Гость номера – Ирина Александровна Лыкова

У нас в гостях

д-р пед. наук, ст. науч. сотрудник ФГНУ
«Институт художественного образования» Российской
академии образования, профессор кафедры начального
и дошкольного образования ФГОУ «Академия повышения
квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования» (Москва)

Ирина Александровна Лыкова

Уважаемая Ирина Александровна, расскажите о себе и сфере своих научных интересов. Кого Вы считаете своими учителями?

Я всегда очень любила учиться, до сих пор помню имена и лица своих учителей. Помню первую учительницу — Людмилу Петровну, которая подарила мне мечту — стать учителем. Помню классного руководителя, учителя русского языка и литературы — Зинаиду Петровну, увлекшую меня не только предметом, но и своим отношением к профессии, назвавшую своей «надеждой и сменой», а также всех преподавателей Харьковского педагогического училища и Славянского государственного педагогического института, помогших мне войти в профессию с «солидным педагогическим багажом», энтузиазмом и красными дипломами. С тех пор моя жизнь навсегда связана с дошкольным детством. Помню ученых НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (моя новая ступенька — аспирантура), которые помогли мне стать педагогом-исследователем и найти свой путь. Моими учителями стали известные всему дошкольному миру Л.А. Парамонова, К.В. Тарасова, Л.В. Пантелеева, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев. После защиты кандидатской диссертации мои учителя стали коллегами-единомышленниками. С их помощью определились мои научные интересы — эстетическое воспитание детей до­школьного возраста, поиск путей амплификации художественного развития, разработка «инструментария» — образовательных программ и технологий, направленных на приобщение ребенка к культуре и формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Размышляя над вопросом, я поняла, что взгляд на учителя и его место в нашей судьбе у каждого человека постепенно меняется. Я также пережила периоды обожествления учителя и критического отношения к этой профессии. Убедилась в том, что настоящий учитель — не тот, кто просто добр и ласков, а тот, кто учит преодолевать трудности и двигаться вперед. Сделала сложный для себя шаг — встала рядом со своими учителями и, продолжая смотреть на них «снизу вверх», изменила фокус зрения. Для этого нужно смотреть не друг на друга, а вместе в одном направлении. Еще одно наблюдение: в детстве и юности учитель — это воля случая или выбор наших родителей, но в профессии и личной судьбе каждый человек вправе найти своего учителя, мастера и наставника. Этот вывод делаю из своего жизненного и профессионального опыта. Пять лет назад я почувствовала неудовлетворенность собой и поняла, что остановилась, оказалась в каком-то тупике. После мучительных раздумий, поисков и даже страданий сделала новый шаг — поступила в докторантуру института художественного образования Российской академии образования, где обрела новых наставников и проводников в профессии — Л.В. Школяр, Л.Г. Савенкову, Е.М. Торшилову, И.Э. Кашекову, Е.И. Коротееву. Два года назад защитила докторскую диссертацию и увидела новые горизонты своего развития — профессионального и личностного. И, наконец, самое сокровенное об учителях. Наши учителя — не только те, кто носит это гордое имя по профессии и призванию. Это еще и те, кто всегда рядом с нами: наши родители — низкий им за это поклон; наши супруги, друзья (а иногда и недруги), коллеги; наши дети и внуки! Моя дочь Инна, выпускница Московского университета им. М.В. Ломоносова, очень многому меня учит, и я с радостью у нее учусь….

Вы автор программ, множества книг, главный редактор журнала, преподаете, проводите авторские семинары. Откуда черпаете энергию? Есть ли у Вас увлечение или хобби?

Пожалуй, самое главное — то, что я не делю свою жизнь на работу, отдых, увлечения. Я воспринимаю жизнь как один мощный поток, поэтому все мои дела и проекты гармонично связаны друг с другом, естественно рождаются один из другого и поддерживают новые идеи. Так, после программы «Цветные ладошки» (изодеятельность в детском саду) два года назад появилась программа «Умелые ручки» (художественный труд в ДОУ) и в этом году новая программа «Умные пальчики» (конструирование в детском саду и семье). Авторские семинары в разных регионах России и ближнего зарубежья не только позволили установить обратную связь, но и показали огромный опыт педагогов, который нуждается в обобщении и презентации. Так родился журнал «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». Да, бывает трудно, не скрою. Но когда знаешь, что твой труд нужен, силы удесятеряются.

Важно и то, что моя деятельность связана с искусством и культурой. А это не только красота и гармония, но и духовная энергия! Поэтому люблю художественные выставки, музеи. Мое увлечение с детства — народное и декоративно-прикладное искусство. Вот где мощный заряд мыслей, эмоций, духовных сил. Сама владею многими видами рукоделия. В последние годы полюбила искусство текстильной куклы, печворк, батик. Это всегда откровение и неудержимая радость, когда неприметный безымянный лоскуток вдруг превращается в то, чему можно дать имя. Вот и снова об учителях: искусство всегда персонифицировано, за каждым произведением стоит художник, мастер, дизайнер.

И еще — природа. Я северный человек, родилась на берегу Белого моря, где соединяются стихии — земля, небо и вода. Люблю гулять в лесу, бегать по берегу, плавать и путешествовать.… За две недели отдыха в Карелии моя энергетика восстанавливается, и я готова к новому учебному году….

Почему новую программу назвали «Мир открытий»? Как создавался авторский коллектив?

«Мир открытий» — примерная основная общеобразовательная программа, разработанная в соответствии с ФГТ. Название программы родилось после долгих поисков  и обсуждений. Оно объединяет два ключевых слова, каждое из которых имеет много смыслов.

Понятие «мир» означает, во-первых,  то, что данная программа помогает каждому ребенку от его рождения до поступления в школу сделать открытие окружающего мира и самого себя в этом мире. Во-вторых, познание окружающего мира выступает стержнеобразующим звеном программы, на котором интегрируется содержание всех образовательных областей. В-третьих, сама программа — своеобразная модель мира детства как уникального периода в жизни каждого человека. Это мир специфически детских видов деятельности (игровой, двигательной, познавательной, исследовательской, проектной, художественной и др.), в процессе которых возможно успешное развитие и саморазвитие ребенка.

Понятие «открытие» подразумевает то, что знание о мире и способы его познания не даются ребенку готовыми, раз и навсегда данными. Они  выступают предметом творческого поиска в содержательном вза­имодействии детей с педагогом и друг другом. Процесс открытия мира организуется как вхождение детей в культуру, причем по индивидуальным маршрутам развития. Многозначность данного понятия предполагает:

—  открытие педагогами новых эффективных инструментов (технологий, методик) развития интегративных качеств личности ребенка, ведущих к его дальнейшему самообразованию и успешному будущему;

—  открытие педагогами новых путей самоизменения и самореализации, появление новых смыслов жизни и горизонтов развития (личностного и профессионального);

—  открытие родителями новых возможностей более глубокого понимания своих детей и обретение новых смыслов в собственной судьбе.

Основная цель программы — непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, двигательных, социальных, нравственных,  художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Научный руководитель Программы — Л.Г. Петерсон, д-р пед. наук, директор Института системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ. В авторский коллектив программы вошли ведущие специалисты в области отечественной педагогики и психологии: А.И. Буренина, Н.Е. Васюкова, Г.Г. Григорьева, Е.И. Касаткина, Е.Е. Кочемасова, И.А. Лыкова, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина, М.А. Рунова, Н.А. Рыжова, А.И. Савенков, Т.Э. Тютюнникова и др. Все эти фамилии хорошо известны специалистам, работающим в области дошкольного образования. Что же объединило этих авторов в один творческий коллектив?

Изначально родилась идея создать своеобразный конструктор программ, т.е. объединить уже разработанные и широко апробированные в практике авторские программы и технологии. Эту идею предложила д-р пед. наук, профессор, директор Института системно-деятельностной педагогики Л.Г. Петерсон и собрала авторский коллектив. Но очень скоро выяснилось, что просто сгруппировать все существующие материалы под одну обложку не удастся. Было принято решение структурировать все авторские разработки на единой методологической и технологической основе. Уникальность методических подходов к решению воспитательно-образовательных задач определяют целостная система дидактических принципов непрерывного образования, многоуровневая интеграция всех образовательных областей на основе комплексно-тематического планирования, новая образовательная технология «Ситуация». В содержании программы сочетаются традиции и новации, широко апробированные в практике и обеспечивающие планируемый результат — развитие интегративных качеств личности для успешной самореализации человека на всех этапах жизни.

В программе «Мир открытий» впервые учитывается преемственность не только между смежными ступенями образования, но и на протяжении всей жизни человека: в дошкольном детстве, во время обучения в начальной и средней школе, в процессе подготовки к профессиональной деятельности в колледже или вузе.

Вы много ездите по регионам. Какие изменения отмечаются в дошкольном образовании (положительные и отрицательные)?

Детские сады стали очень и очень разными. Еще 10—15 лет назад это были типовые — по­стройки, площадки для прогулок, программы, учебные пособия, игрушки и даже запахи. Галерея «портретов» детских садов в современной России очень пестрая, и их многообразие определяется не только типом и видом, но и в первую очередь уровнем качества образовательной деятельности, разнообразием предоставляемых платных услуг, региональными особенностями. Значительно отличаются и педагогические коллективы. Начинают появляться (хотя и очень медленно) различные формы негосударственных ДОУ, где в группах небольшое количество детей (10—12 человек), а уровень зарплаты педагогов более адекватный. Пока это част­ная инициатива, но вопрос ставится таким образом, чтобы не разделить, а, напротив, сблизить все возможные формы дошкольного образования.

Современный детский сад открыт всему новому и интересному, а жизнь детей в них стала более комфортной. Авторитарный подход к воспитанию сменился (по крайней мере, теоретически) на личностно-ориентированный: декларируются внимательное отношение к каждому ребенку, разработка для него индивидуального образовательного маршрута. Условия пребывания детей в детских садах стали более гибкими и дифференцированными.

Очень многое сегодня зависит от личности руководителя ДОУ. Каждого заведующего сегодня по праву можно назвать лидером образования и поставить памятник при жизни. Она менеджер, экономист, дизайнер, психолог, социолог, педагог, специалист по рекламе, актриса.… В ДОУ появилось понятие «команда». Педагогические коллективы стали работать, отвечая за общий результат. Научились обобщать свой опыт (презентации, видеофильмы, публикации). Во многих детских садах издаются свои буклеты, газеты и журналы, где размещается информация для родителей.

Заметно изменился имидж педагога — сегодня это современный руководитель и современный воспитатель, ориентирующийся в вопросах политики, культуры, моды...… Если раньше хобби руководителя и воспитателя было его личным делом, теперь оно во многом определяет специфику ДОУ, его интерьер и спектр образовательных услуг.

Сегодня в детских садах стало больше внимания уделяться основным видам детской деятельности — игре и экспериментированию. В групповых комнатах можно увидеть новое игровое оборудование, в котором отражается современная жизнь. Особенно ярко в последние годы в детских садах организуется художественная дея­тельность — изобразительная и музыкальная. Огромный выбор художественных материалов позволяет детям осваивать самые разнообразные художественные техники. Выставки ярких детских работ украшают рекреации, музыкальные залы, холлы. Один из самых популярных видов творческой деятельности — театрализация, которая используется педагогами и как организация досуга, и как развивающая творческая деятельность, наиболее привлекательная для до­школьников. Искусство в разнообразии его видов (в том числе дизайн), музеи, мастер-классы, прогулки и путешествия (даже по культурным центрам России), образовательные и культурные проекты — это будни современного детского сада.

В программно-методическом обеспечении современных дет­ских садов различия выражены не так существенно. На первый взгляд большинство педагогов работают по одним и тем же программам и учебно-методическим пособиям. Но это лишь внешнее впечатление. В действительности руководители, чтобы не создавать себе лишних проблем в обрушившейся на детские сады отчетности, указывают в лицензиях общепринятые программы. А воспитатели работают так, как могут и считают нужным, используя весь спектр предложений, имеющихся на «рынке образовательных услуг». Поэтому и результаты разные. Сегодня ДОУ предоставлены сами себе и своим муниципалитетам. Наша страна очень большая и очень разная — возможности у регионов тоже разные, но спасаться и выживать детским садам приходится в одиночку.

В последний год отчетливо ощущаются тяжелое затишье и ожидание. Руководители ДОУ устали от частых и резких перемен. Даже испытывают разочарование. Трудились, горели, дерзали — создали уникальную модель своего учреждения со всем спектром образовательных услуг (театр, изо­студия, развивающие игры и занятия с психологом, мини-ботаническпй сад и т.д.). И вдруг надо сокращаться, вы­свобождать «лишнее» помещение, уплотняться и усредняться. Да, это социальный заказ — обеспечить спрос на до­школьное образование. Но для руководителя и коллектива ДОУ это связано с отказом от мечты. Возможно ли иное решение этой проблемы? Современные руководители ДОУ уже больше не хотят быть «как раньше», «как все» и просто выполнять предписания.

И все-таки...… Изменилось многое в облике, стиле, программно-методическом сопровождении, традициях и планах ДОУ. Не изменились, пожалуй, преданность своей профессии и любовь к детям. Иначе в нашей профессии не состояться и не удержаться.

Что должны педагоги, руководители изменить в себе, чтобы соответствовать времени, особенностям современного ребенка?

Анализ данной проблемы, охвативший более 5 тыс. специалистов, показал, что большинство воспитателей и даже руководители ДОУ:

—  формально воспринимают цели и задачи реформирования дошкольного образования (64%);

—  зачастую увлекаются оригинальными педагогическими технологиями без глубокого осмысления сущности новых подходов (78%) и при этом полагают, что освоили новое содержание (72%);

—  педагоги с большим стажем работы нередко испытывают чувство неуверенности и даже разочарования (дискомфорт), столкнувшись с новыми идеями, отрицающими их накопленный годами и уже устоявшийся педагогический опыт (28%).

Вместе с тем нужно сказать, что значительное число руководителей и воспитателей детских садов осознают потребность в переменах и нацелены на самоизменение в освоении новых методов работы с детьми и родителями, педагогического инструментария и методик. Так, из 5 тыс. воспитателей, принявших участие в проведенном нами анкетировании, 63% — оценивают новые подходы как позитивные и с интересом осваивают их в собственной практике, при этом 61 — отмечают возросший интерес детей, их родителей, а 92%, поддерживают необходимость изменений в содержании своей деятельности.

Источниками переосмысления целей и задач дошкольного образования для руководителей ДОУ и педагогов служат:

—  новые программы и учебно-методические пособия (68%);

—  занятия в системе повышения квалификации специалистов (53%);

—  публикации в специализированных журналах и газетах (51%);

—  авторские семинары и мастер-классы (47%);

—  новаторский опыт коллег (43%);

—  наблюдения за самостоятельной деятельностью детей (35%), а также возникновение проблем в собственной практике (29%).

Каковы же ресурсы развития дошкольного образования? На что опереться воспитателю, чтобы сохранить себя в профессии и реализовать свой творческий потенциал? На что надеяться родителям, стремящимся отдать своих детей на воспитание грамотным специалистам?

Первое и самое главное — понимание обществом (воспитателями, родителями, научным сообществом) того, что воспитатель — это вечная профессия, определяющая будущее конкретного человека и всего общества.

Второе — повышение уровня современных государственных требований к дошкольному образованию. Причем новые нормативные документы задают вектор развития, соответствующий современным научным представлениям о значении дошкольного детства, а также ожиданиям родителей и всего социума о том, каким должен быть современный детский сад.

Третье — педагоги детских садов стали искать и претворять в жизнь новые формы взаимодействия с родителями, позволяющие более тесно сотрудничать с ними. Все чаще проводятся общие праздники, развлечения, экскурсии, реализуются совместные творческие проекты.

Детский сад сегодня призван решить задачу поистине исторического масштаба — выполнить просветительскую миссию, от которой, без преувеличения, зависит будущее нашей страны. Путь этот лежит через образовательное пространство — плодородное «поле», которое гармонично объ­единяет различные направления и области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный мир.
И главные «игроки» на этом «поле» — дети, их родители и педагоги. Они вместе играют и развиваются, вместе делают новые открытия, приобретая при этом важнейшие качества — деятельностные способности и нравственные ценности, которые помогут им стать на путь самоизменения, саморазвития и самообразования — успешной самореализации в настоящем и будущем.

Каким Вы видите детский сад ближайшего будущего?

Я вижу флотилию. Каждый детский сад — это красивый корабль. Управляет кораблем опытный капитан, прокладывающий курс и отвечающий за успех плавания. Помогает ему дружная команда. Дети — не просто пассажиры, пассивно ожидающие прибытия в новую гавань — школу, а самые активные, любо­знательные и полноправные участники увлекательного путешествия. Родители не остаются на берегу и не машут прощально платочками, а плывут вместе на этом же корабле к общей цели. Пусть только наши карты будут надежными и помогут проложить маршрут, а море остается спокойным. Бури и ураганы нам не нужны: осторожно — дети!

Беседовала Е.В. Боякова

Прочитано 3265 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868