воспитания, преподавать фортепиано будущим педагогам — музыкальным руководителям детских садов. Мне выпало счастье учиться у замечательного музыканта Евгения Яковлевича Либермана — ученика знаменитого российского пианиста и педагога Генриха Густавовича Нейгауза.
Евгений Яковлевич брал некоторых своих учеников на гастроли в другие города, мы много играли (в моем дипломе, помимо записей «педагог», «ансамблист», есть квалификация «солист»). Учась у такого тонкого и умного наставника, раскрывавшего все секреты и тайны исполнительского мастерства, работы над техникой своим ученикам «из рук в руки», мы — выпускники его класса — горячо брались за свое дело, чтобы передать все, что мы умели, своим ученикам. Педагогика очень меня увлекала, хотелось поскорее применить знания на практике.
На факультете дошкольного воспитания МГПИ существовали музыкальные традиции. В 1924 г. Николаем Афанасьевичем Метловым — видным музыкальным деятелем, композитором и педагогом — была организована музыкальная подготовка студентов, поначалу в условиях факультатива. Когда я пришла на факультет, музыкальной подготовкой студентов заведовала Александра Владимировна Кенеман — замечательный музыкант, человек высочайшей культуры, пианистка, окончившая Московскую консерваторию у своего будущего супруга, известного композитора, дирижера, пианиста — Федора Федоровича Кенемана, который был концертмейстером знаменитого русского певца Федора Ивановича Шаляпина.
Александра Владимировна была знакома со многими интересными музыкантами, композиторами, Шаляпиным и его семьей. При первой встрече с этой женщиной поражала ее интеллигентность, культура, эрудиция, какие-то необычные деликатные манеры, даже ее внешний вид подчеркивал тонкость и одухотворенность ее натуры и «требовал» проявления в ответ деликатности, уважительного, вежливого тона в общении с ней. Сама она никогда не обращалась, даже к молодым ее коллегам и сотрудникам, по имени, а только по имени-отчеству. Какие-либо проявления покровительственного тона или, наоборот, панибратства были абсолютно исключены. Этот тон вежливого общения передавался и студентам, очень уважавшим ее.
Александра Владимировна относилась к педагогам с большим вниманием. Придя на работу, она обходила все классы, где вели занятия музыканты, здоровалась с каждым, интересовалась делами.
На факультет она приглашала работать интереснейших людей. Достаточно сказать, что дисциплину «Музыкальная эстетика» вела знаменитая, замечательная пианистка, просветитель, стоявшая у истоков создания методики музыкального воспитания детей в России, академик АПН СССР Валентина Николаевна Шацкая. Александра Владимировна поручила мне помогать ей «добираться» в институт на занятия, так как Валентина Николаевна жила далеко, а возраст ее был весьма почтенный — 90 лет.
При первой моей встрече у нее дома Валентина Николаевна пригласила меня к роялю и попросила поиграть. По окончании института репертуар был большой, я играла ей довольно долго, около часа. Она внимательно слушала, сказала какие-то приятные мне слова. Валентина Николаевна Шацкая, несмотря на ее заслуги, знаменитость, была очень проста в общении, обладала чувством юмора, делилась проблемами. В ее дом приходили аспиранты, которым она помогала в работе над диссертациями. С ними она общалась очень просто.
На нашем факультете она читала лекции, которые были фактически «беседами за роялем». В свои годы эта удивительная пианистка играла сложнейшие фортепианные произведения — «Аппассионату» Л. Бетховена, виртуозные этюды Ф. Листа, произведения Ф. Шопена и И. Брамса и очень интересно поясняла их, рассказывала студентам об этой прекрасной, вечной музыке, обучала слушать и слышать ее. Репертуар у нее был поистине огромен. Близкое общение с таким музыкантом давало студентам потрясающие впечатления, формировало их культуру, воспитывало вкус и интерес к настоящему искусству, было незабываемым.
Александра Владимировна Кенеман сумела пригласить на работу и Наталью Алексеевну Ветлугину, заведовавшую лабораторией эстетического воспитания дошкольников в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Крупный ученый с мировым именем, доктор педагогических наук, профессор, создатель системы музыкально-эстетического воспитания детей в нашей стране Наталья Алексеевна Ветлугина вместе со своими сотрудниками — Ириной Леонидовной Дзержинской, Людмилой Николаевной Комиссаровой — вела для студентов спецкурс и спецсеминар «Актуальные проблемы музыкального воспитания детей». Она рассказывала о своих исследованиях, работах своих аспирантов.
Результаты этих исследований были продемонстрированы на практике в экспериментальном детском саду, где работала талантливый музыкальный руководитель Лилия Аркадьевна Волкова. Такой новаторский опыт — соединение теории и практики — обогащал представления студентов о сути научной работы, возможностях музыкально-эстетического развития детей, демонстрировавших яркие проявления творческих способностей.
Тот факт, что на факультете дошкольного воспитания МГПИ работали такие выдающиеся музыканты, великие люди, был, конечно, данью их уважения к Александре Владимировне Кенеман.
Александра Владимировна старалась привлечь меня к своему любимому делу — музыкальному воспитанию детей. Она приглашала меня на практику студентов в педучилища и детские сады. Однажды она познакомила меня с детским композитором — Татьяной Павловной Ломовой, пригласив в ее детский сад. Я была удивлена, что композитор одновременно является и педагогом, работающим с детьми. Такое высокое образование позволяло Татьяне Павловне «справляться» с нечисто интонирующими в пении детьми путем перенесения всей фактуры (транспонирования песни в удобный ребенку диапазон). Она подзывала к себе ребенка и подстраивала фактуру песни к его голосу. И чудо! Ребенок начинал улавливать и петь мелодию правильно. Это произвело на меня сильное впечатление. Я поняла, что если с такими маленькими детьми работают настоящие музыканты, то дети развиваются в их руках совсем по-другому. Они замечательно слушали музыку, выразительно двигались, были увлечены.
Вспоминается, что у Александры Владимировны имелась красная папка с учебными планами, программами читаемых курсов, списками студентов по курсам и классам преподавателей. Вскоре после моего прихода на факультет она увидела во мне свою преемницу. Александра Владимировна стала говорить обо мне как о своей заместительнице. На конференции в г. Клайпеде она делала доклад о музыкальной специализации на нашем факультете и сказала: «Вон там, в последнем ряду, в красной кофточке, сидит моя заместительница — Ольга Петровна Радынова».
Но я не имела никакого опыта, была не готова отвечать за все музыкальные дела на факультете. Такая перспектива вызывала страх и явно не привлекала меня. Несколько раз Александра Владимировна предлагала мне взять папку с делами музыкальных факультативов, но я всячески уходила от этого. Но вот настало время, когда она собралась уйти на пенсию, и папка оказалась в моих руках, что было очень ответственно. К этому времени уже открылась музыкальная специализация на факультете.
Я приходила к ней домой и рассказывала о наших общих делах и интересах — о новых преподавателях, трудностях и успехах. Александра Владимировна была очень гостеприимной, всегда готовила угощение, которое подавала на очень красивой старинной посуде. Над столом висел большой старинный абажур, создававший уют. Она интересовалась всем, что происходило на факультете без нее, в подробностях, давала советы, поддерживала.
Александра Владимировна подарила мне уникальную библиотеку детских нот (как бы предвидя, что я буду работать с детьми в детском саду, а не только со студентами), а также некоторые ноты, принадлежавшие ее мужу, говоря, что хочет, чтобы они оказались у пианиста. Она относилась ко мне с теплом и уважением, что накладывало на меня огромную ответственность за то дело, которому она отдала многие годы своей жизни.
Музыкальные факультативы при Александре Владимировне превратились в музыкальную специализацию. Были разработаны учебные планы, программы. Студенты изучали комплекс музыкальных дисциплин, сдавали зачеты и экзамены и получали запись в диплом и удостоверение о том, что, обучаясь на факультете, они успешно освоили дополнительную программу и могут работать музыкальными руководителями в детских садах. Открыть музыкальную специализацию на дошкольном факультете помогла заведующий кафедрой дошкольной педагогики Вера Иосифовна Ядэшко — специалист по развитию речи детей — человек, ценивший искусство, любивший музыку и глубоко понимавший ее незаменимую роль в развитии ребенка.
На факультете дошкольной педагогики и психологии с 1989 г. существует уникальное направление подготовки специалистов с двумя профилями: дошкольное воспитание и музыка. Одним словом, вы единственные в стране готовите музыкальных руководителей детских садов с высшим образованием. Как возникла идея, как удалось открыть, кто помогал?
Позже, уже после смерти Александры Владимировны Кенеман, с помощью ученицы Веры Иосифовны Ядэшко, декана факультета дошкольной педагогики и психологии Людмилы Васильевны Поздняк было открыто музыкальное отделение, где и поныне осуществляется подготовка специалистов одновременно по двум профилям: «Дошкольное образование» и «Музыка» (сейчас это одновременно два профиля бакалавриата). Людмила Васильевна Поздняк — увлеченный, умный, преданный своему делу педагог и ученый, безвременно ушедший от нас, — была талантливым руководителем, много сделавшим для развития разных направлений подготовки кадров для дошкольного образования на нашем факультете, в том числе музыкальных руководителей. Она имела очень высокий авторитет, как среди преподавателей факультета, так и в ректорате, и в Министерстве образования, и отстаивала прогрессивные идеи совершенствования профессиональной подготовки специалистов в вузе, возможные пути их реализации на практике.
Именно с помощью Людмилы Васильевны было открыто музыкальное отделение — подготовка специалистов дошкольного образования с дополнительной специальностью «Музыкальное образование». Она много сделала и для оборудования факультета необходимыми инструментами. Незадолго до ее болезни и ухода из жизни был куплен новый рояль для музыкального отделения. Когда я подошла к ней, чтобы поблагодарить за помощь, она мне сказала: «Играйте…...».
Сейчас факультетом руководит Людмила Михайловна Волобуева, чуткий и открытый человек, помогающий музыкальному отделению переживать все реформы и работать для будущего музыкального воспитания.
Кафедра, которую Вы возглавляете, славится своими специалистами и удивительной атмосферой. Расскажите немного о сотрудниках и общих для всех направлениях научной работы.
На кафедре работают единомышленники, специалисты высокой квалификации. Мы все объединены общим любимым делом, увлечены своей работой. Студенты чувствуют это и относятся к нам с симпатией и дружелюбием. Тема научной работы кафедры — «Культурологические аспекты дошкольного музыкального образования». Среди преподавателей талантливые музыканты и художники. Занятия ритмикой ведет сильнейший ритмист, бывшая выпускница нашего факультета Татьяна Федоровна Коренева; занятия по хореографии — настоящая балерина, танцевавшая в театре оперы и балета, — Неля Александровна Кузнецова; занятия в фольклорном ансамбле — Елена Васильевна Никольская, влюбленная в свою профессию и увлекающая студентов. Нина Евгеньевна Мальская — тонкий и глубокий педагог фортепиано — помогает мне в управлении музыкальным отделением, проводит зачеты и экзамены, безотказно делает все «бумажные» дела. Среди художников — Виолетта Вячеславовна Богданова (защитившая диссертацию «Развитие цветомузыкального восприятия детей»), Татьяна Анатольевна Буянова (ее диссертация посвящена эмоциональному развитию детей средствами изобразительного искусства), Римма Григорьевна Казакова, Елена Руфовна Фадеева и многие другие талантливые, чуткие и преданные своему делу преподаватели.
Кто приходит учиться, каков, на Ваш взгляд, современный студент? Что для Вас важно в работе со студентами, аспирантами?
Студенты всегда разные. Кто-то приходит учиться и старается взять все, что мы можем ему дать, а кто-то учится так себе. Жаль, что они не будут «додавать» детям того, что мы от них ждем, но большинство все-таки оправдывают наши надежды, становятся настоящими специалистами. Для меня лично важно именно то, насколько студент старается овладеть профессией, независимо от его первоначальных умений. Часто слабые опережают сильных, если трудятся.
Аспиранты же должны проявлять самостоятельность в поиске литературы, учиться добиваться успеха (конечно, их надо учить выражать свои мысли, обобщать чужие, помогать формулировать идеи). Многие за время учебы в аспирантуре овладевают умением писать, но этому их надо учить. Особенно ценю, если диссертант пишет работу не для карьеры, а из-за любви к профессии, желания узнать о ней глубже, попробовать свои творческие силы. Такие люди остаются со мной надолго. Другие благополучно «отбывают». Бывает обидно, что не распознала карьериста.
Как родилась идея создания программы «Музыкальные шедевры»?
Мне очень повезло, что Наталья Алексеевна Ветлугина согласилась быть моим научным руководителем по кандидатской диссертации, когда я училась в аспирантуре. Это была настоящая школа, которая мне помогла в работе с моими собственными аспирантами. Она была очень требовательным и внимательным учителем. Наталья Алексеевна старалась развить в своих учениках их сильные стороны. Мне как пианистке она дала тему по фортепианной педагогике — подготовке студентов к работе с детьми, но одновременно связанную с развитием музыкального восприятия с помощью поиска доступных детям вариантов исполнительской и словесной интерпретации музыки.
Для разработки такой темы Наталья Алексеевна предложила мне пойти работать в детский сад, чтобы понять, «для кого и как я должна готовить своих студентов». Я несказанно благодарна своему учителю — мудрому и очень дальновидному ученому. Работа с детьми изменила мою жизнь. Я была вовлечена в интереснейшую область дошкольной музыкальной педагогики — поиск путей, как сделать настоящую, классическую музыку доступной детям и любимой. Так начала рождаться моя программа «Музыкальные шедевры». Я записывала высказывания детей о музыке, произведения, полюбившиеся им.
Моя экспериментальная работа была связана с развитием речи детей. Я интересовалась тем, какие чувства они могут воспринять в музыке в определенном возрасте и, следовательно, различить их и назвать. для этого необходимо развитие «словаря эмоций». Пришлось изучать литературу, много читать и пробовать искать самостоятельно эффективные приемы. Не зная детей, мне пришлось очень трудно. К каждому занятию много готовилась. Я обращалась к детям по-взрослому: «Сейчас я сыграю вам фрагменты из сонат Людвига Ван Бетховена». На следующем занятии я услышала: «А сыграйте нам фрагменты». Эти просьбы повторялись постоянно. Так я поняла, что дети могут и хотят слушать настоящую музыку, если им ее играть увлеченно, ярко и «заражать» их своим отношением к ней — увлекать в мир красоты образным словом, мимикой, интонациями голоса. Я поняла, что им надо накопить опыт восприятия, осознавать свои впечатления, научиться выражать их в привлекательных действиях, чтобы у них появились любимые произведения из сокровищницы музыкальной культуры.
Постепенно стали появляться пособия к программе, но сама программа пока отсутствовала. Однажды моя студентка, а впоследствии аспирантка, принесла напечатанный ею список произведений из моего пособия, протянула его мне и сказала: «Ольга Петровна, вот Вам Ваша программа!» (По-видимому, она переживала, что появлялись уже другие программы, а моей все нет.) Такая наивность и преданность моей ученицы очень тронули меня.
Потом программа действительно была создана (принципы, методы, содержание, концепция). Она стала апробироваться в детских садах Москвы и г. Тольятти, где ежегодно (два раза в год) проводились семинары по овладению педагогами программой, обмену опытом. Так родилась программа «Музыкальные шедевры», которая в 1998 г. первый раз получила гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации».
Какие актуальные проблемы стоят перед музыкальным воспитанием дошкольников?
В настоящее время много пессимизма в профессии в результате неудачных реформ в образовании. Кажется, что чиновники настолько «не в курсе» настоящих проблем, что не в состоянии сделать ничего для прогресса в образовании. Например, идея нового проекта «Классическая музыка в детском саду»...… Программа «Музыкальные шедевры» дважды была грифована в министерстве, получила широкое распространение, но проект выдается за новую идею…...
Ну, пусть так. Дети будут слушать настоящую музыку — это замечательно! Ведь в последнее время многие детские сады стали работать на показ «шоу» для родителей силами их детей. Многие заведующие требуют от музыкальных руководителей «музыку повеселее», эстраду вместо классики. Если не изменить ситуацию, тогда это — тупик.
Одна надежда, что культура в нашей стране — это традиция, что творческих, талантливых людей нам не занимать!
Беседовала Е.В. Боякова