Андреева А.Н., воспитатель МБДОУ д/с № 54, г. Армавир
В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Широкий диапазон здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик позволяет внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ физические упражнения, благотворно влияющие на определенные системы жизнеобеспечения.
Физические упражнения, активизирующие полноценную деятельность ума и тела, помогающие управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью, получили название «кинезиологические» (П. Деннисон, 1970).
Эта интегрирующая гимнастика мозга пробуждает систему «движение — интеллект» и приводит ее в готовность к обучению: развивает и совершенствует внимание, память, мышление; повышает силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов. Один из составляющих элементов такой работы — кинезиологическая коррекция. Кинезиология — наука о развитии головного мозга, умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
В работе с ослабленными детьми группы оздоровительной направленности нашего ДОУ используются комплексы кинезиологических упражнений, способствующие повышению умственной работоспособности и интеллектуальных процессов: повышающих устойчивость внимания, увеличивающих объем памяти, развивающих воображение, облегчающих процесс письма. Комплексы утренней гимнастики, проводимые в утренние часы с музыкальным сопровождением, включают в себя отдельные кинезиологические (необычные по содержанию и тем интересные детям) упражнения.
Комплекс 1
Ходьба друг за другом с разным положением рук, высоким подниманием коленей. Бег друг за другом с разным положением рук. Ходьба. Построение в три шеренги.
Массаж ушных раковин
Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.
Ухо — нос
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустив ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.
Глазки
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1—2 с.
Поворот
Ты головку поверни,
За спиной — что? Посмотри!
Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.
Ладонь
Мы ладошки разотрем,
Силу пальчикам вернем.
Костяшками сжатых в руках пальцев правой руки двигать по ладони левой. Поменять руки.
Положи колени на пол
И.п. — лежа на спине, руки под головой, ноги согнуты; 1—2 — опустить согнутые в коленях ноги вправо; 3—4 — и.п.; 5—6 — опустить согнутые в коленях ноги влево; 7—8 — и.п. (4 раза).
Часики (дыхательное упражнение)
И.п. — стоя, ноги слегка расставлены: «Часики вперед идут, за собою нас ведут». 1 — взмахнуть руками вперед — «тик» (вдох); 2 — взмахнуть руками назад — «так» (выдох) (2 раза).
Пружинка
И.п.: о.с., «пружинка» и восемь подскоков на месте поочередно с ходьбой (3 раза).
Комплекс 2
Ходьба друг за другом по кругу. Врассыпную, в полуприседе, с разным положением рук. Бег друг за другом, с остановкой по сигналу. Ходьба. В заключение — построение в звенья.
Глазки (кинезиологическое упражнение)
И.п.: о.с., «глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз, и все сначала» (6 раз).
Кивки
Покиваем головой,
Неприятности долой.
Качание головой
Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову и медленно раскачивать ею из стороны в сторону.
Симметричные рисунки
Нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать простые геометрические фигуры).
Хлопни по полу
И.п.: сидя на полу, ноги широко разведены, руки с гантелями сзади. 1—3 — наклониться вперед, коснуться руками пола впереди, сказать: «Хлоп-хлоп!»; 4 — и.п. (6—8 раз).
Сам себе качели
И.п. — сидя на полу, обхватить колени руками, откинуться назад и, округлив спину, покачаться вперед и назад, вправо-влево. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения. Вернуться в и.п.
Дыхание
Если медленно подышим,
То весь мир вокруг услышим.
Стоя прямо, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Медленно выдыхая, опустить руки вдоль туловища ладонями вниз.