Ляшук С.Н.,
заведующий, детский сад № 2 «Калинка»,
г. Клин Московской обл.
В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...
А.П. Чехов
Одна из проблем российского образования — неуважение к социальному статусу педагога. Дети позволяют себе препираться с педагогом и оскорблять его, заниматься своими делами в процессе обучения, и при этом некоторые родители не только оправдывают такое поведение своих детей, но и сами ведут себя не лучшим образом. У этой проблемы есть много составляющих: качественное ухудшение кадрового состава; поведение самих педагогов, которые обсуждают свои проблемы при детях и «срывают» на них свое плохое настроение.
Руководитель образовательной организации всегда на виду. Его имидж, его управленческая культура — основные факторы успешной деятельности в данной должности.
В последние годы значение имиджа руководителя все более возрастает. Этот вопрос сегодня активно обсуждается как в научной, так и в деловой литературе. Ему дают различные определения, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из условий успеха. Имидж — то, что вы без слов показываете окружающим, к какой профессии принадлежите, рассказывает о вашем характере и темпераменте, вкусе и даже о финансовых возможностях.
Чаще всего это понятие применяют к личности. Образ формирует в сознании людей определенное отношение к этой личности. Имидж руководителя — своего рода призма, через которую преломляется его отношение к подчиненному и подчиненного к нему .
Успешность деятельности руководителя целиком и полностью зависит от того, какое впечатление он произвел на своих подчиненных.
Исследования психологов показывают, что в восьми из десяти случаев наше первое впечатление о других людях складывается по их внешним данным. Вспомним русскую народную пословицу: «Встречают по одежке...». Внешняя составляющая имеет множество граней: обувь, прическа, манеры, одежда, походка, жесты, мимика, голос. Да, внешность важна, но это не единственная составляющая имиджа. Есть еще внутренняя составляющая. Вспомним: «...провожают по уму»! Внутренняя составляющая — образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы и новаторские идеи.
Современный руководитель должен стремиться к формированию своего положительного образа у персонала.
Важной составляющей имиджа руководителя является и его управленческая культура, процесс целенаправленного воздействия на все сферы деятельности организации в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие, реализация поставленных целей в рамках существующих норм.
Каким же должен быть современный руководитель, чтобы он мог подавать пример своим подчиненным? Он должен быть профессионалом, культурным человеком, иметь деловую хватку. Оптимальный руководитель — тот, с кого берут пример.
Что собой представляет руководитель-профессионал? Это человек с высоким уровнем образования, обладающий педагогической компетентностью, эрудицией, знаниями не только в области своей профессии, но и познаниями в сферах экономики и менеджмента, а также стремлением к постоянному самосовершенствованию, поискам новых форм и методов управления.
Деловые качества руководителя — инициативность, оперативность в решении возникающих проблем, способность концентрироваться на главном, быть готовым к нововведениям, преобразованиям и рискам. Еще это высокая коммуникабельность, умение расположить к себе людей и убедить их в правильности поставленных целей и необходимости их решения.
Современному руководителю, в первую очередь, необходимо уметь управлять собой, контролировать свои поведение и мысли. Наше мнение на этот счет созвучно высказываниям ряда известных деятелей. Так, М. Фадуль, французский бизнесмен, в свое время отмечал: «…если руководитель показывает подчиненному, что он раздражен и не может контролировать свои эмоции, значит, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми». Ч. Дарвин говорил: «…когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли» это и есть «…высочайшая возможная стадия... культуры».
Еще одно важное качество хорошего управленца — умение «…слушать не меньше, чем говорить», как писал американский менеджер Ли Якокка.
Если руководитель сумел завоевать доверие и уважение своих сотрудников, даже когда руководителя нет рядом, имидж продолжает работать и в его отсутствие.
Только при наличии таких управленцев в сфере образования возможно повышение статуса педагога в современном российском обществе. Чтобы войти в их число и решить задачу создания нового конкурентоспособного учреждения через эффективное управление его деятельностью, важна тщательная работа над собой.
Что такое управление в нашем понимании? Это система действий, направленная на последовательное обеспечение стабилизации деятельности учреждения после его реорганизации, оптимальности его функционирования и целенаправленного развития, а также на повышение конкурентоспособности возглавляемой организации.
Основная цель функционирования дошкольной организации — создание условий для комфортного пребывания ребенка в ее стенах. На решение этой цели направлена деятельность всех специалистов и сотрудников ДОО, которые, воздействуя на ребенка как субъекта образовательно-воспитательных отношений, тесно и продуктивно взаимодействуют друг с другом. А руководитель координирует данное взаимодействие.
Для более успешного результата управления деятельностью ДОО мы руководствуемся высказыванием К. Маркса, который отмечал: «Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей». Для данного продвижения необходимо четко представлять себе конечную цель своей управленческой деятельности. Для нас такой целью стало стремление вывести организацию на более качественный уровень оказания образовательных услуг, а также создание на ее базе консалтинговой службы по предоставлению методической, психологической и коррекционной помощи не только обучающимся и их законным представителям, но и педагогам Клинского муниципального района. Также мы допускаем возможность выхода на областной и всероссийский уровень.
За короткий промежуток времени нам удалось сплотить не только два коллектива объединившихся реорганизованных в 2016 г. ДОО, но и родительскую общественность. Мы создали комфортные условия для работы всех сотрудников, был разработан и внедряется в деятельность проект «Модель квалитологического взаимодействия с родителями обучающихся», который презентовался на зональном конкурсе педагогического мастерства «Сфера профессионализма — 2016» (лауреаты). Основываясь на материале данного проекта, наш детский сад вступил в экспериментальную деятельность района «Жизнь без языковых барьеров» по созданию программы взаимодействия с обучающимися из семей мигрантов и их родителями, плохо владеющими русским языком. Стартовал проект «Калинка» — территория счастливого детства», в котором активное участие принимают родители наших воспитанников. Он предусматривает благоустройство не только помещений детского сада, но и прилегающей территории. В рамках данного проекта в ДОО были открыты две комнаты психологической разгрузки с сенсорным наполнением в соответствии с ФГОС ДО, проведены ремонтные работы в большинстве помещений обоих отделений.
Способствуя дальнейшему развитию и укреплению конкурентоспособности своей ДОО, любой управленец растет вместе с ней.
Как сказал один неизвестный автор, «жизнь состоит из событий, последовательно приходящих и уходящих. Всегда интересно наблюдать за ходом этих событий. Но еще интересней ими управлять».