Гость номера — Мария Николаевна Лазутова

У нас в гостях

доктор исторических наук, профессор,
директор ГБНУ «Московский институт
развития образования», Москва

Мария Николаевна Лазутова

В 2012 г. в Москве создан Московский институт развития образования (ГБНУ «МИРО»). Директором института назначена Мария Николаевна Лазутова. В системе образования Российской Федерации М.Н. Лазутова имеет авторитет руководителя государственного масштаба, ее хорошо знают и ценят во всех регионах РФ, странах СНГ и ЕС. В начале 90-х гг. Мария Николаевна работала заместителем председателя Комитета по делам семьи и женщин при Кабинете министров СССР, затем начальником отдела Администрации Президента РФ. В 1993—1996 гг. М.Н. Лазутова работала заместителем министра образования РФ, в 1997—1998 гг. — заместителем министра — статс-секретарем Министерства по сотрудничеству с государствами — участниками СНГ; в 1999—2000 гг. — статс-секретарем — заместителем министра РФ по делам СНГ; в 2000—2012 гг. — руководителем аппарата Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками.

Редакция журнала «Управление дошкольным образовательным учреждением» искренне рада назначению Марии Николаевны на должность директора нового столичного института, надеется на сотрудничество института с региональными системами образования РФ в вопросах совместного поиска решения проблем управления ДОУ. Желаем Московскому институту развития образования стать активным навигатором современных стратегий и инновационных механизмов развития дошкольного образования.

Уважаемая Мария Николаевна, какова миссия Московского института развития образования, руководителем которого Вы назначены?

Наш институт создан в результате реорганизации государственных научных учреждений Департамента образования города Москвы: НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца, НИИ инновационных стратегий развития общего образования, НИИ развития профессионального образования. Новый институт — стратегический шаг в ответ на вызовы времени, в которое мы живем. Мир сильно изменился, а система образования должна не только отвечать образу современного мира, но и опережать его развитие. В жизнь каждого человека ворвались проблемы глобализации, доступность информации в цифровом коммуникационном пространстве, возникли новые проблемы в межпоколенческих связях, изменилась статусная роль взрослого как одного из главных источников знаний, поскольку у детей появилась свобода независимого поиска и получения информации. Я назвала наиболее общую и видимую часть пульсирующей проблематики современности, где самым тонким вопросом является образование. Проблемы современного образования содержательного, управленческого, финансового, профессионального характера значительно масштабнее. И наш новый институт призван стать гибким инструментом современного управления развитием столичного образования. Нам предстоит совместно с Департаментом образования города Москвы, различными структурами системы образования искать и находить ответы на многие острые вопросы развития образования в городе. Цели МИРО — аналитика образовательных процессов, прогноз, изучение и продвижение лучших образовательных практик, прикладные исследования, отвечающие современным реалиям столичного образования. Департамент образования города Москвы как учредитель нашего института стратегически ориентирует нашу деятельность на организационную оперативность, структурированность, гибкость, точность выполнения ключевых задач реагирования на за¬просы московского образования. Стремительно меняющееся время современного образования определяет новый стиль работы института.

Это означает, что Москов¬ский институт развития образования не будет выполнять фундаментальных исследований?

В Москве, где есть целый ряд крупных научно-исследовательских центров, институтов, академий по разработке фундаментальных проблем педагогики и образования, нецелесообразно создавать дублирующие научные организации. Сегодня приоритетным выступает фактор экономической эффективности и реальной востребованности результатов научной деятельности. Нашим заказчиком выступает учредитель. Чтобы отвечать на вызовы времени, нам необходимо стать институтом быстрого и гибкого научного информационно-аналитического реагирования на запросы системы столичного образования, в которую входит громадная сеть учреждений дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования. Основные направления деятельности института — научно-методическое и организационное сопровождение государственной программы «Развитие образования в городе Москве на 2012—2016 годы — “Столичное образование”», проведение прикладных научных исследований в сфере инновационных направлений развития образования, научного анализа и мониторинга уровня и соответствия качества образовательных услуг потребностям динамично развивающейся социально-экономической сферы Москвы. Я бы охарактеризовала миссию МИРО как миссию обеспечения в образовании Москвы фундаментальных ценностей — благополучия, достойной и безопасной жизни человека в столичном мегаполисе.

Мария Николаевна, краткое аббревиатурное наименование вашего института МИРО вызывает символическую интерпретацию МИРОлюбия и МИРОтворчества. Кто дал название Вашему институту?

Спасибо за интересные ассоциативные сравнения. У института действительно доброе краткое имя — МИРО. Название сформулировано приказом Департамента образования города Москвы. Я могу только предположить об аналогии с Федеральным институтом развития образования, решающим задачи развития образования на федеральном уровне. Однако система столичного образования по масштабам, специфике, интеллектуальному потенциалу должна иметь прикладной институт, который может помочь выйти на результаты и достижения мирового уровня.

Каким образом МИРО будет решать задачи развития до¬школьного образования?

В структуре нашего института функционирует Центр до¬школьного и общего образования. Преемственность образовательных уровней определена новыми законодательными требованиями и ФГОС, и это отражено в стратегии и структурной модели нашего института. Центр дошкольного и общего образования в соответствии с государственным заданием будет оказывать научно-методическую поддержку, обеспечит информационно-аналитическое сопровождение деятельности образовательных учреждений системы дошкольного образования Москвы. Практико-ориентированных задач у Центра много, но наиболее значимые из них те, которые определяют современный облик ДОУ столичного мегаполиса:

— научно-методическое сопровождение внедрения ФГОС нового поколения в образовательных учреждениях до¬школьного и общего образования;

— разработка и реализация механизмов обеспечения до¬ступного и качественного дошкольного образования, преемственности ступеней дошкольного и начального общего образования в образовательных комплексах;

— разработка и внедрение новых финансово-экономических механизмов управления образовательными учреждениями;

— разработка и апробация вариативных моделей развития детей дошкольного возраста;

— развитие игровой образовательной среды дошкольного детства;

— разработка алгоритмов построения индивидуальных программ дошкольного образования для детей в соответствии с их потребностями, интересами, особенностями развития и здоровья, родительским запросом.

Кстати, научные сотрудники именно Центра дошкольного и общего образования первыми включились в активную деятельность по реализации городских социально-значимых педагогических проектов по до¬школьному детству. В марте — апреле 2013 г. успешно прошли городские мероприятия по развитию дошкольного образования, в которых приняли участие более 200 образовательных учреждений Москвы. 150-летию открытия первого детского сада в России были посвящены мероприятия: презентация исследовательских проектов до¬школьников «Детский сад — наукоград» и неделя дошкольных театров. Дети, воспитатели и родители московских детских садов имели уникальную возможность представить городу разработанные научно-исследовательские проекты, творческие достижения дошкольных театральных коллективов.

Как Вы оцениваете современное состояние проблем дошкольного образования в Москве?

Можно с уверенностью утверждать, что проблемы дошкольного образования в Москве решаются на государственном уровне, на это направлена государственная программа «Развитие образования в городе Москве на 2012—2016 годы — “Столичное образование”», в которой значимое место занимает подпрограмма «Дошкольное образование». Прежде всего следует подчеркнуть, что благодаря целенаправленной государственной образовательной политике Правительства Москвы, системной организационной деятельности Департамента образования города Москвы в столице практически решена проблема реализации гарантий и прав на дошкольное образование и получение места в детском саду. В Москве за последние годы построено и открыто значительное количество новых детских садов, инфраструктура которых отвечает самым современным архитектурным, нормативным, санитарно-гигиеническим, образовательным требованиям и условиям развития детей. Сегодня Москва обеспечила своих жителей дошкольными учреждениями практически в шаговой доступности. Это великое благо! Огромная заслуга в этом принадлежит мэру Москвы С.С. Собянину и министру образования И.И. Калине. Это колоссальные шаги в решении важнейших государственных задач образования, которые действительно решаются на высоком мировом уровне. Только в 2012 г. в столице построено и сдано в эксплуатацию 76 новых детских садов на 10 785 мест, это вдвое больше по сравнению с 2010 г., когда было простроено 30 детских садов на 4655 мест. Ремонт и реконструкция действующих детских садов, строительство и введение новых ДОУ, введение электронной записи и регистрации на едином портале госуслуг Москвы к 2013 г. свело к нулю очередность в детские сады. Средняя зарплата воспитателей постоянно возрастает, что влечет за собой приток новых кадров в детские сады.

Мария Николаевна, Вы хорошо знали систему дошкольного образования в СССР. Что изменилось?

Могу с полной ответственностью сказать, что система до¬школьных учреждений в СССР была замечательной! Но она соответствовала своей эпохе! Мой многолетний профессиональный опыт государственной службы дает мне право сделать одно важное заключение по сравнению системы дошкольного образования в советский период с сегодняшней реалией в Москве. По содержанию работы они разительно отличаются! В современных детских садах несравнимые материально-технические условия и современная игровая образовательная среда. Качественное оборудование, бассейны и физкультурно-оздоровительные комплексы, развивающие игры и игрушки нового поколения, вариативное разнообразие учебно-дидактического материала, издательской продукции, сенсорные комнаты, необходимые условия для художественного образования и развития, особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и многое другое. Этого раньше не было! Не было таких средств, таких специалистов, техники. Поэтому спрос на современный детский сад в Москве очень высок!

Какие задачи развития до¬школьного образования Вы определяете как наиболее важные?

Перед системой дошкольного образования стоят новые приоритетные задачи, которые мы будем решать вместе. Можно назвать наиболее важные: организация доступных форм получения дошкольного образования, присмотра и ухода для детей от 2 месяцев до 7 лет; создание новых форм дошкольного образования, отвечающих социальным запросам разных слоев населения, в том числе развитие и поддержка семейных детских садов; разработка новых подходов к экономическому обеспечению, нормативно-правовому регулированию развития системы дошкольного образования; решение вопросов общественно-государственной системы управления качеством образования; создание гибкой и многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации педагогов ДОУ.

Вы хорошо знаете образовательные системы разных регионов РФ и стран СНГ. Что, по Вашему мнению, отличает образовательную систему Москвы и особенности решения проблем дошкольного образования?

Это действительно так. Можно увидеть сравнительную ретроспекцию развития образовательных систем разных регионов и стран. Каждый регион имеет свои особенности, неповторимый колорит, но что характерно для всей системы — везде работают высококвалифицированные профессионалы: руководители, педагоги, управленцы — чиновники. Иначе бы система и не существовала. Только благодаря тому, что на ключевых постах — профессионалы, российская система образования обязательно вырвется в лидеры и займет приоритетные позиции в мировых рейтингах образовательных систем и достижений. Я в этом глубоко убеждена. У меня за плечами колоссальный государственный опыт. Но я рада, что на этом жизненном и профессиональном этапе имею уникальную возможность реализовать свой опыт и потенциал в системе московского образования.

Москва действительно является особым субъектом РФ не только благодаря своему политическому, государственному, культурному, финансовому статусу центра мирового уровня. В Москве все проблемы и достижения выглядят значительно крупнее и рельефнее, поэтому и решаться они должны с особой точностью государственного прогнозирования и опережения развития. Новой команде московского мэра удалось перена¬править акценты управления и изменить подходы к решению имеющихся проблем. Система столичного образования развернута на создание условий для социальной и образовательной успешности каждого москвича. Каждого! Налицо социальная ориентированность усилий столичной образовательной системы, выравнивание возможностей для детей из сверх- и малообеспеченных семей, снижение рисков. Образовательная система направлена на решение основных задач, в том числе до¬школьного образования: повышение социально-педагогической эффективности деятельности образовательных учреждений, использования материально-технической базы, расширения выбора образовательных программ по месту жительства каждой московской семьи. И мне кажется, что москвичи начинают оценивать и понимать сверхзадачу московского мэра.

Так в чем же ноу-хау московской системы образования?

Ноу-хау современной московской системы образования — создание в каждом микрорайоне города максимально широкого комплекса образовательных программ, адекватных образовательным потребностям каждой московской семьи. Отсюда центростремительные силы направлены на создание образовательных комплексов, которые должны обеспечить доступность, качество и преемственность образования в любом округе и районе огромного мегаполиса. Снимаются межведомственные барьеры разных департаментов, ведомств города для развития социокультурного потенциала города и создания единого пространства детства юных москвичей. Подготовка и внедрение московского стандарта качества позволит в будущем подвести реальные итоги и увидеть конкретные результаты развития московского образования.

Мария Николаевна, какова стратегия региональных связей МИРО?

Москва открыта для регионов. МИРО открыт для образовательных систем РФ и стран СНГ. Мы готовы делиться опытом, разработками, достижениями, перенимать лучший опыт у регионов и СНГ. Мы планируем разные форматы конференций, круглых столов, семинаров, программ подготовки кадров и повышения квалификации. Только такой подход позволит служить интересам образования России, укреплению ее авторитета в мировом образовательном сообществе!

Беседовала Е.В. Боякова

Прочитано 3339 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868