Гость номера — Виктория Ивановна Сивак

У нас в гостях

Заместитель Министра образования
и науки Камчатского края

Виктория Ивановна Сивак

Уважаемая Виктория Ивановна! Расскажите немного о дошкольном образовании Камчатского края.

Система образования Камчатского края представлена 360 образовательными учреждениями, из которых 136 реализуют программы дошкольного образования. В их числе 120 муниципальных и государственных детских садов и 16 учреждений «школа — детский сад»; 51 учреждение расположено в краевом центре — г. Петропавловске-Камчатском, остальные 85 разбросаны по огромной территории нашего края, которая, к слову, по площади сопоставима с территорией Франции.

Удаленность населенных пунктов от краевого центра и друг от друга, сложные схемы транспортной доступности, малокомплектность многих образовательных учреждений формируют специфику региональной системы образования, в том числе дошкольного.

На территории Камчатского края проживает более 27 тыс. детей в возрасте от рождения до 7 лет, из них дошкольным образованием охвачено почти 17 тыс. (63,1%). Очередь в детские сады сегодня составляет 7,8 тыс. человек, но фактически в предоставлении места нуждаются 2,3 тыс. детей. Остальная часть очереди сформировалась в связи со сложившимся ажиотажным спросом, когда заявление на предоставление места в детском саду родители пишут сразу же после рождения ребенка, но готовы будут привести его в ДОУ только через 2—3 года.

Какие меры принимаются сегодня органами власти Камчатского края для развития дошкольного образования?

Сегодня Правительством Камчатского края принимаются серьезные меры, направленные на обеспечение конституционного права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

В 2011 г. была утверждена долгосрочная краевая целевая программа «Развитие дошкольного образования в Камчатском крае на 2011—2015 годы», в которой предусмотрен комплекс меро­приятий, включающий приведение ДОУ в соответствие с требованиями СанПиН, капитальные ремонты и реконструкцию детских садов, приобретение нового технологического оборудования и мебели, развитие альтернативных форм дошкольного образования.

Один из важнейших разделов программы — строительство новых современных зданий для ДОУ. В Камчатском крае объем затрат на строительство одного дошкольного места составляет от 1,2 до 1,8 млн руб. в зависимости от расположения населенного пункта. Несмотря на затратность строительства, только в прошлом году были введены в эксплуатацию 3 новых детских сада: в г. Петропавловске-Камчатском, пос. Козыревск (это центральная часть полуострова) и в самом северном населенном пункте Камчатского края — пос. Аянка. В этом году будет введен в эксплуатацию еще один детский сад во втором по величине городе региона — Елизово.

Ведется работа по развитию частно-государственного партнерства, в рамках которого планируется за 1,5 года построить еще 3 новых детских сада в краевом центре.

Развиваются такие формы дошкольного образования, как семейные группы, являющиеся структурными подразделениями муниципальных детских садов, а также дошкольные группы полного дня на базе общеобразовательных учреждений.

Оказывается ли помощь негосударственным детским садам?

В Камчатском крае негосударственный сектор дошкольного образования представлен индивидуальными предпринимателями, предлагающими услуги по присмотру и уходу за детьми, а также развивающие программы для детей дошкольного возраста.

С 2010 г. оказание услуг в сфере дошкольного образования отнесено к приоритетному виду предпринимательской деятельности на территории края. Поддержка осуществляется в рамках долгосрочной краевой целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае». Так, за три года 12 индивидуальных предпринимателей в рамках программы получили гранты на создание досугово-развивающих центров для детей.

С 2012 г. в Петропавловск-Камчатском городском округе действует «Порядок предоставления субсидий в целях возмещения затрат за содержание детей при реализации альтернативных форм дошкольного образования», которым уже воспользовался один индивидуальный предприниматель.

Будет ли регион вводить аутсорсинг для детских садов?

Сегодня в дошкольном образовании Камчатки сторонние организации привлекаются в основном только для уборки территорий и охраны учреждений.

Специфика Камчатского края не позволяет применять аутсорсинг в системе образования в тех масштабах, в каких он вводится в центральных регионах РФ. Кроме сложной транспортной доступности, еще один барьер для введения аутсорсинга — отсутствие в большинстве населенных пунктов Камчатки организаций, которые могли бы обеспечить качественное предоставление услуг, переводимых на аутсорсинге (организация питания, стирка белья).

Именно поэтому в долгосрочную краевую целевую программу «Развитие дошкольного образования в Камчатском крае на 2011—2015 годы» и были включены мероприятия, направленные на совершенствование технологического оборудования кухонь и постирочных в детских садах.

Каковы результаты финансирования ДОУ в форме субсидии? Какие проблемы выявились?

В соответствии с действующим законодательством финансирование деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, в том числе дошкольных, осуществляется в рамках государственного (муниципального) задания.

В ходе реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ в Камчатском крае большинство детских садов приобрели тип бюджетных учреждений, часть детских садов стали автономными. В удаленных населенных пунктах отдельные ДОУ стали казенными.

Финансирование бюджетных и автономных детских садов в форме субсидии заставило органы местного самоуправления еще раз проанализировать сеть подведомственных образовательных учреждений. В целях оптимизации бюджетных расходов на образование в отдельных случаях принимались решения о присоединении ДОУ к школе в качестве структурного подразделения и создании комплекса «школа — детский сад» (за 2 года произошли 4 таких присоединения).

В целях сохранения малокомплектных детских садов органы местного самоуправления отдаленных муниципальных образований приняли решение о создании казенных учреждений, финансирование которых осуществляется по смете.

Какие изменения в дошкольном образовании края ожидаются в связи с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?

В настоящее время финансирование ДОУ относится к расходным обязательствам муниципальных образований. Учитывая, что с 1 января 2014 г. обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных ДОУ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, сейчас разрабатываются проекты региональных нормативных правовых актов, в которых будет закреплена методика расчета нормативов на предо­ставление дошкольного образования.

Передача на региональный уровень полномочий по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного образования позволит выровнять возможности муниципальных районов и городских округов, имеющих различные коэффициенты бюджетной обеспеченности. Это действительно прогрессивный шаг, гарантирующий принцип равного доступа граждан к услугам дошкольного образования, оказываемым на одинаково высоком уровне в каждом населенном пункте.

Какие образовательные программы реализуются в ДОУ Камчатского края?

Целостность педагогического процесса в детских садах Камчатки обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

Если говорить о комплексных программах, то сегодня основная часть наших детских садов реализует примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы» (автор­ский коллектив: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева). Часть дошкольных учреждений строят образовательный процесс на основе программ «Детство» (авторский коллектив: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.), «Радуга» (разработана сотрудниками лаборатории до­школьного воспитании НИИ общего образования, руководитель Т.Н. Доронова), «Детский сад — Дом радости» (автор Н.М. Крылова).

С 2013 г. в ряде детских садов г. Петропавловска-Камчатского проходит экспериментальную апробацию примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» (авторский коллектив под руководством А.А. Леонтьева).

Дошкольное образование Камчатки в 2000-х гг. стало активно насыщаться парциальными программами, технологиями и методиками, среди которых:

—  программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Наш дом — природа» (автор Н.А. Рыжова);

—  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева);

—  «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (автор О.С. Ушакова);

—  программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2—7 лет «Цветные ладошки», художественный труд в детском саду «Умелые ручки» (автор И.А. Лыкова).

На базе МБДОУ д/с № 6 г. Вилючинска вот уже более 15 лет проводится работа по реализации педагогической технологии по системе М. Монтессори.

Мы поддерживаем ДОУ в их праве самостоятельно выбирать образовательные программы и технологии для использования в практической деятельности, оказывая им всестороннюю методическую поддержку.

Участвуют ли ДОУ Камчатского края в экспериментальной деятельности?

На базе экспериментальной площадки Российской академии образования «Образовательная система “Школа 2100”» в период с ноября 2011 г. по октябрь 2014 г. проводится широкомасштабный эксперимент по теме «Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГТ и ФГОС».

В состав экспериментальных площадок, наряду с краевым государственным автономным образовательным учреждением дополнительного образования взрослых «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров», вошли три образовательных учреждения г. Петропавловска-Камчатского: детские сады № 2, 39, МОУ «Начальная школа — детский сад № 52» и МБДОУ д/с № 26, п. Нагорный Елизовского р-на.

На Камчатке часто случаются природные катаклизмы. Разработаны ли в регионе программы и пособия по детской безопасности? Как Вы учите детей поведению в чрезвычайных ситуациях?

Мы рекомендуем нашим педагогам использовать учебно-методическое пособие В.А. Шипуновой «Детская безопасность», в одном из разделов которого («Опасные предметы, существа, явления») раскрывается вопрос о поведении детей и взрослых при извержении вулкана и землетрясении. При подготовке данного раздела консультантом выступила специалист Камчатского института повышения квалификации педагогических кадров канд. пед. наук Л.А. Гриднева, совместно с д-рами пед. наук И.А. Лыковой и И.А. Рыжовой.

Специалистами отдела до­школьного и начального образования Камчатского института повышения квалификации педагогических кадров разработан эколого-эстетический проект «Горы», в котором интегрируются задачи разных образовательных областей, в том числе «Безопасность».

В предметно-пространственной среде всех образовательных учреждений нашего края есть опорные сигналы, знакомящие с тем, как себя вести в случае природных катаклизмов, выделены и обозначены места, где нужно находиться во время землетрясения. Дети обучены грамотному поведению в опасных ситуациях, знают, как себя вести и звать на помощь.

В образовательном процессе эти ситуации обсуждаются, анализируются и неоднократно проигрываются в разных формах (подвижные игры и упражнения, игры-драматизации, теневой и кукольный театр, сюжетно-ролевая игра «Спасатели») для устойчивого закрепления в опыте каждого ребенка. Практикуются маршруты выходного дня, когда дети совместно с родителями и педагогами совершают восхождения на вулканы и попутно получают необходимую информацию.

К Вашему региону была присоединена Корякия. Какие были проблемы, болевые точки, достижения? Удалось ли интегрировать дошкольное образование присоединенного автономного округа в сложившуюся систему края?

В 2007 г. 1 июля на карте Российской Федерации появился новый субъект — Камчатский край, объединивший в себе Камчатскую область и Корякский автономный округ. В прошлом году отмечался 5-летний юбилей этого события, ставший еще одним поводом подвести некоторые итоги и проанализировать результаты объединения.

Для системы образования региона это однозначно положительный результат. Главная задача для дошкольного и общего образования Камчатки — его одинаково высокое качество во всех населенных пунктах.

С 1 декабря 2008 г. во всех муниципальных образовательных учреждениях округа введена новая система оплаты труда, ориентированная на конечный результат деятельности работников. Это позволило повысить заработную плату сотрудников ДОУ, обеспечив формирование заинтересованности педагогических работников в качестве их труда.

Постановлением Правительства Камчатского края с 15 декабря 2008 г. размер компенсации платы, взимаемой с родителей из малоимущих семей за содержание ребенка в детских садах, расположенных в Корякском округе, увеличен до 90%.

Долгосрочные краевые целевые программы содержат мероприятия, направленные на развитие и совершенствование системы образования края с учетом особого статуса Корякского округа.

Интересный факт: результаты социологического опроса об удовлетворенности населения региона услугами дошкольного образования показали, что в целом по Камчатскому краю положительную оценку системе дошкольного образования в 2011 г. дали 33,6% населения, что на 6,6% выше показателя 2010 г. (27%). В то же время в муниципальных образованиях Коряк­ского округа этот показатель достигал 64,3%.

Самое большое беспокойство у педагогов вызывает зарплата. Растет ли оплата труда на Камчатке?

Целевыми ориентирами повышения заработной платы педагогических работников стали поручения, данные в указах Президента РФ от 07.05.2012.

Отмечу, что повышение заработной платы в системе дошкольного образования Камчатки началось еще с 1 января 2012 г., когда на 20% были повышены основные оклады педагогическим работникам, помощникам воспитателей, младшим воспитателям детских садов. Кроме того, с этого же времени на 36% выросли оклады медицинского персонала, состоящего в штате ДОУ. Следующее повышение на 6% всем категориям работников бюджетных учреждений Камчатского края, в том числе дошкольных, произошло с 1 октября 2012 г.

С 1 декабря 2012 г. фонд стимулирующих выплат для педагогических работников детских садов вырос на 25,8%, а с 1 января 2013 г. их основные оклады были повышены еще на 5,5%.

Все эти меры позволили обеспечить доведение с 2013 г. средней заработной платы педагогических работников до средней заработной платы в сфере общего образования в Камчатском крае. Если в январе 2012 г. средняя заработная плата педагогических работников детских садов составляла 24 259 руб., то в январе 2013 г. — 36 350 руб.

Уверена, что эти меры позволят повысить престиж работника ДОУ и обеспечить приток в эту сферу молодых, инициативных, творческих педагогов.

Что Вы пожелаете руководителям детских садов — читателям нашего журнала?

Уже давно никто не ставит под сомнение значимость дошкольного периода в воспитании, обучении и развитии ребенка, в становлении его личности. Пристальное внимание общественности сегодня приковано не только к школе, но и к детскому саду.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вносит серьезные изменения в систему дошкольного образования. Режим поиска, в котором эта система еще находится, в ближайшее время должен перейти в режим развития.

В этих условиях заведующий детским садом должен быть мастером, обладающим высоким уровнем профессионализма и осознающим важность происходящих преобразований.

Хочу пожелать руководителям суметь в сложный период перемен и преобразований создать положительный имидж ДОУ, поддержать инициативу и стимулировать творчество педагогов, эффективно применять новые технологии (в том числе управления учреждением), расширять и упрочивать взаимодействие с социумом. А все это, в конечном итоге, имеет одну цель — обеспечить детям яркое, творческое, познавательное, безопасное дошкольное детство.

Прочитано 2407 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868