У нас в гостях
доктор философии, руководитель образовательных
проектов Национальной галереи современного
искусства, куратор аспирантуры в отделении
психологии развития и социализации Римского
университета Ла Сапиенца, Рим, Италия*
Мартина де Лука
Уважаемая синьора де Лука, спасибо за согласие дать интервью нашему журналу. Расскажите немного о музее, в котором Вы работаете.
Я работаю в Национальной галерее современного искусства в Риме, это один из крупнейших и важнейших музеев Италии. В нашей экспозиции представлены произведения искусства XVIII—XXI вв. В музее есть отдел образовательных проектов, реализующий как краткосрочные и разовые, так и долгосрочные программы эстетического воспитания. У нас разработаны проекты для образовательных учреждений, семей и посетителей с ОВЗ.
В связи с особенностями законодательства Италии в галерее работает также частная компания, которая официально занимается экскурсионной деятельностью в музее и проводит экскурсии для школьных групп и обычных посетителей.
Над образовательными проектами работают специалисты очень разноплановые, и я считаю, это замечательно. На мой взгляд, идеальная команда для педагогической работы в музее — трио: искусствовед, педагог и художник. У нас в отделе нет сотрудников в прямом смысле слова. Просто работники других отделов участвуют в образовательной деятельности музея, и даже наши замечательные, образованные и талантливые смотрительницы залов помогают мне в работе с детьми, семьями, посетителями с ОВЗ. Еще мы привлекаем людей со стороны — историков искусства, художников. Дело в том, что в Италии по закону музей вынужден — хотя и не хочет — передавать всю образовательную деятельность коммерческой организации. Но несмотря на это для нас музейная педагогика очень важна, поэтому мы продолжаем образовательную деятельность, но официально в отделе образовательных проектов никто из наших специалистов не значится — это сотрудники других подразделений.
В России музейные образовательные программы для детей дошкольного возраста и младшей школы в основном ориентированы на группы детей с родителями. Но есть интересный опыт и для детей, приходящих с педагогами на занятия в музее. На кого ориентированы детские программы в Национальной галерее?
Наш музей работает как с детьми, так и со взрослыми, сотрудники специализируются на разных группах посетителей. Мы делаем воркшопы** и для семейных групп, и для школ.
Создавая программы для образовательных учреждений, мы, конечно, сначала согласуем их с администрацией, но в целом стараемся создать душевные дружеские отношения с педагогами. Учитель должен «загореться» музейным проектом, вдохновиться и очароваться искусством — тогда он сможет вдохновить и детей, которые почувствуют и увидят, что искусство — это увлекательно, интересно и очень важно.
Сейчас работать стало гораздо труднее. Видите ли, у нас происходят изменения в системе образования; например, если раньше с одним классом работали два педагога, то теперь всего один, т.е. раньше учителям было гораздо легче организовать экскурсию, вдвоем легче довести группу до музея. Финансирование тоже сокращается из-за кризиса, и учитель не может получить деньги на автобусные билеты для класса... Иногда кто-то из родителей, кто не работает и свободен днем, может помочь педагогу с организацией похода в музей. Также наши сотрудники проводят занятия не только в музее, но и в школе.
Как вы набираете группы детей с родителями? Из тех, кто пришел в музей спонтанно?
Наши программы и воркшопы готовятся заранее и анонсируются на сайте музея в особом разделе. Там же можно оставить свой адрес электронной почты, чтобы попасть в список рассылки; по этому списку мы высылаем содержание программ. Интерес к нашим проектам у родителей очень большой, чаще всего нам не удается принять всех желающих. Родители любят приходить к нам: зал для занятий расположен рядом с садом, и сам музей находится через улицу от Виллы Боргезе с ее прекрасным парком. Можно побыть в музее, провести время вместе с детьми в совместных творческих занятиях, а потом пойти погулять в парк, из этого получается прекрасный выходной.
Конечно, когда программа уже запущена, работать проще со школьными группами, когда дети все одного возраста и хорошо знают и друг друга, и педагога, и у них есть какой-то общий интерес, как объединяющий контекст, например задание или изучаемый предмет, тема. В семейных группах чаще всего дети разного возраста и с разными возможностями; одним интересно одно, другим другое. Родители добавляют неразберихи — кто-то хочет просто сдать ребенка в музей на пару часов и заняться своими делами, а кто-то желает участвовать в занятии вместе с детьми...… Конечно, моя любимая категория родителей — вторая.
Расскажите о зале для занятий. Как он устроен?
О, это прекрасный просторный зал с окнами в сад. Обстановка очень лаконичная — он весь белый, от стен до потолка. Иногда мы расставляем столы и стулья для работы, но зачастую он совершенно пуст — полный простор для творчества! Там находится все необходимое для изобразительной деятельности — бумага, разнообразные краски, кисти, карандаши и пастель. Есть также компьютер и проектор, и можно показывать слайды или фильмы.
Какие образовательные цели ставят перед собой сотрудники галереи?
Наши цели в работе с образовательными учреждениями мы подстраиваем под их задачи. Если нужно освоить какой-то материал, что-то узнать и понять, мы предлагаем это сделать средствами музейной педагогики. Это может быть связано с освоением конкретного предмета, например истории или социальных наук. Или же это может быть знакомство с исторической личностью. Для родителей цели занятий другие — побыть вместе, провести время всей семьей, делая что-то творческое, что всем одинаково нравится и в чем родители с детьми могут быть на одном уровне. Это время бесценно.
Ну и в целом наша сверхзадача состоит в том, чтобы воспитать в детях любовь к музею. Я имею в виду не только и не столько научить их, как вести себя в музее, хотя и это тоже, но воспитать ценителей искусства. Ведь если еще в раннем детстве человек получит интересный опыт, то в будущем он вернется в музей. Может быть, между тринадцатью и двадцатью годами, в подростковом сопротивлении или юношеском максимализме, молодые люди и не будут посещать выставки, но позже, став взрослыми, непременно снова придут сюда, и смогут по-настоящему оценить и прочувствовать произведения искусства, а когда-нибудь приведут своих детей.
Рим — город-музей. Артефакты и культурные ценности буквально под ногами. Заходишь в обычную церковь — там алтарные картины Караваджо, в другую — Рафаэля, в третью — скульптуры Микеланджело. Музеи — кладезь высокого искусства. Римские дети живут в уникальных культурных условиях первозданной красоты, эстетической энергии. Насколько востребованы уроки музыки и изобразительного искусства в школах и детских садах? Есть ли они в обязательном расписании?
Не только Рим — такова вся Италия!
Конечно, наши дети растут в особой атмосфере, но это может обернуться и другой стороной: когда прекрасное окружает тебя всегда и везде, перестаешь его замечать и ценить. Нужны особые усилия родителей и педагогов, чтобы научить детей видеть восхитительные шедевры.
Изобразительное искусство как обязательный предмет есть в школьной программе, весь вопрос в том, каким содержанием его наполнить. В Италии все полностью отдано на откуп педагогу. Это могут быть просто занятия по рисованию. Где-то детей знакомят с историей искусства, хотя чаще оно фрагментарно включается в уроки истории, например, рассказывая о каком-то периоде Римской империи, упоминают знаменитых творцов и произведения скульптуры, архитектуры и живописи. Самый же лучший вариант — когда педагог налаживает связь с музеем, что больше всего подходит для ознакомления с искусством.
В детских садах музейных программ очень мало, и изобразительному искусству уделяется недостаточно внимания. Там свои задачи — воспитание современного социально успешного человека, и акцент делается на пластические формы — движение, танец, сценическую речь.
Так что Вы правы насчет города-музея, но использует ли конкретная школа или детский сад этот ресурс — вот вопрос.
Ваша галерея активно издает книги для детей об искусстве. Много ли книг по искусству рассчитано на детей младшего возраста (0—8 лет)?
Конечно, выпускаются книги для детей любого возраста. Есть книжки, рассказывающие простым понятным языком о знаменитых художниках и направлениях в живописи, и в них представлены задания для тематических поделок. Эта серия создана художниками — работниками галереи. И у нас всегда много новых идей, постоянно разрабатываются разнообразные проекты.
Расскажу о недавнем нашем проекте — путеводителе по галерее, сделанном детьми. Мы организовали серию из десяти воркшопов, каждый из которых был посвящен одному произведению искусства из нашей экспозиции — наиболее значимому в конкретную эпоху. Занятия проходили в воскресенье утром, в каждом занятии участвовало 12—16 детей. Вначале мы шли в зал смотреть определенную картину или арт-объект, и ведущий читал детям историю о произведении, чтобы задать атмосферу. Потом смотрели произведение, дети узнавали, как картина была создана, какие в ней композиционные элементы, конечно, в игровой форме. Затем мы отправлялись в наш зал для занятий и рисовали эту картину. После серии воркшопов отобрали лучшие работы и сделали из них путеводитель по галерее с описанием картин словами детей, которые мы записывали во время занятий.
Современная молодежь увлечена Интернетом, в котором черпает большинство информации. Готовы ли современные итальянцы тратить деньги и время на посещение музея, если много можно посмотреть в Интернете? Не заменит ли экран монитора «живую» картину, как постепенно замещает электронная книга свою бумажную предшественницу?
Интернет очень полезен для изучения искусства. Например, там можно увидеть все работы Ван Гога вместе, хотя в реальности они выставлены в разных галереях мира. Можно посмотреть произведения художника в порядке их создания и так охватить все его творчество. Это отличная возможность для самообразования. Но музея Интернет заменить не сможет, я совершенно не беспокоюсь об этом! Музей — особенное пространство с неповторимой атмосферой, в которой произведения искусства размещены специальным образом, чтобы создать некий опыт восприятия искусства. Этой атмосферы в Интернете не воссоздать. К тому же, глядя на картину в оригинале, можно по одному произведению понять и осмыслить, например, законы композиции или цвета. Это возможно только в музее.
Однако в галерее используются интерактивные и компьютерные технологии. Меняется ли музей под напором эры компьютеров?
Да, у нас есть в экспозиции современные произведения интерактивного типа, медиа-проекты. Так же присутствуют интерактивные средства, ориентированные на посетителей с ОВЗ: описание картины шрифтом Брайля, тактильные стенды, где можно пощупать текстуры, изображенные на картине, даже ощутить запах.
Но интерактивность — это не просто «нажать кнопку». Излишняя технологичность мне не по душе. Настоящая интерактивность — когда дети видят произведение искусства, а затем с ним и на его тему осуществляется какая-либо продуктивная творческая деятельность. Основной образовательный процесс заключается именно в том, чтобы увидеть, воспринять, и затем сделать что-то практическое и творческое — а не в нажимании кнопки.
Знакомы ли Вы с программами по музейной педагогике в России? Есть ли какие-то совместные проекты?
К сожалению, таких совместных проектов нет, и не припоминаю, чтобы они были в советские времена. Знаете, у нас история музейной педагогики сложилась особым образом. В Италии была очень сильная традиция, но в годы Второй Мировой войны разрушилась, частично потому что многие ее носители были евреями, и они бежали от фашистов в США. Там они переняли американские приемы и методы, а затем, вернувшись в Италию после войны, стали их развивать и прививать. И теперь методологически мы больше связаны с Америкой. Вы можете это заметить по содержанию занятий: они очень практичные, делается сильный акцент на то, чтобы смастерить что-то самим, на продуктивную деятельность. Это, безусловно, американизм. В итальянской же культуре мы любим слова — много говорим, предпочитаем обсудить, а не сделать. Так произошло и в галерее, наши традиции музейной педагогики, имеющие давние итальянские корни, подверглись серьезному американскому влиянию.
Что Вы пожелаете читателям журнала?
Ходите с вашими воспитанниками в музеи! Это важно не только для эстетического воспитания детей, но для их образования в целом, в более широком контексте. Произведения искусства и сам музей, его пространство дают большой творческий заряд педагогу. Дети не только больше узнают о предмете изучения, но и научатся многому для жизни в обществе и приобретут полезные навыки непрерывного образования, lifelong learning, т.е. саморазвития в течение всей жизни. В музее дети могут научиться общаться со сверстниками, сотрудничать, перенимать опыт друг у друга, что очень важно для воспитания и развития детей. Другими словами, музейная педагогика — не только средство эстетического обучения и развития, но и воспитания вообще, целостного развития личности и ребенка и взрослого.
Беседовала Е.В. Боякова,
пер. с итал. М. Ораевской
* Martina de Luca, PhD, Galleria nazionale d’arte moderna (GNAM) / National Gallery of Modern Art; Universita degli studi di Roma La Sapienza / Sapienza University of Rome; Roma, Italia / Rome, Italy.
** В английском языке слово workshop имеет несколько значений: мастерская; семинар, практикум, тренинг; рабочее совещание. Этим термином обозначают коллективное практическое мероприятие, участники которого получают новые знания в процессе собственной активности под руководством эксперта. Объем теоретической информации минимальный. Участники самостоятельно ставят индивидуальные цели, решают персональные задачи, определяют собственный темп работы, несут ответственность за достижение запланированного результата. (Примеч. ред.)