Воскобович В.В.,
генеральный директор ООО «Развивающие игры Воскобовича», Санкт-Петербург
Поневоле оглядываешься назад. Особенно сегодня, когда тебя приглашают на телевидение, интервью с тобой печатают в газетах, на семинарах постоянно спрашивают об одном и том же — всем интересно, откуда появляются игры.
Соприкоснувшись с игровым материалом, люди испытывают самые разные чувства. Одни удивляются и, как они сами признаются, испытывают культурный шок — казалось бы, все так просто, но не так, как казалось бы. Другие не скрывают обиду и недоумение: только что закончили пединститут, и за пять лет обучения никто из педагогов даже не упомянул игры Воскобовича! Есть и третьи, и четвертые, и пятые со своими эмоциями, переживаниями и опытом, но практически нет равнодушных, несмотря на все трудности нашего образования. Тот, кто действительно работает с детьми, знает и понимает на деле, а не на словах, что именно игра — добрая, умная, яркая — катализатор развития ребенка.
Начиналось все в далеких девяностых. Лихих, как их сейчас называют. Пришлось пройти путь от «придумщика» игр до их производителя, предпринимателя и, не будучи педагогом, окунуться в семинарскую деятельность в российском масштабе.
Конечно же, игры появились не на ровном месте. У меня за плечами были Ленинградский политехнический институт и специальность «инженер-физик», два года армии и несколько работ, совсем не связанных с полученной специальностью. Отцовские чувства проснулись, когда появились семья и дети, с которыми надо заниматься... Но как? Я начал интересоваться, спрашивать, искать, и однажды мне повезло: попал на встречу с Б.П. и Л.А. Никитиными. Никакой рекламы тогда не было — приходили через своих, и только те, кто этим действительно интересовался.
Волей случая оказался на семинаре у Н.А. Зайцева по обучению чтению, но, как я сейчас понимаю, ничего случайного не бывает. Монтессори, вальдорфцы — незнакомые мне имена звучали все громче. Все это для меня было ново и интересно, но хотелось чего-то своего.
Думаю, что здесь стоит упомянуть о моем серьезном увлечении бардовской песней в студенческие годы. Я начал писать музыку к стихам разных авторов, известных и не очень, а впоследствии стал сам писать песни, сочиняя стихи и музыку — принимал участие в конкурсах и даже подумывал о сцене. Этим планам не суждено было сбыться, потому что появились другие, с другой сценой: игровой.
Я не случайно вспомнил про увлечение бардовской песней, потому что тот же творческий стержень проявился и в создании игр: желание самовыразиться, найти свою «изюминку».
Вчера
Мои первые игры появились в начале девяностых: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Складушки», «Цветовые часы». С этим багажом я провел несколько семинаров сначала в детских садах Петербурга, а потом оказался в Краснодаре, затем в Ростове. И пошло-поехало. На дворе стоял 1993 год. Сегодня количество городов, где проводились семинары, перевалило далеко за сотню, и во многие из них я приезжал по несколько раз. Количество игрового материала также значительно увеличилось.
На начальном этапе ценностью для меня была сама игра как таковая. Возьмем, к примеру, «Геоконт»: конструктивный элемент в этой игре — резиночка. Растягивая ее на гвоздиках поля, мы получаем ту или иную фигуру. Игра замечательна в плане развития моторики, формирования геометрических, пространственных представлений, развития воображения. Оказывается, резиночкой можно замечательно «рисовать», но если снимаешь ее, то становится грустно: все исчезает. А как было бы здорово зафиксировать изображение, более того, перенести его на лист бумаги, чтобы потом вырезать или раскрасить карандашом или «словами». И эти задумки воплотил «Геовизор». А еще хорошо бы уйти от важной, но скучной дидактики, «оживить» конструктивные процессы — так появилась сказка «Малыш ГЕО, ворон Метр и Я, дядя Слава» с первыми героями сказочной среды — «Фиолетового леса».
Таким образом, движение шло от одной игры к игровым комплексам, к которым со временем добавились универсальные игровые средства: коврограф «Ларчик» и графический тренажер «Игровизор». И сегодня мы говорим не только и не просто о развивающих играх, а о развивающих комплексах, образующих технологию «Сказочные лабиринты игры». Развивающая направленность игр выстраивается по линии от развития психических процессов к формированию способностей: сенсорных, интеллектуальных, творческих, математических, речевых (с включением навыка чтения).
Сегодня
В настоящее время развивающие игры (игровые комплексы) Воскобовича успешно используются в трех основных направлениях — дошкольном, младшем школьном и коррекционном, и педагоги, владеющие технологией «Сказочные лабиринты игры», отмечают ее безусловную эффективность.
«Сказочные лабиринты игры» — технология не просто развития детских способностей, но сотворчества и сотрудничества, и в этом заключаются ее особый смысл и важное преимущество: она позволяет раскрыться как ребенку, так и педагогу.
Сегодня уже не надо доказывать целесообразность использования игр в образовательном процессе, хотя доказательная база огромна и включает многолетний опыт работы образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Москвы, Новочеркасска, Хабаровска, Вельска, Воронежа и многих других городов.
Сегодня мы доказываем другое — необходимость обучения использованию игр и игровой технологии. Мы показываем педагогам, что учить, играя — это эффективно, и, конечно, обучение ведется через игру. С течением времени к практическим трехдневным семинарам добавились десятидневные тьюторские, которые уже стали традиционными и ожидаемыми. Так, петербургский семинар в июне 2013 г. собрал 42 участника из самых разных уголков страны (от Хабаровска до Калининграда) и стран СНГ.
Интерес к развивающей технологии «Сказочные лабиринты игры» породил всплеск тьюторского движения, и благодаря инициативным группам педагогов семинары для тьюторов стали выездными — «первыми ласточками» эксперимента стали города Ярославль, Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск. Сертифицированные тьюторы формируют тьюторские центры — образовательные учреждения, сотрудники которых — специалисты развивающей технологии «Сказочные лабиринты игры», имеют специально оформленную образовательную среду «Фиолетовый лес» и активно используют в работе развивающие игры Воскобовича.
Кроме того, наши тьюторы успешно работают в представительствах ООО «Развивающие игры Воскобовича» в различных регионах страны и за рубежом, помогая ознакомиться с развивающей технологией «Сказочные лабиринты игры» не только профессиональным педагогам, но и заинтересованным родителям.
Завтра
Для меня очень важно не бояться смотреть в завтра, строить планы и идти вперед.
На очереди запуск новых игр — «Трафаретов», серии альбомов «Автосказка», приложений к «Ларчику» и «Игровизору» и др. Кроме того, перед нами стоит амбициозная цель — участие в Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» в номинации «Лучшие игрушки и игры». Очень хочется, чтобы многолетний успешный опыт применения развивающих игр Воскобовича был признан на национальном уровне.
Я мечтаю о систематизации опыта использования игр — постоянно общаясь с лучшими педагогами страны, я вижу огромное количество уникальных методических разработок, интереснейших приемов, занятий с детьми разного возраста и хочу собрать это наследие воедино, сделать некую образовательную «сокровищницу» — будет ли она в форме журнала, книги или серии дисков, я пока не знаю. Все чаще звучат идеи и о создании ассоциации педагогов, работающих по технологии «Сказочные лабиринты игры».
В век информационных технологий особенно важно идти в ногу со временем, и я начинаю создавать серию видеоинструкций и видеоуроков по практическому использованию развивающих игр, чтобы избавиться от географии, расстояний и почтовых служб, чтобы любой, кому интересно, мог узнать о конкретной игре больше.
Что будет дальше — покажет время, а пока надо просто работать так, чтобы мечты сбылись. Именно этого я хочу пожелать всем читателям — плодотворной и интересной работы, вдохновения и прекрасных перспектив, как личных, так и сотворческих!