Материал опубликован в журнале "Управление ДОУ" № 5/2012.
Суздальцева Л.В., преподаватель ГБОУ среднего профессионального образования «педагогический колледж № 18 “Митино”», Москва
По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушения осанки, зрения, дефекты речи. По результатам осмотров за год до поступления в школу нарушения осанки и сколиозы встречаются в 3 раза чаще, чем при поступлении в детский сад, а распространенность дефектов речи и нарушений зрения увеличивается на 70 и 80% соответственно.
При анализе состояния здоровья дошкольников, проведенного в рамках научных исследований, установлено, что в Москве здоровыми можно считать только 5% детей в возрасте 5—6 лет (1-я группа здоровья), имеют те или иные нарушения (2-я группа) — 42, страдают хроническими болезнями (3-я и 4-я группы) 53%.
ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».
Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать».
Впервые о необходимости культуры здоровья и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач И.И. Мечников. Он считал, что самое главное — научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Сегодня содружество медицинской и педагогической наук накопило значительный опыт здоровьесбережения, формирования здорового образа жизни человека (К.Г. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, В.В. Колбанов, В.И. Сыренский, Л.Г. Татарникова), представлений у дошкольников о себе как представителе человеческого рода (С.А. Козлова), опыт формирования основ безопасности детей дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина), формирования здоровья (Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова, Т.Н. Доронова, Т.В. Кудрявцев), приобретения знаний и умений дошкольников в организации здорового образа жизни (В.Г. Алямовская, Г.А. Баранчукова, Н.Л. Лагуткина, М.Л. Лазарев, Т.Л. Розанова, Л.В. Симошина, Л.Г. Татарникова), который должен быть востребован в педагогическом процессе ДОУ.
Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, системно и сообща.
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги). Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям.
w Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна включать:
— ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
— содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка, обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
— лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фито-, ароматерапии и т.д.);
— участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
— целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.
В практике многолетнего и плодотворного взаимодействия с семьей наиболее интересен опыт работы московского ДОУ № 2190.
Персонал этого детского сада активно использует представленные выше формы работы с родителями.
Работа с семьями воспитанников здесь осуществляется в несколько этапов.
1. Работа с персоналом детского сада.
Включает самоанализ и тестирование воспитателей с целью выявления теоретических знаний и практической готовности к работе с семьей в вопросах здоровьесбережения детей. Предстоящая работа тщательно планируется: воспитатели консультируются со специалистами детского сада; знакомятся с новинками психолого-педагогической литературы, периодических изданий по данному вопросу; для них организуются семинары-практикумы, тренинги, тематические педсоветы, круглые столы, диспуты. Все это осуществляется с целью повышения теоретических и практических знаний и умений педагогов.
Используются разные формы контроля: систематический, предупредительный, тематический, сравнительный, фронтальный.
Затем формируется творческая группа, подбирающая содержание работы с родителями в области сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
2. Практический этап.
Это комплексная работа с семьей, включающая деятельность специалистов:
— воспитателей с родителями (индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение на совместные экскурсии, праздники и т.д.);
— педагогов-психологов (информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы и т.д.);
— инструктора по плаванию (обучение приемам плавания, технике дыхания);
— инструктора по физической культуре (показ открытых физкультурных занятий, спортивные праздники «Мама, папа, я — спортивная семья» и т.д.);
— учителя-логопеда (формирование правильного речевого дыхания, артикуляционная гимнастика);
— медперсонала (врача, старшей медсестры, инструктора ЛФК, медсестры физиокабинета). Это семинары-практикумы по укреплению детского здоровья, обучение приемам массажа.
Вся работа планируется на учебный год с конкретизацией на каждый месяц.
Наиболее интересная и эффективная форма работы с родителями в ДОУ — занятия в семейных клубах. Вот примерная тематика встреч:
— обеспечение безопасности жизнедеятельности детей — одна из основных задач детского сада и семьи;
— пути активизации двигательной активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья;
— игра — фактор развития двигательной активности детей и повышения эмоционального настроя;
— здоровье без лекарств;
— правильное питание — залог здоровья;
— спорт и дошкольник;
— использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре (с показом открытого занятия);
— профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
— чрезмерный вес ребенка — угроза здоровью.
3. Заключительный этап.
Подводятся итоги, проводится анализ проведенной работы, планируются дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников. Осуществляются самоанализ и повторное тестирование воспитателей с целью сравнения результатов с начальными, анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворенности работой ДОУ. Также проводится наблюдение за динамикой показателей здоровья детей для анализа эффективности проведенных мероприятий. Только такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.
Как преподаватель педагогического колледжа я вижу необходимость обучения студентов комплексному решению вопроса взаимодействия с родителями в области здоровьесбережения и физического воспитания детей. В рамках экспериментальной деятельности мы разработали программу дополнительного образования для студентов дошкольного отделения «Взаимодействие ДОУ с семьей в вопросах здоровьесбережения дошкольников».
Курс содержит теоретический раздел, при изучении которого студенты получат знания об истории взаимодействия семьи и образовательных учреждений, принципах, формах, методах работы с родителями, а также основной практический блок, помогающий студентам на практике овладеть этими методами, обучающий их самостоятельно разрабатывать сценарии общения с родителями, мастер-классы, семинары-практикумы, совместные праздники, досуги и др.
Программа апробировалась со студентами третьего курса очной формы обучения по специальности «Дошкольное образование» в октябре 2010 г. в форме факультатива.
Были проведены три занятия по 2 академических часа.
Первое занятие построено в форме лекционного материала в виде компьютерной презентации. Рассматривались следующие вопросы:
— понятие здорового образа жизни;
— актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников;
— отношение дошкольников к своему здоровью;
— анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста (на материале сравнительных диаграмм).
Второе занятие лекционно-практическое. На нем обсуждались следующие вопросы:
— цели, задачи, принципы взаимодействия ДОУ и семьи;
— планирование работы с родителями;
— традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей;
— взаимодействие всех структурных подразделений детского сада с семьями воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Третье занятие проходило на базе ДОУ № 2190. Старший воспитатель провела тематическую экскурсию по детскому саду, в процессе которой наглядно показала студентам разнообразные формы работы с семьей: «Уголки здоровья», папки-передвижки, тематические листовки и памятки для родителей, информационные письма, функционирование «Почтового ящика»; рассказала и наглядно показала опыт работы организованной на базе ДОУ «Школы Неболейка».
Студенты проявили большую заинтересованность, активно воспринимали материал, задавали вопросы, участвовали в коллективных обсуждениях.
Работа показала, что введение данного курса в программу дополнительного образования крайне необходимо в силу того, что студенты недополучают знаний по вопросам взаимодействия с родителями воспитанников в программе изучения «Педагогики», а тема сохранения и укрепления здоровья детей вдвойне повышает значимость данного курса в связи с ее актуальностью на современном этапе.
Литература
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.
Глебова С.В. Детский сад — семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2005.
Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. № 4.
Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. М., 2006.
Осокина Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. 2008. № 1.