Материал опубликован в журнале "Управление ДОУ" № 9/2012.
Лаврентьева И.А., аспирант ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования, Москва; воспитатель по изодеятельности МБДОУ д/с № 31 «Жемчужинка», г. Коломна Московской обл.
Художественно-эстетическое развитие детей на основе краеведческого материала в целях формирования гармоничной личности — утвердившаяся традиция в современном дошкольном образовании.
Особая роль в приобщении детей к историческому и культурному наследию принадлежит педагогам ДОУ и музеям — краеведческим и художественным.
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более привычной в практике духовно-нравственного, художественно-эстетического, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания детей в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, его информатизации, ориентированное на сотрудничество музея и детского сада, — суть новой образовательной парадигмы XXI в.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 гг.» предусматривает для своей реализации выработку новых форм и методов работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, обобщение лучших традиций и передового опыта педагогов, опыта работы и определение практических мер по эффективному использованию традиционной культуры в патриотическом воспитании, обмен опытом между руководителями музеев и ДОУ.
В процессе реализации задач патриотического воспитания педагоги воспитывают у детей любовь к Отечеству, уважение и интерес к самобытной русской культуре, содействуют формированию высокой нравственности. Педагоги с интересом и вниманием стали относиться к культуре прошлого: традициям, старинным праздникам, предметам материальной культуры, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Именно в них заключается душа народа, могучая, искренняя, творческая, яркая, — такая, которая сможет зародить в наших детях «разумное, доброе, вечное».
Функциями музеев в настоящее время выступают не только сохранение и представление обществу материальных культурных ценностей, но и создание современных социально-ориентированных программ, экспозиций нового поколения (интерактивные, мультимедиа, видеоинсталляции), разработка программ музейных занятий, учитывающих особенности восприятия, интересов, моделей поведения у детей разных возрастов.
В настоящее время значительно возросло значение музеев в воспитательно-образовательной работе с детьми. Музеи организуют детские экскурсии, клубы, кружки и студии, киносеансы, праздники, встречи с интересными людьми, исторические игры, конкурсы и викторины. Активными посетителями музеев стали и дошкольники.
В дошкольном возрасте дети впервые переступают порог музея. Маленьким «почемучкам» все интересно, поэтому особенно важным фактором развития интереса к посещению музея становится высокая компетентность музейного педагога, способного на протяжении экскурсии поддерживать детский интерес к новому, неизведанному еще миру вещей, человеческим ценностям, закодированным в них, к самому пространству музея, побуждать к творческому поиску, что становится одной из приоритетных задач на данном возрастном этапе [1; 2; 5].
При посещении музеев дети расширяют свой кругозор, обогащают представления об окружающем мире, приобщаются к культуре своего народа и народов других стран. Они учатся рассуждать, сравнивать, исследовать, самостоятельно находить ответы или задавать вопросы. Откуда приходит к нам красота, кто и как ее создает, может ли ребенок постичь и самостоятельно создать красоту — вот те вопросы, которые поднимаются музейной педагогикой в детском саду.
Действительно, музейная педагогика решает многие задачи в воспитании и образовании подрастающего поколения, но не всегда музеи доступны для детей в силу объективных причин: удаленности от места проживания, отсутствия организационных форм работы с аудиторией дошкольников, низкой пропускной способности (региональные музеи), к тому же из-за режима ДОУ в музей часто не могут попасть все дети одной возрастной группы.
Эти проблемы педагоги решают по-разному: организовывают мини-музеи в отдельных свободных помещениях ДОУ с использованием идеи погружения в историко-культурный контекст, создают тематические выставки экспонатов из предметного материала, специально изготовленного или собранного для создания экспозиционной среды для детей и самими детьми, музеи-лаборатории, музеи-мастерские, музеи-театры и др.
Общеизвестно, что современное образовательное пространство не может обойтись без информатизации и компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и Интернет действительно расширяют знания детей и позволяют разнообразить процесс воспитания, обучения и развития. Как же могут сочетаться традиционные методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка, один из которых — осязание, возможность прикосновения и обследования экспоната, и медиа-визуальные методы получения информации о музейном объекте?
Рассмотрим новые способы работы с детьми в музейной педагогике с использованием современных информационных технологий: мультимедийные обучающие презентации, флэш-карты, интерактивные доски, электронные образовательные ресурсы. Их использование позволяет наглядно представить на экране экспонаты музеев в нужном размере, разных ракурсах и деталях, в развитии (последовательности изготовления или росписи) во времени и пространстве. С помощью мультимедийных технологий стало возможным введение в образовательный процесс всей системы средств наглядности, помогающих более полно знакомить детей с историко-художественным материалом музеев: видеоизображение, звук, анимация, графика, текст. Появление электронной цифровой наглядности вызвано именно ее дидактическими возможностями как средства получения визуальной информации, обогащающей познавательную, творческую, игровую деятельность, развивающую способности детей (Ю.М. Горвиц, Л.А. Леонова), обеспечивающую единство познания, исследовательской деятельности, логических операций с художественным творчеством и игрой.
В художественно-творческой деятельности детей информационные технологии создают поле свободного исследования для познания мира через экспериментирование и творческое преобразование. При этом информация подается в привычной современному ребенку образной форме медиаобъектов, демонстрирующих предметы искусства, что соответствует принципам эстетического развития и возрастным возможностям дошкольников. Диалоговый, интерактивный режим мультимедиа позволяет осуществлять образовательную работу с детьми как фронтально (при наличии проектора и экрана, интерактивной доски), так и индивидуально (ПК, монитор).
Расширение задач дошкольного образования с точки зрения современных требований, в частности ФГТ, предполагает отражение «специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс», а историко-художественные краеведческие сведения могут составлять часть программы, осуществляемой педагогами ДОУ.
Важное значение для представления историко-художественной и краеведческой информации в условиях ДОУ приобрела мультимедийная презентация. Используя ее, педагоги знакомят детей со сведениями, визуально недоступными в обычной жизни и трудно моделирующимися в условиях мини-музея детского сада. Такая проблема возникла и в нашем детском саду в процессе ознакомления дошкольников с гуслицкими рукописными книгами как декоративно-прикладным искусством Подмосковья ХVIII—XX вв. Исторические раритеты хранятся в особых условиях музеев: в Историко-художественном музее г. Егорьевска, Государственном историческом музее, Музее истории МГУ и др. В результате совместной работы с Историко-художественным музеем г. Егорьевска был собран уникальный материал росписей, орнаментов заставок, буквиц древних книг в электронном виде, составлены обучающие презентации, разработаны методики освоения росписи дошкольниками. Презентации выполнены в программе Power Point, а фильмы к презентациям можно выполнить в программе Windows Movie Maker.
Тем не менее изложение исторических фактов в доступной дошкольникам форме невозможно без рассказа воспитателя. Он должен быть образным, живым и эмоциональным, может сопровождаться слайдами презентации, иллюстрирующими его, привлекая внимание ребенка, побуждая его к познавательной активности.
Мультимедийная презентация в работе с дошкольниками должна соответствовать следующим требованиям:
— отвечать возрастным особенностям детской аудитории;
— быть наглядной;
— носить воспитывающий и развивающий характер, интегрировать разные виды искусств (живопись, дизайн, музыка, художественное слово, анимация);
— расширять и углублять представления детей, обогащать творческий опыт, развивать и усложнять вариативность познавательной и творческой задачи;
— представлять научную информацию, основываясь на достоверных исторических фактах в доступной форме;
— содержать высокохудожественные репродукции, видео-, фотоматериалы, анимацию, аудиосопровождение, доступные для восприятия;
— использовать медиаэффекты целесообразно по смыслу предлагаемой информации, цветовой гармонии, композиционному строю, они не должны отвлекать внимание детей от основной информации;
— сочетать информационный и творческо-деятельностный компоненты.
Если подойти к созданию мультимедийных презентаций творчески, использовать качественные видеоматериалы, художественное слово, анимацию, музыкальное сопровождение, загадки, народные пословицы и поговорки, а в изложении материала «связать» прошлое и настоящее, мифы и легенды с былью, внести интригу, ввести сказочного персонажа — экскурсовода, то занятия будут проходить на высоком эмоциональном уровне освоения окружающей культурной среды, погружения дошкольников в сокровищницу национальной культуры, глубокого проникновения в ее эстетический, нравственный смысл, овладения ее выразительными средствами, способствовать творческой активности.
К нетрадиционным и интересным по форме занятиям в музейной педагогике можно отнести соревнования, конкурсы, турниры, эстафеты, викторины, творческие лаборатории, фестивали, исторические игры и т.д.
Цель музейно-педагогической работы с детьми — не только сообщение им определенного количества качественной информации, но и пробуждение творческой активности. Потенциал музея, экспозиция которого включает памятники материальной и духовной культуры, помогает формировать и развивать художественно-творческие способности ребенка. На нем можно построить поисковую, творческую и деятельностную работу с детьми в музейной педагогике с использованием современных мультимедиа в ее практической части.
Мультимедиа несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые еще не владеют техникой чтения и письма, поэтому при соответствующей подготовке взрослых, изучении ими возможностей современных технологий можно организовать увлекательное совместное творчество с детьми: мультипликацию, как пример технологии коллективного творческого дела.
На музейном материале, используя медиатехнологии, педагоги и воспитанники многих детских садов уже создают собственную мультипликацию. Из объемных предметов, вылепленных детьми из пластилина, глины или соленого теста, получаются «кукольные» мультфильмы. Снимая передвижения объектов по одному кадру, с помощью видеокамеры и программ Movie Maker или Camtasia Studio (можно использовать обычную программу для просмотров факсов и изображений) монтируется мультфильм. «Рисованные» мультфильмы на исторические, литературные темы можно создать из детских рисунков. Рисованный материал сканируется на компьютер, где при использовании подходящего видеоредактора (к примеру, Sony Vegas или Movie Maker) производится его последующий монтаж, озвучивание и накладывание сопровождающих шумов. Для создания 2D-анимации подходят такие программы как PowerPoint и GIF Animator.
Использование большого и разнообразного спектра игровых заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных интересов, созданию мотивационных установок. С помощью мультмедиатехнологий у них формируется культуросообразный, деятельностный подход к историко-художественному материалу, появляется возможность моделировать различные сюжеты, воплощать свои творческие замыслы в новых, современных условиях на принципах интеграции разных видов искусств (графика, живопись, дизайн, музыка, пластика) в сотворчестве со взрослыми, закрепляя и развивая полученные ранее умения и навыки в художественно-творческой деятельности, повышая уровень своей компетенции, создавая «ситуацию успеха». А какой восторг от результата собственной деятельности у детей!
В качестве формы реализации такого вида деятельности подходит метод проектов, который основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности детей и взрослых и в самостоятельной деятельности детей. В музейной педагогике с использованием современных информационных систем эффективны различные игровые технологии, технологии проблемного и индивидуального обучения. Известный писатель Э.М. Ремарк говорил: «Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом».
С целью популяризации культурного наследия и традиций России в рамках Государственной программы РФ «Информационное общество (2011—2020 годы)» предусматривается создание единого интернет-портала для обеспечения доступа к различным отраслевым информационным интернет-ресурсам, в том числе — данным по музейным предметам, коллекциям, создание национального электронного музея российской истории с помощью оцифровки и переноса на электронные носители архивов и фондов музеев нашей страны.
В скором будущем мы сможем знакомить детей с историей нашей страны в доступной их возрасту форме — интерактивно на материале подлинников, независимо от места жительства и расположения музеев, с использованием оптимальных технологий передачи информации. Приобщение дошкольников к культурным традициям на основе впечатляющей панорамы материальных и культурных ценностей России будет способствовать гармоничному развитию каждого ребенка: расширению его кругозора, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, формированию эмоционально-ценностного и творческого отношения к окружающему миру.
Литература
1. Ботякова О.А. Педагогический аспект детских программ Российского Этнографического музея // Российский этнографический музей — детям: Метод. пособие. СПб., 2001.
2. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч: Науч.-практ. рекомендации. М., 1989.
3. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. М., 2004.
4. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. Ю.М. Горвица. М., 1998.
5. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике. М., 2001.