У нас в гостях
Вячеслав Вадимович Воскобович
генеральный директор ООО «Развивающие игры Воскобовича», Санкт-Петербург
Вячеслав Вадимович, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы пришли в педагогику?
Случайно. Ведь по образованию я инженер-физик, закончил Ленинградский политехнический институт. Но появились семья, дети, и это в корне изменило мою жизнь. Ассортимент детских магазинов тех лет наводил исключительную тоску — одни и те же безликие пирамидки, кубики... Стал интересоваться педагогикой, придумывать игры. И оказалось, что это очень востребовано. Безусловно, встречи с педагогами-практиками способствовали этому процессу. Но хотелось найти свой путь, свою «изюминку». И в какой-то момент я понял, что уже не остановиться.
И как Вы считаете, «изюминка» нашлась?
Думаю, да. Поскольку сегодня — а это уже двадцать с лишним лет спустя — интерес к играм только растет.
Тогда поделитесь с нами Вашими «изюминками».
Сегодня наш игровой материал активно используется дошкольными, школьными (начальная школа) и коррекционными специалистами. И это не просто отдельные игры, разделяемые по этим направлениям — практически любой игровой комплект способен решать как развивающие, образовательные, так и коррекционные задачи.
Начинаем на семинаре разбирать игру. «Задачи какого возраста решаем?», — спрашиваю слушателей. — «Раннего». Через полчаса мы оказываемся в «дошкольном» возрасте, а спустя некоторое время — в начальной школе.
Путешествие во времени?
Да, игровое путешествие во времени. И если вернуться к «изюминкам», это происходит благодаря функциональности игр, их вариативности. Нельзя не упомянуть «сказочность». Игры озвучены как небольшими сказочными сюжетами, так и развернутыми сказками «Фиолетового леса», в которых участвуют наши герои: Луч Владыка, малыш Гео, Незримка Всюсь, Филимон Коттерфильд, девочка Долька и многие другие. А «Фиолетовый лес», который я упомянул, — многофункциональная трансформируемая предметно-развивающая среда на ковролиновой основе размеров 2Ѕ2,5 м.
Порой Вы говорите об играх, порой об игровых комплектах.
На начальном этапе доминировала игра. Придумать что-то интересное, необычное — это так здорово. Но со временем главным стало другое. Игра как таковая уступила главенство развивающей и образовательной задаче. А поскольку таких задач много для любого возраста, игры стали превращаться в игровые комплекты: «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Знаковые конструкторы» и т.д. Каждый комплект включает в себя индивидуальные, фронтальные, сказочные, графические, творческие и другие средства. Появились и универсальные игровые средства, без которых любой педагог, прошедший обучение, уже не представляет своей деятельности. Это — коврограф «Ларчик» и графический тренажер «Игровизор». Таким образом, сегодня в рамках всего игрового материала можно решать задачи сенсорного, интеллектуального, творческого развития, развития математических способностей, обучения чтению. Такая структура, системность — основа построения технологии интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры». И это тоже можно отнести к «изюминкам». Сегодня в рамках ФГОС ДО мы говорим об интеграции. Такая задача в рамках технологии решается давно.
Наверняка, за долгие годы пребывания в педагогике у Вас сложились плодотворные отношения с другими практиками. Расскажите об этом.
В 1993 г. меня пригласили представить свои разработки на выездном семинаре в г. Краснодаре. Это было первое мероприятие (не считая Санкт-Петербурга). Прошел 21 год, и количество городов, где проводились семинары, приблизилось уже к 150.
Я не ставлю себе задачу объездить все города России. Несколько лет назад мы начали осуществлять программу подготовки региональных тьюторов, и уже сегодня их деятельность приносит ощутимые результаты. Теперь они в очень хорошем игровом смысле охватывают Россию от Владивостока до Калининграда. Но на нашей географической карте еще остаются белые пятна.
Я постоянно общаюсь с учителями, воспитателями, логопедами, психологами. Происходит это как в ходе семинаров, так и регулярно, и я вижу в этом большой плюс. Нередки случаи, когда педагоги дают идеи для новых игр или помогают улучшить уже существующие. Благодаря практикам технология, о которой мы только что говорили, стала технологией сотворчества.
Высоко ценю возможность постоянного общения с коллегами, поэтому мы создали специальный проект «Копилка идей», который работает в рамках моего блога www.voskobovich.su и призван объединять педагогов со всех концов нашей (и не только) страны, работающих по технологии «Сказочные лабиринты игры».
Двадцать один год — это серьезный срок. Что вдохновляло Вас на этом длинном пути?
Конечно же, полезность того, что делаю. Критерии оценки могут быть разные. Можно провести анкетирование и за цифрами не увидеть результата. Приведу пару житейских историй.
В одной школе уборщица пожалела учителя младших классов. «Что ж тебе с детками так не повезло? В других классах закончились уроки, дети ранцы за спину — и домой. А у тебя после уроков крутятся-вертятся. Двоечники, что ли? Домой не прогнать». Все оказалось очень просто. Педагог использует игры на уроке и дети не успевают наиграться. Им хочется еще, поэтому и остаются.
Другой пример. Родители недоумевают: дети стали их будить намного раньше обычного, чтоб побыстрее отправиться в детский сад. Дело в том, что в группе появился сказочный «Фиолетовый лес» и утреннее время до завтрака — самое лучшее. Фантазируй, конструируй... Никто на занятия не тянет.
Познакомьте, пожалуйста, наших читателей с историей компании, которую Вы возглавляете.
Предприниматель поневоле — это я о своем предпринимательском пути. Понятно, что автору хочется видеть свою идею, воплощенную в виде продукта. Но найти желающих производить игры в 1990-е гг. не нашлось. Пришлось самому засучить рукава и в прямом и в переносном смысле. В первые «Геоконты» заколачивал гвоздики, клеил первые «Игровые квадраты», разрабатывал технологию изготовления игр и т.д.
Сегодня ситуация другая. ООО «Развивающие игры» является компанией полного цикла: идея, разработка, производство, реализация, обучение, внедрение, поддержка. Иначе говоря, от идеи до внедрения в образовательный процесс. Работаем только со своим продуктом, и наш игровой ассортимент сегодня включает около двухсот наименований.
Какие проблемы занимают Вас сегодня?
Покажите того, у кого нет проблем. Так же, как все, проблемы переводим в разряд задач. Разрешаем их и получаем... новые проблемы. Это жизнь.
А если не философски, а серьезно, то в настоящий момент во главу угла ставим три задачи: модернизация продукта, его информационная поддержка и создание различных образовательных программ на основе нашего игрового материала.
Модернизация включает в себя, с одной стороны, улучшение качественных характеристик, уменьшение себестоимости и соответственно цены, с другой — модификацию продукта по задачам. Коррекционные специалисты говорят: «Нам бы желтый цвет убрать и детали покрупнее». У начальной школы свои пожелания. Мы готовы к такому конструктивному сотрудничеству и в рамках нашего производства можем модифицировать продукт под задачи. Работаем и над упаковкой, т.е. держим в поле зрения и родительский рынок.
Что касается информационной поддержки, то здесь речь идет о создании видеоматериалов различной направленности. Это и видеопрезентации, и видеоинструкции к играм, и даже видеоуроки по технологии.
И последннее из упомянутого: программы. К этому нас подталкивает многолетняя практика использования игр. Планируется создание программ для раннего возраста, одаренных детей, начальной школы, коррекционных программ.
Как выглядят перспективы возглавляемой Вами компании в связи с постоянными изменениями в системе образования?
Китайская мудрость гласит: «Не дай Вам бог жить в эпоху перемен». Наша мудрость отвечает: «Времена не выбирают...». Так и живем, с оптимизмом всматриваясь вдаль, и при этом не сидим сложа руки. Конечно, хотелось бы иметь государственную поддержку своей деятельности, но... в разных городах на семинаре подходят ко мне потрясенные слушатели с одними и теми же словами: «Я только что закончила институт, и никто даже не обмолвился, что существуют такие игры». Я не знаю, что ответить.
Семинары, как я понимаю, являются значимой частью Вашей работы. Они тоже с «изюминкой?»
Конечно. В регионах, как правило, проходят трехдневные семинары — начальное погружение в игру. Полное погружение — это десятидневные тьюторские семинары. Особенность этих мероприятий — постоянная практическая работа с играми. Слушатели сидят за столами группами по 5—7 человек и все время погружены в игровой процесс. Безусловно, для лучшего понимания дается и теоретический материал и связь игр с ФГОС ДО. У меня здесь однозначная позиция: если они не пропустят материал через себя — не донесут его детям.
Как Вы оцениваете современное состояние дошкольного образования и каково Ваше отношение к ФГОС ДО?
Затянувшееся переходное. Конечно, его уже не сравнить с 1990-ми гг., но и до идеала далеко. Радует, что в этот процесс включилось государство, что родители не остаются в стороне, что серьезно говорится о профессионализме педагогов, создании условий образовательным организациям, статье финансирования (наконец-то) на игровое оборудование и т.д. Безусловно, виден положительный тренд.
Но есть и тревожащие факторы: огромный документооборот: и электронный и бумажный. За цифрами и бумагами теряется ребенок. Другие беспокоящие меня факторы — ранняя «тетрадизация» и компьютеризация ДОО.
Но не будем о грустном. Мы это преодолеем, и верю, здравый смысл одержит верх.
О чем Вы мечтаете и что бы хотели пожелать воспитателям и всем читателям журнала?
Нашей главной наградой была и остается благодарность и поддержка специалистов и родителей, чьи дети с радостью познают мир благодаря играм. Поэтому мечта выступает одновременно и задачей: нести эту награду с достоинством и преумножать наши успехи.
А всем читателям журнала хочу пожелать неиссякаемого оптимизма. Педагог — очень «человечная» профессия. Результат вашей работы — подрастающее поколение. По сути, наше завтра. Пусть оно у всех нас — во многом благодаря вашему труду — будет счастливым.