У нас в гостях
победитель конкурса «Воспитатель года России — 2012»,
воспитатель МДОУ д/с № 105, г. Комсомольск-на-Амуре
Хабаровского края
Ольга Ивановна Терезанова
Уважаемая Ольга Ивановна, расскажите о начале своей педагогической деятельности. Когда и почему Вы решили стать воспитателем? Кто повлиял (или что повлияло) на этот выбор?
Обращаясь мысленно к своему прошлому, понимаю, что какие-то решения принимались быстро и уверенно: например, поступить в педагогический университет на филологический факультет, а решение некоторых вопросов давалось с трудом: например, поиски работы после обучения. Школы не принимали учителя русского языка и литературы с двухлетним ребенком из-за отсутствия мест в детском саду. Кстати, невозможность устроить ребенка в детский сад остается проблемой и сегодняшнего дня для многих регионов. Сомневаюсь до сих пор, принято ли решение идти работать в детский сад мною сознательно, либо так сложились обстоятельства. Отчаявшись устроиться работать в школу, совершенно случайно я заглянула в ближайший детский сад. Каково же было мое удивление, когда радушно и заинтересованно заведующая Валентина Яковлевна Солкина согласилась дать мне шанс. Кстати, и ребенка без труда устроили в тот же сад. И началась моя рабочая жизнь, ставшая для меня всем. Думаю, что так начиналась карьера многих педагогов-предметников, пришедших в детские сады и оставшихся там надолго.
Где Вы учились? Помните ли своих преподавателей? Какое влияние они оказали на Вашу дальнейшую жизнь?
Мой интерес к работе учителя стал формироваться еще в начальной школе, благодаря прекрасной первой учительнице Тамаре Дмитриевне Демидовой. Уже тогда я усаживала кукол стройными рядами и играла «в школу», как играют все девочки. Учителя среднего и старшего звена, авторитетные и уважаемые педагоги, продолжили укреплять меня в правильном выборе. Несмотря на то что преподавали они в поселке Заветы Ильича далекого Советско-Гаванского района Хабаровского края, фундамент прочных знаний был заложен основательно. Наверное, мне повезло, но и преподавателями в Комсомольском-на-Амуре педагогическом университете были люди, искренне увлеченные своей деятельностью, талантливые и творческие. Такие остаются в сердцах учеников на всю жизнь. Спасибо им!
Как семья относится к Вашему профессиональному выбору?
Мой сын (Владислав, 14 лет) уважительно и с пониманием относится к тому, что мама много времени и сил уделяет своим воспитанникам. Ведь дети, которые приходят ко мне в группу, на 4 года становятся близкими нам людьми. С родителями и детьми детского сада у нас зачастую складываются неформальные отношения, мы становимся добрыми друзьями, единомышленниками, и продолжаем общаться даже после выпускного бала. Мои родители живут в Совгаванском районе, поэтому видимся мы на праздники и на каникулы. Но семья есть и остается для меня поддержкой, источником сил и вдохновения.
Кто больше всех поддерживал Вас во время участия в конкурсе «Воспитатель года России — 2012»?
Конечно, очень волновались родители, мой сын, семья сестры, подруги. Все они регулярно звонили в Москву в любое время дня и ночи, знали всю программу конкурса и следили за выступлениями, транслировавшимися в сети «Интернет».
Точно знаю, что и заведующая, и воспитатели детского сада, и методисты городского методического центра всю неделю, пока длился конкурс, волновались не меньше, а может и больше всех. Ведь они знали, как будет трудно найти подход к каждому ребенку, тем более провести педагогическое мероприятие с совершенно незнакомыми детьми. Учитывая состав жюри, в которое входили представители науки и практики, коллеги понимали, как сложно грамотно и достойно защитить свою систему работы. А мастер-класс и круглый стол? И это перед представителями общественности и маститыми корифеями педагогики!
А каково было мое удивление, когда я узнала, что и в других детских садах города педагоги с волнением следили за моими выступлениями, смотрели трансляции. Наверное, именно эта энергия поддержки всего города сконцентрировалась в один момент, что и позволило мне достойно представить дошкольное образование Хабаровского края, получить признание и высокую оценку не только строгих экспертов, но и моих коллег — участников конкурса.
Открою маленький секрет: обмениваясь со мной пожеланиями и впечатлениями от конкурса, участники говорили, что верят в справедливость: моя победа была честной и достойной. Считаю это очень высокой оценкой. Спасибо Вам, участники конкурса! Каждый был выдающимся, но на последнем этапе многие верили именно в меня, я чувствовала это и оправдала ваши надежды.
Что дало Вам участие в конкурсе? Изменилась ли Ваша жизнь после победы в нем?
Конечно, всероссийское признание, известность и авторитет — это приятно и почетно, но не является самоцелью. Ведь, по моему мнению, любой конкурс — не только внешняя оценка, но и самопроверка, самореализация педагога, уникальная возможность общения с профессионалами со всей страны. Конкурсное движение — возможность почувствовать, чем живет дошкольное образование, шанс наладить контакты, взаимодействие и дружеские отношения с коллегами.
Ощущение себя российским педагогом, членом сообщества лучших воспитателей, частью значимого для общества института останется в моей душе еще надолго. А родители, приводя детей в детский сад, робко заглядывая в мои глаза, спрашивают: «А Вы от нас теперь не уйдете»? «Нет», — отвечаю я уверенно. Ведь заряд энергии, творческий полет и вдохновение, полученные на конкурсе, надеюсь, приведут к новым свершениям.
Есть ли трудности в Вашей профессиональной деятельности? Какие?
Думаю, что при правильном подходе к работе в детском саду многие трудности, возникающие при непосредственном контакте с детьми и родителями, можно преодолеть. Нужно только помнить, что уважение к каждому ребенку и родителю — главное в работе воспитателя. А трудности забываются, когда, придя во вторую смену, ловлю радостный взгляд самого эмоционального мальчика Семена и слышу его голос: «Ура, ты пришла!»
Что вызывает наибольшую обеспокоенность в отношении современного состояния дошкольного образования?
Опыт общения с коллегами из других детских садов, собственные наблюдения показывают, что самая главная проблема — отсутствие в наших детских садах личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми. Строгий, всезнающий воспитатель, требующий от детей соблюдения дисциплины и послушания, не терпящий возражений, — к сожалению, такая ситуация еще имеет место в детских садах. И очень трудно отойти от учебно-урочной модели. Радует, что ФГТ декларируют совершенно другой подход к дошкольному образованию. Сколько времени понадобится, чтобы личностно-ориентированное взаимодействие с детьми стало нормой жизни в детском саду, чтобы чувствовался взаимный контакт детей и воспитателей, не нарушающий свободу и равенство всех участников воспитательно-образовательного процесса?
Чем Вы увлекаетесь? Какие Ваши любимые занятия?
Я, ничем не отличаясь от большинства педагогов, скажу честно, что практически все время занимает работа. Воспитатель отрабатывает свою смену не только в детском саду, но и домой несет планы, готовится к занятиям, изготавливает интересные и занимательные пособия для детей. Наверное, это правильно, ведь педагог — стиль жизни и призвание, а не просто отработка рабочего дня. То время, что остается, я уделяю себе и сыну. Мы ходим по выходным в бассейн, зимой выбираемся на лыжную базу или на каток, летом — на дачу. Желая оставаться интересной для себя и окружающих, стараюсь следить за книжными новинками, посещать кинопремьеры, театр. Ну и, конечно, общение, общение и еще раз общение…... Уверена, что характер наших взаимоотношений с людьми определяет и настроение, и самочувствие, и результаты той деятельности, которой человек занимается.
О чем Вы мечтаете и во что верите? Какие у Вас планы на будущее?
Точно знаю, мечты сбываются! Они захватывают нас, уносят в воображении, вызывают очень сильные позитивные эмоции. Нужно только постоянно думать о своих целях, видеть их реализованными, и тогда непременно появится повод сказать: «Моя мечта сбылась!» А еще я уверена в том, что не следует рассказывать о мечте окружающим, ведь энергия растрачивается. Поэтому, с вашего разрешения, прилюдно мечтать не буду.
Что касается дошкольного образования, верю (а не мечтаю) в то, что будущее у него есть. Посмотрите, по всей стране строятся новые детские сады, внедряются инновационные технологии, разрабатываются новые формы и методы работы. Отношение общества, правительства, Министерства образования, всех органов управления образованием на местах к дошкольному детству меняется. Приходит на самом высоком уровне понимание того, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и прославить Россию.